Самый-лютый-Враг
* в предварение к циклу повестей и новелл «ХВАЛА - ВРАГАМ!»
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори,
и тогда ты сможешь избежать критики.
Томми Дюар.
* мемуар-конспект о свободе соучастия в коллективной психической деятельности *
Вероятно, задуманный цикл придется не «наматывать с начала» (что, безусловно, было бы верно), а «разматывать с конца», сбиваясь и путаясь при этом,- но иначе, боюсь, не успею воздать «всем сестрам по серьгам» - по их заслугам. Придется сперва - о самом значимом. Всё равно начальные концы клубка причин и событий покрыты их верхними слоями.
Когда тебе уже за 50, то, малость поумнев, оборотясь на минувшее, ты видишь череду былых друзей, приятелей и подружек. А сбоку – ряд недругов, которые вели себя, как враги, и ты не единожды бездумно вступал в противоборство с ними. И без которых научился обходиться не так давно. Теперь только, когда сполна всё осмыслено, ты и начинаешь давно задуманный цикл – как раз о них.
Не единожды то была «гидра» о множестве голов - вражИна коллективная, но чаще – очередной персонифицированный негодяй-из-мерзавцев. А встречались и просто параллельные позиции, которые ни к чему не ведут: вы просто летите рядом по жизни в виду друг друга, не пересекаясь. Но если это Перпендикуляр, или Некто, к нему близкий, да притом и встречный,- как болид, то…готовься к столкновению. А ежели это целый Рой – быть битве с бомбардировкой и штурмовкой. С осадой, коварством и измором.
В столкновении с ними тебе казалось необходимым противопоставить им свои поступки или наоборот не-деЯние,- мотивированные твоими принципами, но отличные от их мнений и происков. Зряшные потуги? Не всегда. Изредка они приводили к результату. А, главное – ты жил, действовал, мужал, проявляя и укрепляя себя. Тебя к тому вынуждали, и ты был готов ответить достойно. Пусть не всегда получалось, но ты старался быть на высоте положения, которое сам же себе и определял.
Зачастую это походило на партию, игру, интригу, состязание или стычку. Тебя провоцировали и ожидали вполне определённой реакции, но ты, вняв раскладу и рассудку, поступал не так, как ожидалось, и тебе строили новые каверзы. Не всегда то были опытные интриганы,- просто они были другие. Вернее, - ты сам был не таков, как они. И никто тебе не виноват. Ты живёшь из своих понятий, и они – по своим. Из этого и возникает противо-стояние. И тогда мужайся и будь верен себе и твёрд – до конца. Теперь ты на острие атаки – один против всех. Ведь ты сам часто пёр поперёк жизни да вразрез течению в общем «русле», - вопреки сложившемуся мнению и порядку.
Тебя вновь провоцируют, и ты опять поддаёшься, получая небывало-захватывающее приключение. Чутьё обострено и дух твой в напряге, а в крови – гормоны. Ты прокручиваешь ситуацию в уме и ищешь способы приемлемого выхода. Импровизируешь, и иногда получается «нечто». Может быть, таков образ твоей жизни? А, может, ты сам-себе-враг? Кто принуждал тебя отличаться от прочих? Был бы, как все… Ты ведь сам не пожелал быть, таким, как они? Чем тебе всегда всё не-по-нраву? Или они должны быть такими же, как ты?.. Но ведь и ты не обязан... Вот где противоречие. Именно здесь «собака порылась». Какой смысл всем быть одинаковыми? В чём тогда смысл явления друг другу? Сбиваться в стаи? Да, это жуткая сила. Так что ж, им уступать? Иль самому ввергнуться в стаю? Ну и зачем ты нужен такой - самому себе? Неужто стоило для того родиться…
Хотел в Алма-Ату — приехал в Воркуту.
Строгал себе лапту, а записали в хор.
Хотелось «Беломор» — в продаже только «Ту»
Хотелось телескоп — а выдали топор.
Хотелось закурить — но здесь запрещено.
Хотелось закирять — но высохло вино.
Хотелось объяснить — сломали два ребра.
Пытался возразить, но били мастера.
Хотелось одному — приходится втроем.
Надеялся уснуть — командуют: «Подъем!»
Плюю в лицо слуге по имени народ.
Мне нравится БГ, а не наоборот.
Хотелось полететь — приходится ползти.
Старался доползти — застрял на полпути.
Ворочаюсь в грязи. А если встать, пойти?
За это мне грозит от года до пяти.
Хотелось закричать — приказано молчать.
Попробовал ворчать — но могут настучать.
Хотелось озвереть, кусаться и рычать.
Пытался умереть — успели откачать.
Могли и не успеть. Спасибо главврачу
За то, что ничего теперь хотеть я не хочу.
Психически здоров. Отвык и пить, и есть.
Александр Башлачев / Палата номер шесть.
Итак, ты «не согласен». И пошло-поехало. Слово родит взрыв эмоций, поступок - бурю негодований. От них становишься в оппозицию, затем – в позицию защиты. И всё – ты сам себя обрек на одиночество. Строй крепость, держи оборону, мужайся и помощи не жди: единоверцев нет как не было. Зато снаружи – единение. И есть лидер. Вот он и будет тебя доставать – явно и неявно: вместе со всей «шоблой». И «шестёрки» - в первых рядах,- всё-как-полагается по законам «жанра». И тебе предстоит пережить множество негативных эмоций и совершить немало вынужденных подвигов прежде, чем ты научишься жить без врагов. Или придёшь к адекватно-бесконфликтной норме? А покуда очередной «фюрер» наконечником «копья» совокупной волею и массой «древка» посылаемой его толпы раз-за-разом пронзает тебя то здесь то там. Да ещё они всем скопом осыплют тебя «стрелами» презрения. А ты думал, так и будешь перечить без затей? Не выйдет! Ты - в социуме, дружок. А он, согласно Концепции Общественной Безопасности (*) - таков (так и знай!):
«Поведение человека строится на основе взаимодействия у него:
1. Врождённых инстинктов и безусловных рефлексов.
2. Бездумной автоматической отработки привычек (…) и навыков поведения (…).
3. Разума. То есть разумной выработки своего поведения, на основе информации хранимой в памяти и поступающей извне вновь.
4. Интуиции. Интуиция (лат. Intuition – пристально смотреть) – способность непосредственного постижения истины.
……………………………………………………………………………………………………
В психике любого человека всё это (1,2,3,4), так или иначе, есть. Но взаимодействуют между собой эти составляющие (1,2,3,4) у различных людей по-разному. В зависимости от того, как эти составляющие выстроены по уровням значимости у человека (что на 1-м месте, что на 2-м и т. д.)…можно говорить о психике каждого. Из этого определяется 5 основных типов строя (устройства) психики:
1. Человечный строй психики.
2. Демонический строй психики.
3. Строй психики биоробота-зомби.
4. Животный строй психики.
5. Опущенный ниже животного.
……………………………………………………………………………………………………..
Это порождает в обществе в целом некую коллективную психическую деятельность (коллективную психику», психическую «атмосферу»). Она может быть двух видов:
1. С ростом ошибок. К ошибкам, которые совершает один человек, добавляются ошибки, совершаемые другими. Ком ошибок растёт и погребает под собой всё такое общество, если общество (часть общества) не подготовит другую психическую «атмосферу».
2. С устранением ошибок. Ошибка, совершённая одним человеком, устраняется другими. Но главное здесь в том, что каждый старается не совершать ошибок сам. , чтобы не обременять других устранением его ошибок.
Люди различаются по взаимоотношениям их личной психики с коллективной психикой.
Разделяются они так:
1. «Стадность». В этом случае человек подчинён коллективной психике. («Я – как все», «мы – богоизбранные», «наше дело – телячье», «мы – за царя!», «а мы – за генсекретаря», «а мы – за демократию», «а я – вне политики», «мы – люди маленькие», «бараны мы, что хочешь, то и делай с нами», т. е. твори беспредел, и т. п.).
2. «Коллективная свобода».
Здесь человек – свободный соучастник некой коллективной психической деятельности.
3. «Пастухи» и «волки».
В этом случае, будучи даже в «коллективной свободе», по отношению к психике «стадности» человек, возможно, станет выступать:
- Либо в качестве «волка» в «стаде» творить беспредел в отношении «баранов» (хозяева фабрик, дворцов, пароходов…»).
- Либо в качестве «пастуха» над «стадом», т. е. поддерживать волчий беспредел в отношении «баранов» (попы, раввины, муллы, лидеры партий, движений, обществ и т. п.).
4. По «вкладу» в коллективную психику люди могут быть:
- людьми, работающими на поддержание безошибочного лада в коллективе;
- людьми, порождающими лавину ошибок и бедствий в коллективе;
- людьми, которым свойственно и «то», и «другое» (и лад, и разлад) в зависимости от настроения, обстоятельств, персонального окружения и т. д.
Важный вывод. Всё сказанное выше означает, что все полученные человеком теоретические знания и освоенные им практические навыки – всего лишь придаток к его типу психики.
То есть: достоинство человека как личности, выражается не в образовании, знаниях и навыках, а в определенном (человечном) типе психики». *1*
«Кроме того, хотя многие индивиды на протяжении…жизни пребывают при одном…строе психики, но многие другие на протяжении жизни изменяют свой строй психики необратимо и неоднократно; также многочисленны и те, чей строй психики неоднократно, но обратимо изменяется даже на протяжении одного дня…» *2*
Нет, я не отрекаюсь нипочем
От всех нагромождений плечом –
От своего пути. Он был! Он прожит!
От Тьмы и Света, от Добра и Зла.
То жизнь моя была…
……………………………………………………….
О, молодость моя! Тебя, кто хочет, судит,
Но у меня другой уже не будет…
-------------------------------------------------------- Маргарита Алигер.
«Также разнообразно и порождение коллективной психики множествами индивидов: есть индивиды, чей вклад в коллективную психику всегда направлен к тому, чтобы преобразовать ее в «лавину ошибок и бедствий» вне зависимости от воли и намерений; есть индивиды, которые всегда работают на поддержание безошибочного лада; есть индивиды, которым свойственно и то и другое, - в зависимости от настроения в данный момент времени, внешних обстоятельств и персонального состава их окружения.» *1*
Когда тебе мастер мебельного участка велит вечером прибыть «на дружину», то наутро на разводе ты принародно должен держать ответ, почему не явился. И когда ты спокойно заявляешь, что ни в какую дружину ты не вступал, Хозяин при молчаливом одобрении двух бригад заявляет тебе: «У нас в цеху десяток мастеров, так что ищи себе другого». А затем ты, как ни в чем не бывало, вместе-со-всеми идёшь на перекур, и вся курилка попеременно бросает в твою сторону негодующе-оценивающие взгляды безропотных холуев, обиженных за Хозяина, умеющего быть и щедрым и полезным,- свойским и барственным одновременно - настоящий Вожак настоящей Стаи: ни один не возразил, ни один не ослушался. Они, как и ты не вступали ни в какую дружину, но они лояльно-легитимны, а ты - нет. Всё так обыденно, но конфликт - налицо. Так что будь готов ко всему. И ты ещё год безнаказанно имел с ними дело. Своим-в-доску не был, но и не помыкал никто. И ушёл на участок судоремонта и монтажа по своей воле - так и не поддавшись стороннему влиянию.
Когда любить себя не смеешь:
похоже, больше не умнеешь,
а то и вовсе не умеешь,
не научившись, сатанеешь;
вопрос задали, тупо блеешь;
к другим претензий не имеешь,
с людьми общаться не умеешь, ,
-Гляди!- велели – ты глазеешь;
ещё немного, отупеешь,
набрался наглости, буреешь,
подмога рядом, ты борзеешь;
всего боишься да потеешь,-
чуть что и – сердцем холодеешь…
не умничай – уже тупеешь,
порою всё-таки балдеешь,-
захорошело, сразу млеешь;
а кайф словил, благоговеешь…
напрасно эту самку клеишь,
зря молодишься, ты стареешь
напрасно краситься,- седеешь,
зря прежде времени мертвеешь
и бороду напрасно бреешь.
«В обществах...реально присутствуют благонамеренные нетерпеливцы, которые проявляя…специфический вид дурости, собираются в стаи. …различия в строе психики порождают взаимно исключающее понимание каждым из множества индивидов конкретного добра и конкретного зла, либо отсутствие вообще какого-либо определенного понимания таковых. Это выливается во внутриобщественные конфликты множества человекообразных животных, биороботов, своевольно демонических индивидуалистов, и состоявшихся в каждую историческую эпоху людей, в совокупности составляющих общество.
Такого рода конфликты, обусловленные различием в поведении, в котором выражается каждый из существующих в обществе строев психики, подавляются или устраняются институтами общественного самоуправления разного рода средствами…»*2*
Вот так на ровном месте ни с чего наживаются не-приятели. А как иначе, если спереди - стая и позади другая, а ежели ещё и справа и слева, а ты - посерёдке? Но теперь, когда прежние стычки позади, понимаешь: вряд ли могло быть иначе. И только один вопрос перед тобой: «Не напрасно ли ты расходовал себя на них, недостойных?». Случались ведь и такие, о которых и писать то не хочется (на букву «г»): они того уж точно не стоили – ничего из себя не представляли, кроме избытка тестостерона, но «ливера» в себе носили немало. Чуть что – оно и закипело, обдавая «ароматами». Чуть надавил на такого, оно и попёрло во все щели. И тогда – «гаси свет, кидай гранату»…
Но были и другие – Учителя Достойные,- из породы Демонови-Вампиров. Даже если и не разумно им противо-стоять, то всё одно обстоятельства принуждали. Приходилось. Поступить иначе – себе изменить. С такими главное – самому не быть идиотом, чтобы идти у них «в поводУ». Иначе опустишься до карикатуры: припалили тебе сзади мошонку каленым прутом, и ты, безумствуя, вскачь вылетел на арену, где наряженный ловкач из матадоров станет дразнить тебя, набыченного, красным плащом, виртуозно вонзая в тебя, обезумевшего от ярости и боли, острые пики – на потеху публики. Помни: при таком раскладе траги-комичен будет твой конец.
Хорошо ещё,- не было среди недругов разъярённых фурий, кроме разве что пары особых случаев. Или ты намеренно кого-то запамятовал?..
Но едва стоит тебе выказать характер, своё истинное отношение к окружающим и оставаться твёрдым, сей же час явится всеобщее недоумение-с-недовольством. Как же так? Столько лет был «белым-и-пушистым», а тут на тебе: «приходи, кума, любоваться!» А всё просто: раз уж надоело тебе нивелировать выдержкой и тактом их изъяны, и ты, уподобясь им, стал держать себя, как они, явив им в себе их отражение – стало быть, ты и виноват. Хотя оно в тебя и не проникло, и ты всего лишь - зеркально «заблистал» раз за разом. Но им такие «примочки» не по нраву. Вот ты и виноват, раз ты не такой, как оне. Сами не являясь ни «белыми», ни «пушистыми», они ждут этого от тебя. А ты как думал? Годами числили тебя в «пушистиках», а ты вдруг стал лохмат, мохнат и колюч, как они все совместно и поврозь. И тут ты являешь им всем их собирательный образ, но они ему не рады. Неужели это ты?.. Нет, дорогие, это ВЫ! Всё, что в них, было в тебе и прежде,- ведь ты «оперялся» среди них и умеешь быть разным, но ты держал свои изъяны в узде. А они нет. Они – не ты,- вот и позволяли себе роскошь пребывать в-своем-естестве. Им можно. Тебе – нет. Как так? С какой такой стати? А им не нравится. Чего ты перед «табуном» иноходью «котытишь», будто б особь редкостной породы? Пегас что ли залётный? Или Кентавр, заблудший? Нашёлся тоже Единорог,- скакун арабский,- видали мы таких! Так что будешь ты у нас теперь просто «Конёк-Горбунёк». Да ты не «парься»: всё-таки не ишак какой-нибудь… А если не согласен, тогда и не обессудь: тебе же боком выйдет твое упорство, коли не желаешь бежать в табуне бок-о-бок со всеми. Или это не ты с видом «умника»-трезвенника многозначительно наблюдал безобразия на общем пиру,- у всех на виду? Вот с тебя и спросится. А с этих «зверьков» какой спрос? Вот счёт за «пир» и предъявлен тебе. Заплатишь разок, будто б с ничего переболеешь жестоко, может, и перестанешь «отражать» то, что не следует.
Случались и такие, что не были плохи сами по себе, но безнадежно иные – перпендикулярные какие-то и оттого особо неудобные. С ними как раз и приходилось всего труднее.
И до того их всяких набралось в избытке, что тебе уже задним числом приходиться их классифицировать по группам и на особицу. Ну, ни забавно ли?
Но теперь то ты, богатый опытом-в-негативе, уже не станешь, как бывало, хлестаться, с кем ни попадя да почём зря, доказывая НЕЧТО. Ныне ты скорее воззовёшь к потаённым глубинам личности оппонента-соперника: и если недостаточно логики об руку с фактами,- ненавязчиво-деликатно обратишься к его интеллекту, тактично напомнишь ему и о совести. Поведаешь о непреложных законах Космоса, рекущих в мистическом ключе о неизбежности воздаяния,- о Законах Кармы и Бумеранга. А то и преподнесёшь в виде «памятки» высказывание Гергарда Энгельсбергера, как ты и проделал это однажды с заносчивым участковым терапевтом. И это сработает, как должно! Разумные доводы всё-таки действуют на развитых людей, независимо от их «ориентации»! Ты же сам это проверил: царственно-ледяная неприступность суровой женщины-врача не помешала ей вполне адекватно воспринять неоспоримые истины:
«Есть только одна великая держава на земле – Любовь.
Обязанность без любви делает человека раздражительным.
Ответственность – бесцеремонным.
Справедливость – жестоким.
Правда – критиканом.
Воспитание – двуликим.
Ум – хитрым.
Власть – насильником.
Приветливость – лицемерным.
Компетентность – неуступчивым.
Слепая любовь к порядку – придирчивым.
Честь – высокомерным.
Богатство – жадным.
Вера – фанатиком».
От ТАКОГО поневоле задумаешься. А то и переоценишь свои поступки за-одно с их мотивацией,- если Совесть твоя не впала в беспробудную спячку.
Невзначай раз-за-разом ты задумывался всё крепче и, как мог, изучал вопрос по источникам, дабы понять и себя и своё место в смежном социуме. И делал ты это не напрасно, ибо вскорости ответ был найден. На уровне откровения:
«…Предок человека – не самая «умная» из обезьян, а самая мерзкая, слабая, приспособленчески хитрая и коварная тварь из всех, что имела Природа в соем распоряжении. Мало того, что Прачеловек питался падалью и трупами, для разделки которых и использовал пресловутые «орудия труда»: все эти кремневые тесала, ковырялки и скребки, на которых молятся до сих пор палеоантропологи. Но он еще и был адельфагом – пожирал себе подобных.
Именно систематическое убийство и пожирание соплеменников стало коренным преимуществом этой слабой твари в жизненной борьбе с другими, более «благородными» хищниками. Свой резерв мяса и костей племя всегда несло с собой и могло не бояться бескормицы. Кончатся коренья и трупы животных, пустим под кремниевый нож своих. Вот такая убийственная логика… До такого не додумался ни один зверь, а Прачеловек, «мысля» таким образом, сделал шаг к Человеку Разумному.
Убийство своих стало нормой, фактором выживания вида. И протостадо стало оформляться в первичное сообщество со строго закрепленными функциями по линии «пожиратель-жертва». Одни из рожденных имели «волю к власти» - способность направлять агрессию на своих, видя в них потенциальный кусок мяса. Другие, имевшие «власть над волей», удачно имитировали повадки сильных и «разъясняли» слабым, обреченным на заклание, почему мир устроен так, а не иначе. Из первых, агрессоров и хищников, впоследствии выросли цари и тираны. Вторые составили цвет жречества и идеологического аппарата: от журналистов до светил общественных наук. А основная масса приспособленцев-диффузников стала народом, людишками, быдлом и электоратом.
Вся биологическая эволюция в рамках социума шла по линии выбраковки непокорных. На ранних этапах их просто поедали, позже морили голодом и сажали на цепь… А способы промывки мозгов? От массовых добровольных жертвоприношений ацтеков – по двадцать тысяч зараз! – до двадцати миллионов в ходе четырехлетней войны двух тиранов.
Выжить в условиях общества, которое хуже стаи волков, можно было, либо лучше всех ползая на брюхе перед сильным, либо став сильным, сбросив с себя оковы страха и чуждого внушения. Так появились неоантропы – «новые люди». Они способны к абстрактному мышлению и созданию убедительных образов не хуже, чем самые изощренные профессиональные и прирожденные суггесторы (способные внушать). Их воля не уступает бешеной жажде агрессора. Но она – не разрушающая, а созидающая сила. Сила, направленная на обретение и удержание баланса жизни, а не на организацию вечных встрясок и потрясений, до которых так охочи все правители.
С момента появления прослойки неоантропов расколотый вид хомо сапиенс обрел шаткое равновесие. Треугольник «хищник-суггесторр-жертва» обрел балансир в лице четвертого элемента системы, - речь идет о тех, кто знает законы жизни, но не живет по ним, ощущая всю их противоестественность…» *3*
Отсюда всего один шаг до того, чтоб убедить себя и других, что и сам ты – вроде как из ЭТИХ, то бишь «неоантропов», - оттого всё так у тебя и проигралось фатально…
Но… тогда выходит, что ты себе – не Враг, да к тому же ещё и Друг всем прочим, кроме ЭТИХ – в Треугольнике. Наполеонов в треуголках. И тех, кто с Ними – с филистёрами-«толпарями», что вокруг-да-около. И это отрадно. Хотя бы теперь, когда «уже рано», пожалуй. И всё же ты был прав, когда «бодался» с мастерами от суггестии – и от суггестологии и от суггестотопии. Прав и теперь – когда не бодаешься. Ещё более, нежели прежде бывало.
P.S. Приложение-практикум
(для укрощения внутреннего и внешних врагов).
- из аутотренинга 4. «Как справиться с обидой»:
«…Только имея истинное смирение, вы становитесь сильны абсолютно. Давайте простим всех, кто нас предал, кто нас обидел, сознательно и несознательно: и друзей, и врагов.
Не надо придавать большое значение врагам. Не растите их в своих глазах, пусть они станут далеки от вас и живут своей жизнью. Они тоже люди, они проходят свою школу.
А Пространству виднее, кто они, зачем и куда идут. Оно с ними разберется. Враги есть, они должны быть в мире. Чужих врагов мы понимаем, и принимаем, и прощаем, а своих? Своих врагов постарайтесь простить тоже здесь и сейчас. Своих сознательных врагов примите просто потому, что они вам необходимы как школа познания жизни.
Пройдя все кризисные ситуации правильно, приняв их мудро, спокойно, с достоинством, не ставя себя в положение пострадавшего, вы становитесь сильнее.
Желаю счастья!»
*4*
Не зли других и сам не злись,
Мы гости в этом мире бренном.
А если что не так, сдержись,-
Будь поумней и улыбнись,
Ведь в жизни всё закономерно:
Зло, излучённое тобой,-
К тебе вернётся непременно!
А счастье, данное другим,-
В тебе умножится мгновенно!
*5*
……………………….…………… 03.-08.07.10. – 14.10.10; 2.08.2011.; 4-5.10.2011; 20. 12.11.
(*) - см. сайт КПЕ;
*1* - «МЪРА за МЕРУ», №2 (2), 2011, www.kpe.ru – общеросийская концептуально-аналитическая газета;
*2*- аналитическая записка Внутреннего Предиктора СССР «…от 10000 до 13000 лет
тому назад» – по материалам КПЕ;
*3* - «…сжатое изложение революционной теории Бориса Поршнева из романа
«Странник» одного из самых интересных современных писателей – Олега
Маркеева» - цитируется по 2 т. «Точка перехода» 3-томника «Третий проект»,- М. Калашников, С. Кугушев;
*4* - Светлана Пеунова, трилогия «Азбука счастья», кн. 1 «Главное о человеке»;
*5* - из Омара Хайяма.
© Copyright: Пересвет-Ордынский, 2013
Свидетельство о публикации №213082100393
Свидетельство о публикации №117022401738