Поздняя осень в литературе...

Поздняя осень в литературе...

ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ В ЛИТЕРАТУРЕ

"Дни поздней осени бранят обыкновенно"… Как точно угадал великий А. Пушкин общее настроение людей, характерное для ноябрьских дней. Попробуйте описать ноябрь в двух словах. Наверняка, всплывут эпитеты: мрачный, холодный, мертвый. В этом есть доля истины.
 В ноябре осень уже не радует взор россыпью золота и багрянца, воздух студеный, а ветер грубо и яростно срывает последние листы. Над застывшей землей тянутся караваном мрачные тучи, одна чернее другой. Этот туман, который серым саваном окутывает города… Этот хрупкий ледок, сковывающий лужи. Кажется, что мир навсегда утратил многоцветность, и теперь черно-белым кадром застыл навечно.

 …приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (А. Пушкин)

 Обесцвечивание природы, обесцвечивание чувств и мыслей – вот оно сочинение, главный мотив ноября.
 Ветер безжалостно треплет всем души,
Рыщет безбожником – сладу с ним нет.
Месяц-ноябрь тоскливо удушлив –
Едкие ливни весь выели цвет. (Н. Самоний*)

 И настроение в ноябре – под стать природе. Уныло, тоскливо, бесперспективно и мрачно на душе.

 Наверно, поэтому так мало стихотворений, которые рисуют ноябрьские хмари. Не любят поэты позднюю осень.

 Как тускло пурпурное пламя,
Как мертвы желтые утра!
Как сеть ветвей в оконной раме
Всё та ж сегодня, что вчера... (Ф. Анненский)

 Такое же мрачное и унылое настроение сквозит и в строчках другого русского поэта, Д. Мережковского:

 Бледный месяц - на ущербе,
Воздух звонок, мертв и чист,
И на голой, зябкой вербе
Шелестит увядший лист.

 Классикам вторят и современные поэты. Только взгляните, какая скорбь, какое уныние и тоска разливаются в этих строках:

 Я узнаю тебя, время унылое:
Эти короткие, бледные дни,
Долгие ночи, дождливые, темные,
И разрушенье - куда ни взгляни. (Н. Плещеев)

 Хмур и неприветлив ноябрь. Ощетинился голыми ветвями деревьев, застыл, скованный звонким морозом, затосковал, тяжко вздыхая и шурша полусгнившей листвой.

 Осень, поздняя осень!.. Над хмурой землею
Неподвижно и низко висят облака,
Желтый лес отуманен свинцовою мглою,
В желтый берег без умолку бьется река... (С. Надсон)

 Ноябрь – как время подведения итогов. Не только порог смерти природы, но и какая-то финальная веха в жизни человека. Такое настроение присутствует, например, у А. Ахматовой:

 Но ветер рванул, распахнулось — и прямо
Всем стало понятно: кончается драма,
И это не третья осень, а смерть.

 Подобной эмоцией пронизано и другое ноябрьское стихотворение поэтессы:

 Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу…

 Мотивы смерти души на фоне мертвой природы – это так характерно для настроения ноября.

 В последний месяц осени, на склоне
Суровой жизни,
Исполненный печали, я вошел
В безлиственный и безымянный лес. (А. Тарковский)

 Казалось бы – всё! Нет желания жить, мыслить, чувствовать.

 Но есть, есть в ноябре свое очарование. И многие поэты в этом застывшем ноябрьском дне слышат эту нотку, которая не подвластна вселенской тоске, слышат ту музыку, которая звенит, вселяя надежду на будущее.

 Бездыханный покой очарован.
Несказанная боль улеглась.
И над миром, холодом скован,
Пролился звонко-синий час. (А. Блок)

 Это робкое ожидание чуда обновления слышится в строках Б. Пастернака:

 Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает ее перед сном.
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.

 Именно сказка. И обязательно с хорошим концом. Ведь впереди зима, белоснежная, веселая. Впереди самый замечательный, самый волшебный праздник – Рождество.

 Зима, зима нагрянет скоро,
Все чаще плачут небеса.
Пошли на приступ мухоморы -
Горит разбойная краса. (Ю. Друнина)

 Левитан И. Сад в снегу 1880

 А осень… Осень прощается с нами. Отжила, отлюбила, помахала на прощанье обнаженными ветвями деревьев. Но ее уже не любят, потому что все ждут заснеженного рая:

 А у осени силы иссякли,
Грязным саваном рваный хитон...
У природы другие спектакли -
Открывается новый сезон. (Н. Самоний*)

ИСТОЧНИК:
Информационно-образовательный портал «Ореандра»,
http://bcoreanda.com/ShowArticle.aspx?ID=6523


*Натали САМОНИЙ,
http://www.stihi.ru/2012/10/31/1087
http://www.stihi.ru/2010/04/30/676


МАТЕРИАЛ ИЗ АРХИВНОЙ ПАПКИ Н.А. САМОНИЙ
"ПОЭТИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ. МОИ СТИХОТВОРЕНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ."


Рецензии
Занятие - викторина с ответами на тему: Осень. Начальная школа
Воспитательное занятие-викторина "Осенний калейдоскоп" для младших школьников
Занятие-викторина предназначено для проведения в ГПД. В материале представлено разнообразие заданий, которые заинтересуют детей и послужат развитию у них познавательного интереса, воспитанию любви к сезонным изменениям в природе, в частности, к осени.
Конспект воспитательного занятия – викторины «Осенний калейдоскоп» для детей 2 класса
Тема: «Осенний калейдоскоп».
Цель: воспитание у обучающихся положительного отношения к сезонным изменениям в природе.
Задачи:
1. Обобщить знания обучающихся об осени, об ее признаках и изменениях.
2. Корригировать и активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воссоздающее воображение на основе заданий викторины.

3. Формировать навык коллективного общения и активности, создать настроение весёлых состязаний, воспитывать положительные эмоции, связанные с осенними изменениями в природе.
Материалы: карточки с заданиями к конкурсам «Зачеркни лишнее», «Отгадай ребус» и «Слова перевертыши», Дипломы участникам.
Методы и приёмы: художественное слово, вопросы-ответы, наглядный материал, дидактическое упражнение, словесно-дидактическое упражнение, наглядный материал, сравнение с реальностью.
Предварительная работа: беседы с обучающимися по классам об осени, чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций с изображением осени, д/игры «Отгадай ребус» и «Что лишнее?», «Найди слово», изготовление эмблем команд.
Время проведения: 40 мин.
Ход занятия
Обучающиеся сидят за двумя столами, разделенные по классам, перед ними воспитатель.
I. Организационный момент
- Обратить внимание на гостей, поздороваться.
- Разминка, настрой на работу.

II. Основная часть
Воспитатель:
***
Распустила осень косы
Полыхающим костром.
Чаще иней, реже - росы,
Дождь - холодным серебром.
Оголила осень плечи,
В декольте все дерева -
Скоро бал, прощальный вечер...
Уж вальсирует листва.
(Н. Самоний)
Как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о каком времени года?
Дети: О времени года - осень (индивидуальные ответы).
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о прекрасном времени года – осень. Тема нашего занятия «Осенний калейдоскоп» и проведем мы его в форме викторины между двумя классами – 2 "а" и 2 "б". Сначала оба класса представят свои команды.
Представление команд.
Командиры представляют названия команд, показывая эмблемы.
Команда 2 "а" класса «Листочки», команда 2 "б" класса «Грибочки».

Воспитатель: Первым делом нам надо размяться, а поможет нам в этом разминка «Доскажи слово» (ответы хором):
Разминка «Доскажи слово».
У избы помоет крышу.
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы её тихонько спросим:
- Кто ты? – И услышим? …(осень)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…(капуста)

И зелен, и густ,
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом… (картошка)

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка,
Ядовитый … (мухомор)

На грядке привалился на бочок
Солидный, крутолобый… (кабачок)
Воспитатель: Молодцы, правильно закончили стихи, все были активны. Можно приступать к викторине. Готовы?
Дети: Да, готовы! (хором)
Воспитатель: Во время викторины, за каждый правильный ответ, команда получает 1 балл, в конце баллы суммируются и, команда, получившая большее количество баллов, побеждает.

Первый конкурс «Загадки об осенних явлениях»
Неизвестно, где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь
Озорник, а не уймёшь (ветер)

Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда,
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …(тучи)

Пришла без красок и без кисти,
А перекрасила все листья (осень)

Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима! (осень)

Опустел в деревне сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли,
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

Поле черно – белым стало;
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

Всё мрачней лицом природа:
Почернели огороды, оголяются леса,
Мокнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью)

Осень в сад к нам пришла.
Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, её клюют (рябина)

Шёл долговяз,
В землю увяз (дождь)

Второй конкурс «Зачеркни лишнее».
Командам раздаются карточки с надписями, на которых следует зачеркнуть лишнее.
1. Боровик, мухомор, рыжик, сыроежка.
2. Лук, чеснок, перец, репа.
3. Пырей, ячмень, рожь, овес.
4. Клен, ель, береза, дуб.
5. Яблоко, помидор, огурец, вишня.
6. Заяц, медведь, ёж, бурундук.

Третий конкурс: «Подбери действие»
Командам задаются вопросы, на которые они должны ответить, подобрав несколько определений.
1. Листья осенью что делают? (желтеют, опадают и т.д.)
Звери осенью т чем занимаются? (готовятся к зиме, меняют шубки)
Дождь осенью какой? (холодный, моросящий)
Деревья осенью что делают? (роняют листья)
Что делают осенью с урожаем? (убирают)
2. Погода осенью какая? (пасмурная, дождливая, хмурая (поздней осенью - морозная)
Птицы осенью что делают? (улетают)
Листья осенью какие? (желтые, красные, багряные, золотые)
Снег осенью какой? (Мокрый, грязный)
Деревья осенью какие? (ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые)

Физкультминутка
Белый снег, пушистый - дети медленно поднимают руки вверх
В воздухе кружится - дети кружатся вокруг себя с поднятыми руками
И на землю тихо, - дети медленно приседают
Падает, ложится. - дети медленно садятся на корточки, закладывая руки под щеку

Четвёртый конкурс «Осенние праздники»
Командам надо назвать все праздники, которые проходят в осенние месяцы.
- День знаний,
- День учителя,
- Праздник урожая,
- День пожилого человека,
- День народного единства.

Пятйй конкурс «Слова перевертыши».
Командам следует назвать слово, которое спряталось в наборе букв.
1. Слякоть – котьляс
2. Непогода – опендога
3. Сентябрь – бятрнесь
4. Октябрь – рятьбок
5. Лужа – лауж
6. Гриб – рибг

Шестой конкурс «Блиц-опрос»
Блиц-опрос среди командиров команд, за каждый правильный ответ которого, команде начисляется по баллу.
- Самый продолжительный осенний месяц? (октябрь)
- Какие животные питаются грибами?
- На какой месяц приходится золотая осень? (октябрь)
- Какая птица умеет считать годы? (кукушка)
- Самое основное осеннее изменение? (похолодание)
- Кого называют лесным доктором деревьев? (дятла)
- В каком месяце собирают урожай? (сентябрь)
- Что такое тихая охота? (сбор грибов)
- Назвать третий осенний месяц (ноябрь)
- Кто из животного мира впадает в зимнюю спячку? (медведи, ежи, барсуки и т.д.)
- Почему осень называют золотой?
- Как называется явление с вальсирующими листьями? (листопад)
- Перечислите птиц, которые остаются у нас зимовать.(вороны, воробьи, голуби)

Седьмой конкурс «Стихотворная осень»
Участники команд по очереди вспоминают и рассказывают стихи об осени под музыку А. Вивальди «Времена года». На ком очередь остановилась, та команда зарабатывает балл.

Подведение итогов викторины, вручение дипломов участникам.

III. Итоги
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие-викторина. Все работали замечательно, активно отвечали на вопросы, зарабатывая баллы для своей команды.

ИСТОЧНИК:

Поэты Прозаики Приднестровья   14.11.2019 13:24     Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →