Послание о смысле жизни
В этих старых зданиях прохлада замешана на прошлом, здесь совсем другие запахи и звуки, это никак не объяснить, но и ни с чем не спутать.
— К Распопову? – бойко отзывается женщина из-за стекла. — Это направо и надо стучать.
В холле — три двери. Две — для людей обычных, а та, что скрыта в неглубокой арке – будто построена для очень большого человека, в чем-то даже великана. Обтянутые жестью, двустворчатые ворота простираются до самого потолка. Невольно смотришь вверх… Неужели, каждый раз, когда кто-то входит в это помещение открывается вся высота? Нет ли в этом полотне прямоугольника с человеческий рост, а то неудобно тревожить эту громадину, скрывающую от посторонних глаз глубокий замысел. Волнительно, интересно. Стучим: раз, два…
— А я вас жду, входите. Молодцы, вовремя прибыли… – распахивает дверь высокий беловолосый мужчина. В первое мгновение трудно понять от чего слепит глаза: от света, вырвавшегося из мастерской или от его широкой улыбки.
Н.Распопов— Да он же сам – скульптура! Не просто красивый, а очень красивый… Вот это художник! Как будто все 84 года скульптор работал над своим образом, лепил его со вкусом, с терпением и вот, наконец, решил открыться миру. И все ему в пику — свет, что падает из высоких окон через холщевые занавески, высветляя и без того совершенный образ, снежинки пыли в лучах утреннего солнца и скульптуры – люди, застигнутые художником в момент вдохновения.
На словесный этикет в этот раз времени ушло много. Очутившись в тесном квадрате мастерской, где все главные места уже заняты скульптурами, топчемся между знаменитостями как в переулочках судьбы. Перетаскивание столов, установка телекамеры, поиск выгодного ракурса – все это похоже на ритуальный танец. На самом деле, хочется взять паузу и глазеть, и угадывать знакомые чувства, нахлынувшие прямо из детства.
Боже мой, да вот же стол, в точности такой же, как в мастерской моего дяди — Михаила Лаврентьевича Емельянова. И старый чайник, и высокохудожественный беспорядок на столе, который, если захочешь, не повторишь – мне здесь все своё. Помню, как каждый раз после художественных работ стол превращался в мой, письменный, для уроков. Вот уж не думала, что встретимся … Господи, как же мне везет на встречи! Хочется прыгать от радости и плакать от умиления. Какая удача видеть перед собой человека, который, не в пример нам, легковерным, 40 лет не менял обстановку и не изменял себе. Он и сейчас стоит на страже во весь свой рост и кажется, невидимый таймер уже начал отсчет времени, отведенного на эту встречу.
Время. Оно здесь живет своей настоящей жизнью: не застыло, не измельчало, не вывернулось наизнанку, не суетилось, а шло… по пятам за героями, а может даже — плечом к плечу с ними. На миниатюрах — копиях скульптур, что теснятся на полках и подставках – плотное покрывало пыли. На голове Менделеева пыль — седина, на плечах Салманова — пыль дорог, на свитере Распопова — пыль, заживляющая боль. Автопортрет художника, в нем сила характера, воля, собранная в кулак.
— Эта работа вытащила меня с того света. После смерти жены я стал уходить, просто не хотел жить. Все заказы отложил, работать не мог. И вдруг мне захотелось вылепить свой портрет. По мере того, как работал над ним, возвращались силы.
В автопортрете художника есть что-то от его героев: первопроходцев, изобретателей, мечтателей, трудяг — людей эпохи преодоления. Перевожу взгляд на Николая Васильевича, теперь он совсем другой. Из галереи людей духовных. Взгляд лучится, глаза печалятся, почти плачут, а душа по-детски радостная.
— Все человек воспринимает душой, всё, понимаете. От Бога всё художнику дается, а он думает, что это он сам, да нет же… вот сами потом все поймете…А вообще, я боюсь сказать что-то до того, как начнете писать, часто самое важное остается за кадром.
Как по команде, набираем в рот воды… но оба уже знаем, что разговор будет долгим. Лично я чувствую себя кладоискателем, который набрел на сундук с драгоценностями, но взять с собой все и сразу не может. Поэтому надо о самом главном: о жизни, о человеке, о творчестве, а он стал рассказывать о детстве.
— Голод, понимаете голод, который я пережил в детстве, он навсегда со мной… Мама много работала, детей тринадцать в семье было. Я мастерил сани, телеги, валенки подшивал, конечно, мечтал стать художником, но никому не говорил. Понимал, что для меня это недосягаемо.
Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Кто бы мог подумать, что заслуженный художник России за свой первый рисунок в сельской школе получил «кол». Так старался, что порвал тоненький лист пером, видимо сила в крестьянских руках была заложена не для промокашек. Совсем другое дело — глина. Она ожила в его руках с первой встречи. Как-то выпускник рыбного техникума Николай Распопов подрядился мастерить карнизы в Тобольском театре, после работы принес домой глину, взял материал в руки и забылся … на всю жизнь.
Эта первая работа – портрет мамы заняла свое место в Тобольском музее, а на въезде в Тюмень, между небом и землею уже четверть века парит «Летящая». Дива с ключом в руках, олицетворяющая образ Тюмени, провожает, встречает и увлекает за собой в будущее.
Сегодня же в мастерской художника главное место отведено композиции «Первенец». И снова главные герои – мама и ребенок, только стоят они прямо на земле, вровень со зрителем. Чем старше художник, тем ниже пьедесталы его скульптур. В свои 84 года, Николай Васильевич знает, что человеческое счастье бегает по земле ногами… Ему удалось невероятное, передать чудесное мгновение: во взгляде, впервые встретившихся на Земле, матери и ребенка настоящий восторг и удивление! Здесь и другие оттенки чувств. Из-за плеча — осторожный, трепетный взгляд отца.
Чуть поодаль за семейным счастьем наблюдает любимый писатель Петр Ершов. Такого Ершова нигде раньше видеть не приходилось. По-детски растерянный, добродушный и очень живой взгляд. Стоит здесь так, будто смущается, что загостился в мастерской автора. Что-то за великим писателем, осветившим Сибирь пером жар-птицы, заказчики долго не приезжают, видно не созрела еще светлая мысль в головах чиновников.
Покидая мастерскую скульптора, закрываем огромную дверь. Сюда он вернется теперь один, нам, кажется, в ближайшее время не бывать в этом храме. А вот гулять по городу, любоваться работами автора – всегда пожалуйста.
— Поедемте к «Прощанию» — предлагает Николай Васильевич, — это моя защита.
— Почему?
— Да потому, что памятник народный. Построен на народные деньги для народа.
Улица Республики. Влюбленная пара, укрывшаяся в тени небольшого парка, чуть в стороне от городского потока – сюжет сокровенный. Мужество в глазах юного солдата, готового шагнуть на передовую. Любовь, трагизм и долготерпение девушки. Не случайно эта скульптура одинаково любима и ветеранами, и молодоженами. Этот памятник ветераны ждали с нетерпением, поторапливали Николая Васильевича, боялись не дожить до его открытия. А когда отлили, многие узнали в нем своих родных. Узнают ли когда-нибудь, гуляющие вокруг памятника тюменцы и гости города, что седовласый мужчина в синем берете, сидящий неподалеку на лавочке, — никто иной, как автор, создатель памятника? Он любит бывать здесь и наблюдать, как люди общаются, спорят, задаются вопросами.
— Одна женщина вокруг памятника два раза обошла со словами: «А где же здесь любовь?» Я смотрю, не вмешиваюсь. Когда она вышла из-за него третий раз, слышу, выдохнула: «Поняла». А ты обойди, потом расскажешь, где тут любовь, а где патриотизм?
Послушно захожу на почетный круг и вот оно… Нежное сплетение рук и чуть оголенное плечо девушки видно только с противоположного ракурса, с другой стороны, как и все личное в судьбе человека. То самое дорогое, то, что у каждого из нас безжалостно отнимают если не люди, то время. Чувствую, что в разговоре с нами Николай Васильевич несколько раз деликатно обходит сокровенные темы, осторожничает, а потом вдруг…
— Не знаю, должен ли я вам об этом рассказывать… Давайте расскажу, а вы потом сами решайте, писать или нет… Как-то в Тобольском монастыре был, обходил храм и остановился у иконы Богородицы, засмотрелся. Вдруг слышу голос… строго так мне говорит: «Напиши». Пошел к батюшке, все изложил. Тот заулыбался и благословил на написание иконы.
Так в моей мастерской, в сторонке появился мольберт с иконой. Время от времени я обращался к нему. Через три месяца снова к батюшке поехал, показал работу. Он снова улыбнулся, обнял меня, а икону поместили над входными воротами в монастырь. Там она и по сей день встречает прихожан. Об этом мало кто знает, да и надо ли?
Всё, я уже пустой, вы все из меня забрали, — рассмеялся мой уставший собеседник. — Сегодня работать больше не смогу.
— Да и нам пора, — спохватилась я, — переполнены и душа, и пленка.
Шутка ли, за один раз вспомнить, а значит пережить и детство, и судьбу, и творчество. В такие моменты, когда приходится так растревожить душу человека, всегда чувствуешь себя виноватым. Ты сейчас уйдешь, а он останется со своими мыслями, воспоминаниями… пока улягутся.
А вообще-то, настоящее творчество – это всегда боль. И радость, и мужество, и вера – все разновидность боли. Зато, какая душа выболит, сколько доброго расскажет людям, о них же самих… сколько света прольет, сколько любви… И мало кто догадывается, что свои работы художник адресует не столько современникам, сколько новым поколениям. Запечатлев свое время, свой народ, он передает им послание о смысле жизни, которое Николай Распопов нашел в нашем времени.
Свидетельство о публикации №117022105868
Успехов
Жанна Былёва 28.02.2017 12:02 Заявить о нарушении
Виктор Федрин 28.02.2017 12:18 Заявить о нарушении
Елена Архипова-Поддубная 28.02.2017 21:47 Заявить о нарушении