К Читателю...
И он не в силах не писать.
Ведь будет до изнеможения,
Душа несчастного терзать.
В нём совесть обладает властью.
Раскрутит мысли маховик
И стих приходит - Часть за частью,
Ложатся строчки в черновик.
Он всё обдумает и взвесит,
Добавит смысла тёплый свет.
Перемешает, перемесит -
Построит заново сюжет!
Добавит толику печали,
Хитро сплетая нити фраз.
Чтоб вы с восторгом испытали,
Свой эстетический экстаз!
Его старания - ад кромешный!
Читать учитесь между строк,
Не делать выводов поспешных
И свой расширите мирок...
Свидетельство о публикации №117022403330
Во первых общее впечатление. Со стихосложением у Вас всё нормально. Вы используете во всех стихах один общий размер, примерно такой, каким писал А.Т. Твардовский и делал это успешно.
Основная мотивация для для изложения у Вас это смысловая часть. Вы что-то хотите донести,высказать какую-то мысль - продукт своих злободневных и общих философских размышлений. И делаете это прямо и открыто.
Стихотворная форма для Вас это инструмент, средство. И поэтому Вы сильно не изощряетесь в поисках изобразительных поэтических средств.
Ваши стихи отражают и Ваш язык и процесс Вашего мышления.
У Вас есть своё, видимо уже сложившееся миропредставление и оно отражается в слове. И это мировоззрение является главным, определяющим. И анализировать приходится только позицию мысль, так как изложение по форме выверено и почти не дает работы для критика.
Тогда приступим, как мы обычно делаем, по пунктам:
"Поэт, по сути - раб творения" - это Ваша позиция. Мы это уважаем. Но слово раб, для поэта здесь и неточное и унижающее автора.
Обычно, говорят, что поэт это демиург, это личность, а его стихи это всего лишь творение - продукт. Мысль Ваша понятна, но многие прочитавшие это, думаю, с Вашим определением не согласятся.
"И он не в силах не писать" - Это хорошо, если у автора так. Но многие поэты страдают от творческого голода.Хотят писать, чувствуют потребность и ...то не знают о чем, то не находят слов.
А состояние, когда "не можешь - не писать" опасное - близкое к графомании.
Лучше когда:пишешь и можешь писать.
"Ведь будет до изнеможения,
Душа несчастного терзать."
Слово "ведь" надо избегать, хотя оно не запретное, но из просторечия.
И далее, здесь неверное понимание функции души. Она не терзает. Скорее побуждает.
И Вы снова называете автора, у которого проснулся дух творчества, несчастным.
Творчество это дар и радость. И только так.
"В нём совесть обладает властью.
Раскрутит мысли маховик
И стих приходит - Часть за частью,
Ложатся строчки в черновик."
Здесь Вы описываете техпроцесс. Это немного приземляет - до ремесла. В общем Вам в стихах этого духовного парения, возвышенности, многомерности, которую обычно ищет современный читатель не хватает.
Маховик, похоже вставлен для рифмы к ключевому слову "черновик" и само сравнение с этим тяжеловесным, в отличии от мысли, элементом механизма ничего стиху не дает.
Теперь смотрим дальше:
"Ложатся строчки в черновик.
Он всё обдумает и взвесит"
Одно четверостишье заканчивается сообщением о черновике и второе продолжается действием, Получается, что черновик - все обдумает и взвесит.
Это называется нарушением логики повествования и встречается часто.
Так же как и с названием. К "читателю." Следует ожидать по форме обращение, а получается - рассказ о поэте. Читатель выпадает и вспоминается , вдруг, в конце и во множественном лице: "Читать учитесь между строк"
И в продолжение этого обращения назидательное:
"Не делать выводов поспешных
И свой расширите мирок..."
Тут нарушена форма обращения.
Если одна фраза построена так: "читать учитесь между строк" то её логическое продолжение ? "и выводов не делайте поспешных"
А фраза "И свой расширите мирок" - не корректна по отношению к читателю.
И потом эта фраза "Его старания - ад кромешный!" -эта строка вылезает из общего размера, она уже переходит на прозу.
Она, конечно, говорить о сложности творческого процесса. Это бывает. Но сравнение с кромешным адом это сильное преувеличение, Если так, то лучше не писать вовсе.
Да это и не так.
Слово "мирок" обращено к читателю . Это оценочное суждение, оно заочно и уничижительно.
Можно попытаться переделать финал, используя авторский текст и сохранив замысел.
Фразу "выводов поспешных" нужно оставить. "Между строк" - тоже. Тогда ищем ключевые рифмы: теремок,венок, цветок,невдомек и конёк...
Например, так:
Не делай выводов поспешных,
Читая мысли между строк,
найдешь урок для дел сердешных
и чувства вспыхнет костерок.
так зацветешь от мыслей смежных,
что прежде было невдомёк -
так лёд от вод вздымает вешних
и к солнцу тянется цветок.
Николай Кладов 27.02.2017 11:39 Заявить о нарушении
С благодарностью и наилучшими пожеланиями,
Носов Роман 27.02.2017 17:36 Заявить о нарушении
А вот идеальное стихотворение... Вы задали мне задачу. Я бы мог привести свое стихотворение, но это не корректно, А так идеальное со всех сторон стихотворение надо поискать, хотя их - сильных и добротных ооочень много.
Классику могу привести. "Я Вас любил, любовь ещё быть может.." у Пушкина
есть очень интересная Пародия Л.Филатова пародия на Рождественского.
У самого Рождественнского есть "монолог шофера" - это из простых и сильных произведений.
Марина Цветаева "Уж сколько их упало в эту бездну"
Твардовский "Ленин и печник"
Белла Ахмадулина "СКАЗКА О ДОЖДЕ"
Много всего. И сколько хороших строк у Евтушенко. Его поэмы "Братская гэс" и
"Мама и нейтроная бомба" - обязательно надо прочитать тем, кто пишет стихи.
Николай Кладов 27.02.2017 20:54 Заявить о нарушении
В нём жажду разума не утолить.
Умом, не написать стихотворение.
Душе и сердцу не прикажешь полюбить!
Ведут ли в высь земные испытания?
Быть может, не известно никому.
Из глубины неверного сознания,
Я как Мюнхгаузен, на свет себя тяну.
Свои следы к тропинке умножаю.
По ней к пути, через владения тьмы.
Сегодня я, с надеждой провожаю,
Последний день безнравственной зимы!
Носов Роман 28.02.2017 12:13 Заявить о нарушении