Венеция. Лидо

Контур куполов Сан-Марко. Море
Словно в красном золоте отлито.
Моя память - чайка на просторе.
Отплывает вапоретто в Лидо.

Моя память - волны в белой пене,
Разрезающие полотно времён.
Шум мотора. Призрачные тени
Старых шхун без флагов и имён.

Я пойду к закрытому отелю
По центральной улице назло ветрам
В час сирокко, в час, когда не верю,
Что не будешь больше ждать меня ты там.

В прошлом веке я носила платья
Из муслина с лентами большими,
У тебя же были трость и шляпа,
И глаза были небесно-голубыми.
Открывайте! Я к моей святыне
Чтобы жить пришла, не чтобы умереть.
Тишина и тёмная ограда
Знают: мне вовек уже отныне
В твои ясные глаза не посмотреть...

В этот час сирокко затихает.
Море лунным оловом омыто.
Моя память - звёзды. Отплывает
Вапоретто позднее из Лидо.

*Вапоретто - маршрутный теплоход, главный общественный транспорт в Венеции.
** Лидо - знаменитый венецианский остров.
*** В этом стихотворении имеется в виду отель "Des Bains", где Лукино Висконти снимал "Смерть в Венеции" (1971) по новелле Томаса Манна. Сейчас отель выглядит заброшенным.
**** Сирокко - влажный (на севере Италии) тёплый морской ветер.


Рецензии
Воздержусь от "дежурных" оценок. Веет грустью, но почему это может быть плохо? Даже леденящей грустью: от памяти-чайки и памяти-волны - к памяти, которая звёзды, и вапоретто отплывает назад. А звёзды - они ярки и в сумме красочны, но частью... уже мертвы. Память мертвеет и сияет!
Выдают сильное /искреннее/ чувство слова "Я к моей святыне/Чтобы жить пришла.../. Инверсия и "торопливость" признания рисуют живую сцену диалога или монолога. Сравните у Блока: "Нет, никогда моей/И ты ни чьей не будешь!" Тоже торопливое "презрение" к правилам.
Можно было бы задаться "правильным" вопросом об общезначимости стихотворения, что оно "слишком" личное. Но для настоящего читателя общезначимым становится не "содержание", а именно личное чувство.

Флорентин Тригодин   22.02.2017 21:04     Заявить о нарушении
Благодарю за глубокий анализ, за сопереживание моим состояниям в этом стихотворении. Так иногда бывает, что возвращается память о каких-то местах, приходит какая-то информация о них, ранее не осознаваемая. Так на днях произошло у меня с Венецией, с этой коварной прекрасной дамой, авантюристкой под маской в черном плаще. Хотя Лидо - оно другое, в нём больше прочитывается дух начала XX века, жизнь аристократических семей на отдыхе, ощущение покоя, процветания.
Только отель "Les Bains" выглядел очень таинственно, словно погруженным в какую-то свою внутреннюю жизнь, но полностью закрытым для глаз посторонних. Наверное, я никогда не забуду это место. В том, что касается "святыни", стихотворение не автобиографично, но могло бы им быть. Спасибо!

Анна Качашкина   24.02.2017 22:19   Заявить о нарушении