И командиры НЕ охрипли...
Вечные книги. Точнее, вечные темы. Или ещё неточнее, вечные таланты.
Явление привычное и знакомое – оценивать талант писателя, да и вообще, артиста (в смысле творца искусства) по долгожительству его произведений.
Мол, если написано с талантом, то сколько бы поколений не сменилось на этом шарике, всё равно Автор - Талант, остаётся «востребованным».
(Омерзительное слово, надо придумать что-то другое...
Его произведения, этого таланта, по-прежнему вызывают живейший интерес к себе и продолжают волновать умы и сердца многих людей. Так лучше? Но ужасно банально, деревянно!)
Вот Гомер, вот Петрарка, вот Данте, вот Шекспир, вот Пушкин... Ведь сколько лет прошло, а люди всё читают их произведения, переживают, возмущаются и восхищаются...
Тут, конечно, можно задать и вопросик циничный: А так уж прямо и читают, или, запомнив имя и прочитав в лучшем случае какую-нибудь КОРОТЕНЬКУЮ вещицу (чем короче, тем лучше, что не просто ЖЕЛАТЕЛЬНО, а прямо ОБЯЗАТЕЛЬНО) автора, затем с важным видом, полным фальшивой глубокомысленности, говорить, что, де, несомненно, – это великий поэт, писатель, художник, скульптор и бросать на ветер прочую словесную шелуху. И летит она тучами и забивает глаза, уши и МОЗГИ грядущим поколениям чтецов, но не декламаторов.
На днях, в разговоре с другом, вспомнили два романа Ильфа и Петрова. Оба написаны в Советской России, НЭП и Пост-НЭП. А читаются, как будто написаны не больше восьмидесяти лет тому назад, а вот сейчас. Так же смешно и талантливо всё описано, как было смешно и талантливо для людей, живших ТОГДА! Почти сто лет тому назад и место действия тоже ВЕСЬМА «СПЕЦИФИЧНО»!!!
Когда «Золотого телёнка» перевели на английский, издательство в Америке напечатало на титульном листе свой комментарий: «The book, that's too funny to be published in Russia!» ,«Это книга, которая СЛИШКОМ СМЕШНА, чтобы быть опубликованной в России!» Фактически – неправда, она была издана и разошлась мгновенно! А по смыслу, по подтексту - прогнозу – верно! Годы и десятилетия официальная критика, кроме ругательной, двух романов Ильфа и Петрова вообще «не замечала». В 1948 году на заседании ЦК ВКП(б) было сурово осуждено новое издание этих вредных книжек, редактор и прочие, допустившие эту «грубую политическую ошибку», уволены, а может быть даже посажены. Фадеев бил челом в кровь, осуждая себя за потерю «бдительности», а книга до Хрущёвской Оттепели не издавалась и была изъята из всех советских библиотек!
В чём тайна, в чём секрет???
Итак, по длительности АКТИВНОГО существования некого произведения искусства мы судим о таланте автора.
А если перевернуть причину и следствие, переставить их местами и спросить, в чём секрет этой «вечности» по-иному. О чём это говорит?
Да о том, что ПОТОМКИ КАННИБАЛОВ практически НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ за сотни, тысячи, десятки и сотни тысяч лет! Ведь, если одни и те же темы «волнуют» людей сегодня так же, как они волновали, скажем, две тысячи и, весьма возможно, два миллиона лет тому назад, значит повадки и ужимки этих хищных приматов НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ! Те же приоритеты животных инстинктов: Любовь и Детишки, Коварство и Любовь, Любовь и Верность, Ненависть и Агрессия, Физическое или Фигуральное пожирание друг друг друга (ведь по сей день слышим, что «того-то СЪЕЛИ на службе»), Зависть и Злобность... В общем, «ничто человеческое НАМ (как и ИМ!!! Предкам-каннибалам) не чуждо»!
Значит вечность произведений искусства отражает не столь талант того или иного автора, сколь чисто биологическую, генетически записанную обязательность для нас некого запрограммированного поведения и, ГЛАВНОЕ, основы этого поведения – образа мышления и чувствования! Образ мысли, его приоритеты и эмоции нисколько не изменились, потому и остаются столь же «актуальными» для нас, как они были актуальны для НИХ, пра-людей — пост-обезьян?
Вечные командиры наших чувств и мыслей!
Начал Эспри «за здравицу», а кончил «за упокой»...
Но, что поделаешь, против Природы не попрёшь.
23 II 2017
Свидетельство о публикации №117022401395