Из конспектов об искусстве. 1

М. ЦВЕТАЕВА. "ОБ ИСКУССТВЕ" М., Искусство, 1997.

ПОЭЗИЯ И ПОЭТ.
а. Многоликость поэта - утысячерённый человек. (С.38.)
б. Поэт есть жизнь. (С.24.)
в.Поэт? Спящий. (VII, 81.)
г. Для поэта самый страшный враг - видимое. Необходимо знать видимое.(С. 40.)
д.  "Услышать для поэта - уже ответить." Утвердить "хотя бы страстностью своего отрицания". (С.44.)
е.  Человек-поэт - во власти вещей и стихий. Лжепоэт всегда делает сам. (С.97.)
ж. Творец. Чем больше творение, тем меньше оно по сравнению с творцом. (С. 124.) Но и сам творец - повод к божеству, т. е. К бОльшей высоте. Прорыв в божество у Гёте.  (((Лучшее всегда впереди - Н.О.)) (С. 255.) Бой несуществованию.  (С.435. "Поэт и природа", Примеч.)
з. Весь поэт - средство для иного. Я - мятежная природа, союз с природой. (Примеч. к ст. "Поэт и природа", с. 435.)
и.  Я - много поэтов. (Письмо Ю.П. Иваску, 25 яеоваря, 1937 г. С. 426.)
к. Есть поэты - волшебники - без пути, без цели. "Их муза с колыбели до гроба - принцесса и волшебница. (О Брюсове.) (255.)
л. Правда поэтов - самая неодолимая, неуловимая, бездоказательная и убедительная. (С. 97.)

ОНА ЖЕ, ТАМ ЖЕ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ПОЭЗИИ. ПОЭЗИЯ.

ГРАФОМАНСТВО. "Это техника,как самоцель".

ТВОРЧЕСТвО.
а.  Всё моё писание - вслушиванье. (IV, 41.)
б. Не для миллионов, не для единственного, не для себя. "Я пишу для самой вещи. Вещь,путём меня, сама себя пишет". (V, с. 42.)
в. "Вещь, пока пишется - самоцель. Использование, оплата, слава - это всё после, да и то не всегда." (Там же.)
г. "Обольщусь сутью, форма сама придёт". (VII, с. 53.)
д. Воля без наития - дубовый кол. (С. 74.)
е. Процесс творчества - "Наваждение; что-то, кто-то в тебя вселяется... то, что через тебя хочет быть." "Меня вещи всегда выбирали... и писала я их часто - почти против воли." Сновидение. (С.93.)
ж. "То,что в тебе скрыто и закопано... в стихах открыто и выражено". (С. 104.)
з.  Самопознание души через видимый мир. (С. 104.)
и. Созерцать нечто - подняться над ним. (С. 89.)
к. Увековечить - вырвать у смерти. Стремление к вечности.9Примеч. к ст. "Поэт и природа". С.  435.)
л. И самое небесное из вдохновений ничто, если не претворено в ((земное)) дело." (С. 417.)
м.  "Повторяет только машина." Сущности подражать нельзя. (I, с. 115.)
н.  "В жизни сорно, в тетради - чисто."(С. 44.)

ПОЭЗИЯ.
Поэзия - "Моя напасть,моё богатство". (К. Павлова.) (С. 388.) Поэзия природы - любить природу - признать, что ты вне её. (С. 176.) "Кто не поёт,ещё не есть". (Рильке Р.М. 12 мая 1926 г. (С. 398.)
ЛИРИКА.  Воля исполнения, запись слов и ощущений, безтемность и безморальность, приливы вдохновения, бесцельность. (I, с. 107.) Самозамкнутость. Жизнь в чувствах, у которых нет развития и логики. Предчувствие. Зачарованный круг. (Там же, с. 109.)Неповторяемость в схожем и в возобновлении. (Там же, с. 114.)

ИСКУССТВО. - духовный мир физического и физический мир духовного". (С.88.)

СЛАВА. Следствие, а не цель.(V. с.43.)

ОПЫТ. Голос природы, мудрость и до мнения знатоков. (III, с. 40.)

ЧТЕНИЕ. Как расшифровка тайных смыслов. Разгадывание, толкование, извлечение тайного. (V, с. 50.)

КРИТИКА. "Для того, чтобы иметь суждение о вещи, надо в этой вещи жить и её любить". (С. 34.)


Рецензии