Сами с усами Программа раннего развития детей

Образовательная программа дополнительного образования детей
«Сами с усами»
«Раннее развитие детей согласно традициям народной педагогики и Русской Народной Культуры» 
Возраст детей: от 6 месяцев до 3 лет.
Автор: Татьяна Анатольевна Литвинова

Город Москва 2017г

Пояснительная записка

Удивительный период жизни ребенка в возрасте от рождения до трех лет. Новорожденный совершенно беспомощен, не способен управлять своим телом, у него элементарное зрение и слух, он слабо реагирует на любое воздействие. А через год - это уже смышлёный маленький человечек. Он понимает разговорную речь, произносит свои первые слова, передвигается в пространстве и выполняет целевые действия, исследуя окружающий мир, подчиняя его своим желаниям и использует накопившийся опыт, чтобы достичь свою цель или успешно избежать неприятности. Становясь старше, он проявляет характер, в соответствии со своим темпераментом: проверяет, на что способен сам, окружающие его объекты и люди. Его мышление активно, живо воспринимает разнообразную информацию: сенсорную, кинестетическую, зрительную, слуховую и др. Изучая окружающий мир: людей, предметы, явления; действуя в нём, совершенствуясь и развиваясь, в меру своих возможностей, малыш накапливает свой собственный социальный, чувственный и практический опыт, который станет фундаментом его дальнейшего развития. Задача родителей, педагога не развлекать малыша, предостерегая от проблем и неприятных ситуаций, с которыми он может столкнуться, а напротив - втянуть его в такую ситуацию, помочь ему понять и усвоить типовые правила поведения, образ действий, присущей традициям отечественной культуры и приводящий к безопасному для него самого и его окружения успешному результату.  «Сами с усами» - программа, благодаря которой малыш и мама, находятся в постоянном контакте, имеют прекрасную возможность активно взаимодействовать друг с другом, с другими детьми и взрослыми. Совместная деятельность игровая, бытовая, практическая, исследовательско-познавательная, физическая и театральная, способствует накоплению знаний, умений и успешного опыта в общении, насыщенном эмоциями. Использование принципов народной педагогики, фольклорного материала, применение игровых методов и приемов и индивидуальный подход педагога к каждому участнику и группе в целом, делает этот совместный опыт максимально эффективным  продуктивным, ярким, запоминающимся, благоприятствующим для воспитания полезных навыков и лучшему взаимопониманию и гармонии взаимоотношений не только в данной группе, но и в кругу семьи и в любом другом коллективе.

Направленность дополнительной образовательной программы
 Программа «Сами с усами» и имеет культурологическую направленность. Опираясь на культурное национальное наследие, она способствует формированию творческого всестороннего развития личности малыша в согласии с традициями Народной педагогики и Русской Народной Культуры и призвана:
1. развивать восприятие детей, удовлетворяя их природную потребность в познании окружающего мира;
2. с помощью игровых методов и приёмов обучить детей действиям, практическим навыкам и умениям, которые необходимы для посильной, соответствующей возрасту и развитию малыша, безопасной и успешной продуктивной деятельности, позволяющей малышам повысить и развить свою произвольность и самостоятельность.
3. обогатить опыт родителей и малыша в налаживании положительных взаимоотношений с друг с другом и окружающими людьми, способствовать совершенствованию практического коммуникативного опыта посредством организации общей предметной деятельности и создания общего игрового пространства:
а) для мамы и малыша;
б) для малых групп детей;
в) для всех детей в группе и одного взрослого;
г) для всего коллектива в целом;
4. помочь родителям в организации безопасного пространства и развивающей предметной среды, побуждающей ребёнка к самостоятельной, творческой игровой и практической деятельности.

 Новизна данной программы заключается в том, что в настоящее время при выборе родителями образовательных развивающих программ предпочтение отдаётся программам иностранного происхождения. Зачастую это происходит не в связи с тем, что эти программы являются инновационными, а по банальной причине отсутствия альтернативных программ, опирающихся на культурное наследие собственной страны. При детальном изучении любой зарубежной «инновационной» программы понимаешь, то, что в ней предлагается как новое, оказывается «с бородой» — это, просто, давно забытое старое, а точнее какой-то отдельный элемент целой системы, занимающий своё законное место в системе народной педагогики, отражённой в народных традициях, устном, песенном фольклоре, народных забавах, играх и в декоративно-прикладном искусстве. 
Сами с усами, - говорит ребенок в ответ на поучения или наставления старших, но не представляющих для него ни новизну, ни какую-либо сложность, и самостоятельно достигал нужного результата.
Программа «Сами с усами» - это попытка снять завесу забвения и возможность воспользоваться в полной мере тем бесценным даром, который оставили нам наши предки — максимально целостной, последовательной, рациональной, целесообразной системой воспитания и развития детей в соответствии с укоренившимися традициями Нашей Родины и в согласии с Нашей Русской Многонациональной Культурой.

Актуальность
Мир непрерывно развивается, вынуждая овладевать огромным богажом новых знаний и умений, и в то же время активное использование в быту современных технологий, не позволяет расслабиться и требует от родителей необходимости передавать своим детям знания, практические навыки, которые им могут непременно пригодиться, даже в условиях технического прогресса. И это, как раз, именно то, с чем уже давно прекрасно справлялись наши предки, воспитывая наших прародителей, а они, в свою очередь обучали  нас. Народная педагогика — это то, что позволяет каждому максимально просто, результативно и  творчески  передать эти азы, вобравшие в себя мудрость многих поколений.  На занятиях дети приобретают элементарные знания, умения, необходимые им в повседневности навыки, помогающие быть самодостаточными, самостоятельными, успешными в творчестве,  общении да и в любой другой деятельности.

Педагогическая целесообразность
Благодаря тому, что основой для выбора обучающего материала является фольклор, главными его свойствами является простата, доходчивость, практичность и успешность в освоении детьми. Всякий раз не перестаю радоваться вместе с родителями и  удивляться по истине «чудесным» успехам детишек, относится ли это к рассказыванию сказок или изготовлению традиционной обрядовой куклы или сознательному соблюдению сложных и замысловатых правил в народной игре. Дети не просто впитывают учебный материал, что очень ценно — они сразу же применяют его в своей жизни.

 Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Сами с усами»
1. Использовать фольклорный материал ( устное народное творчество, песенное народное творчество, малые фольклорные формы, народные игры, забавы, предметы декоративно-прикладного искусства, предметы народных промыслов и утвари, русские народные костюмы,  и их элементы), как основу для проведения занятий и досугов.
2. Опираясь на индивидуальные особенности,  способствовать раннему всестороннему развитию ребёнка через комплексную, интегрированную игровую и практическую деятельность на занятиях и побуждать к дальнейшей творческой практике в кругу семьи.
3. Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком,  используя в качестве предметной развивающей среды имеющиеся в доме предметы домашнего обихода и предметы народных промыслов.
4. Развивать чувство прекрасного, формировать эстетическое восприятие, чувство гармонии, поддерживать желание детей творить красоту самим, прививать привычки аккуратного обращения с предметами и культурного поведения в кругу людей, практикуя образцы вежливости в общении со взрослыми и ровесниками, в соответствии со сложившимся укладом, традициями и обычаями. 
5. Накапливать успешный практический опыт эмоционального благополучия малыша  в  результате совместной практической игровой деятельности ребёнка, членов его семьи, педагога, детского коллектива и всего коллектива  в целом;
6. Содействие родителям в создании благотворных условий, позволяющих  малышу реализовать полученные знания и практический опыт в самостоятельной игровой и практической деятельности в домашних условиях.


Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
«Сами с усами»
от уже существующих образовательных программ

В настоящее время существует болшой выбор программ по дополнительному образованию для малышей до 3 лет.
Масару Ибука - это своеобразный идеолог, глава корпорации Sony, автор новаторской концепции развития детей раннего возраста. «Именно с несознательного возраста, то есть - с самого рождения до трех лет имеет смысл воспитывать ребенка, обучать его разным наукам, а не наоборот». «Если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере»1.
Глен Доман - его методика раннего развития, пожалуй, остаётся одной из самых эффективных.
Цель Домана - дать детям неограниченные возможности в жизни, а это осуществимо только при условии их физического и духовного развития. Его методика получения малышом энциклопедических знаний основана на зрительном восприятии. Для занятий необходимы специальные тематические карточки с изображением растений, животных, великих людей и т.п.  Увидев картинку и надпись, а, также услышав звуковое воспроизведение, у ребенка в памяти откладывается изображение и название того, что он увидел.
Сесиль Лупан  Автор неуклонно следует основным советам Г. Домана: нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, «даже больше, чем есть конфеты»; но учение —это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет от нее.
Мария Монтессори - итальянский педагог, психолог, ученый, разработавшая новаторскую педагогическую систему воспитания и развития дошкольников. Девиз Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!» Методика Монтессори подразумевает взаимодействие трех составных частей: ребенок – обучающая окружающая среда – учитель.
Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины - продемонстрировали, как помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность.
Вся методика отталкивается от понятия - ребенок сам себе хозяин, то есть хозяин своих поступков. Родители всегда должны ненавязчиво принимать участие в жизни ребенка, интересоваться как и что у малышей получается, вместе играть и главное, не мешать ему, не давить на него и не навязывать своего мнения, а поощрять творчество малыша.
Программа раннего развития детей "Музыка с мамой" Е.С. Железновой - Ядром программы является положение о том, что наилучшей для музыкального развития и обучения малышей является среда, где дети, родители и педагоги активно участвуют в музыкальной деятельности.
Программа музыкального воспитания детей "Ладушки"- программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста под редакцией И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой - помогает превратить каждое занятие в маленький праздник. Девиз программы «Ладушки» - « Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой!».
«Программа музыкального руководителя детского сада» Н.А. Ветлугиной, нацелена на создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, развитие психических и физических качеств ребенка. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, в которой ребенок  захотел бы принять участие в занятии.
Программы, представленные выше, являются прекрасным пособием для гармоничного развития малышей, каждая из них имеет свою систему, индивидуальные особенности, апробирована и доказала свою эффективность, тем не менее они не могут быть взяты за основу воспитания малышей, по некоторым важным причинам, а именно: Масару Ибука — предложенный программой позитивный настрой не отражает естественного положения вещей в том, что касается развития эмоциональной сферы ребёнка. Эмоциональная жизнь малыша, так же как и взрослого человека, состоит из разного рода переживаний, и только половина их может быть положительно окрашенной. Сталкиваясь с негативными эмоциями, ребёнок оказывается не подготовленным.
Глен Доман и Сесиль Лупан — их программы требуют наличия специфического обучающего материала, подготовка которого может занимать немало времени, сил и средств. К тому же, программа строится на активизации непроизвольного внимания ребёнка, обходя стороной развитие произвольности у малышей, являющейся базой любого развития личности ребёнка. Большой объём энциклопедических знаний не в состоянии заменить житейские практические навыки.
Мария Монтессори, так же как и предыдущие авторы, делает упор на индивидуальность, а  общению с ровесниками, членами семьи и другими людьми не уделяется должного внимания.
Программа раннего развития детей "Музыка с мамой" Е.С. Железновой - это программа музыкального воспитания детей, так же как программа И.М Каплуновой и И.А. Новоскольцевой "Ладушки" и «Программа музыкального руководителя детского сада» Н.А.  Ветлугиной делают упор на музыкальное развитие детей, обходя вниманием другие виды практической деятельности детей. Существует большое количество программ раннего развития, включающих в себя занятия продуктивной деятельностью с малышами, но каждая из этих программ преследует свои цели, ограниченные только этой конкретной деятельностью. Существующее положение побудило к созданию программы раннего развития малышей «Сами с усами», базирующейся на фольклоре, народной педагогике и народном декоративно-прикладном творчестве, источником которых служит - Культурное Наследие наших предков, проверенное веками, отражающее национальные особенности и укоренившиеся традиции народа, имеющего свой неповторимый жизненный уклад.  На занятиях мама находится рядом со своим малышом в тесном контакте, поддерживая его не только своим присутствием, но и собственным примером активно побуждая к совместной игровой и практической деятельности. Мама является для малыша великолепным спортивным тренажором, помогающим выработать: навыки безопасного падения, умение сохранять равновесие, гибкость, силу, ловкость. Ни какой самый выдающийся массажист не сможет сделать малышу такой же эффективный расслабляющий массаж, которой в состоянии осуществить только мамины руки. Чувствуя мамину поддержку, ребёнок с большей охотой включается в общую игру, творчество, общение. Чувство защищённости и безопасности в процессе контакта с другими детьми и взрослыми позволяет малышу выработать необходимые навыки для продуктивного взаимодействия. Использование подручных материалов, применение простых практических действий, даёт широкие возможности для приобретения и совершенствования умений и навыков, во время изготовления традиционной обрядовой игрушки, куклы. Использование этой куклы, игрушки в игре, обряде, наполняет их значимым смыслом в сочетании с широким спектром эмоций, соответствующих конкретным предлагаемым обстоятельствам, будь то сказочные, игровые или близкие к реальности события, в которые «погружается» малыш. Разыгрывание обрядов, сказок, сценок с использованием народных костюмов, предметов декоративно-прикладного искусства, кукольного театра позволяет малышу пережить широкий спектр эстетических переживаний, побуждает его прочувствовать всю палитру эмоций без вреда для себя, накапливая варианты произвольного поведения, продуктивного и успешного, в копилку своего жизненного опыта. Самым значимым в  программе «Сами с усами» является то, что малыш и мама, находясь в постоянном контакте, имеют прекрасную возможность активно взаимодействовать друг с другом, с другими детьми и взрослыми, заниматься общими практиками, накапливая опыт успешного общения. Использование фольклорного материала, применение игровых методов и приемов и индивидуальный подход педагога к каждому участнику и группе в целом, делает этот совместный опыт максимально эффективным, продуктивным, ярким, запоминающимся, благоприятствующим лучшему взаимопониманию и гармонии взаимоотношений не только в группе, но, так же, имеющим своё продолжение и совершенствование как в кругу семьи так и в любом другом коллективе.
Программа «Сами с усами» предназначена для детей от 6 месяцев до 3 лет и рассчитана на 2 года и включает в себя 2 этапа:
На протяжении 1 этапа большее внимание уделяется совместной деятельности мамы и ребёнка, побуждающей малыша к восприятию максимально возможного количества ощущений, вызванных: - пассивными и активными перцептивными и обследовательскими действиями малыша при исследованием свойств предметов, явлений и выработке адекватной, соответствующей и общепринятой реакции на это восприятие в соответствии с соответствующей эстетической и эмоциональной окрашенностью. Такое действенное и прочувствованное восприятие, закреплённое в игре, оставит незабываемый отклик в душе, обогатит личный опыт и подготовит малыша к самостоятельным исследованиям, результативным и безопасным. 
2 этап посвящён обучению малыша элементарным самостоятельным действиям, умениям, необходимым для: 
овладения  навыками самообслуживания,
выработки полезных привычек,
успешного, бесконфликтового взаимодействия с близкими людьми, ровесниками и взрослыми,
осознанного контроля окружающей обстановки с целью собственной безопасности,
выбора предмета, места и действий для самостоятельной игры или игры рядом с другими детьми.

 Сроки реализации

Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Сами с усами» зависят от индивидуальных особенностей детского коллектива и каждого малыша в отдельности, а так же от возраста, с которого малыш начал заниматься по данной программ. Предпочтительным является последовательное прохождение от 1-го ко 2-му этапу программы.
Занятия могут проходить фронтально, в малых группах и индивидуально, два раза в неделю,  их продолжительность составляет 2 часа. Занятие включает в себя 10 мин - организационный момент, 10 минут - сюрпризный момент, постановка текущей задачи, 5 минут здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, физкультминутки, перерывы для самостоятельной деятельности детей), 10 минут — развитие темы в совместной деятельности мамы и малыша, 5 минут  -  здоровьесберегающие технологии, 10 минут — развитие темы в продуктивной деятельности мамы и малыша, 5 минут  -  здоровьесберегающие технологии, 10 минут - развитие темы в общей игровой деятельности всего коллектива, 15 минут  -  здоровьесберегающие технологии, перерыв на удовлетворение физиологических потребностей,  20 минут чаепитие, 5 минут  -  здоровьесберегающие технологии, 10 минут — закрепление пройденного материала, в игровой деятельности или театрализации (пальчиковый, кукольный театр или костюмированное представление с участием педагога, детей и родителей,) 10 минут — организационный момент. (10+10+5+10+5+10+5+10+15+20+10+10=120 мин.)

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

      Результатом деятельности по данной программе являются  такие достижения как:
Понимание родителями нужд, потребностей своего ребёнка, соответствующее его возрасту и индивидуальным особенностям;
Знание родителями игровых приёмов, эффективное и творческое применение их в бытовой, исследовательской, игровой, обучающей, коллективной деятельности в процессе воспитания малыша.
Умение детей безопасно передвигаться в помещении, произвольно и продуктивно действовать с предметами и успешно взаимодействовать с ровесниками и взрослыми;
Знание и умение детей следовать элементарным правилам культурного поведения, вежливого обращения и этикета, аккуратного обращения с предметами;
Выполнение детьми посильных действий по самообслуживанию;
Знание детьми персонажей русских народных сказок, умение эмоционально рассказать сказку совместно со взрослым, наличие у малыша собственной оценки действий какого-либо запомнившегося  персонажа, проявление сочувствия и соучастия к этому персонажу для достижения положительного результата в предлагаемых обстоятельствах;
Знание и умение детей играть в подвижные народные игры с простыми правилами, хороводные, речевые игры, игры-забавы;
Развитие чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости детей при соприкосновении с красотой в процессе знакомства с разными видами творчества: изобразительное искусство, народная музыка, народный танец, декоративно-прикладное искусство, кукольный театр, побуждение к самостоятельным творческим действиям;
Использование ребенком накопленного практического опыта в произвольной, самостоятельной игровой деятельности.

Формы подведения итогов
при реализации программы «Сами с усами» - это календарные народные праздники, проводимые совместно с узким кругом гостей, во время которых дети в непринуждённой обстановке имеют возможность совместно со взрослыми участвовать в подготовке к празднику, в традиционных действиях, общих играх, постановках кукольного театра.  Организуются выставки детских работ и фотоматериалы процесса их сотворения, посвященные какой-либо теме программы.

 
Учебно-тематический план 1 этап


1 Вводное занятие
2 Котя, котенька, коток.
3 Чудесный сундучок
4 Да кто в этом терему?
5 Забава
6 Жили-были
7 Тили-тили тесто
8 Солнышко в окошке
9 Заключительное занятие
10 Праздники по народному календарю, подготовка и проведение
11 Выставки, подготовка и проведение

Учебно-тематический план 2 этап
1 Вводное занятие
2 Ладушки, ладушки!
3 Бирюльки
4 Почему? Да потому!
5 Игралочки
6 Жили-были
7 Тили-тили тесто
8 Сами с усами
9 Заключительное занятие занятие
10 Праздники по народному календарю, подготовка и проведение
11Выставки, подготовка и проведение

Содержание программы

   Вводное и заключительное занятия проводятся со взрослыми без детей и посвящены организационным моментам, беседой о возрастных особенностях детей, ознакомлению с программой, её целями и задачами и практическими советами по закреплению пройденного материала в домашних условиях.
1 этап: На каждом занятии идёт работа практически по всем предложенным темам, с целью предотвратить переутомление, заинтересовать малыша и разнообразить его деятельность меняя её характер,  спокойную на подвижную, активную на пассивную.
«Котя, котенька, коток» - тема посвящается игровому расслабляющему массажу, сопровождаемому потешками, пестушками, играми, который выполняет мама малыша, он же при этом пассивен. Главной целью такого массажа является накопление ребёнком различных телесных ощущений в результате соприкосновения, побуждение малыша к эмоциональной отзывчивости на, сопровождаемые массаж, образы, снятие непроизвольного мышечного тонуса, проявление позитивного отклика у малыша на прикосновение к его телу.
«Чудесный сундучок» - тема посвящается сенсо-моторному развитию и совершенствованию чувственного (зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и др.) восприятия  способствующему расширению словарного запаса, накоплению практического опыта, необходимого для обследования различных предметов, выявления их характерных особенностей, побуждение к описанию и оценки их свойств.
«Да кто в этом терему?» - тема посвящена освящению проблем, с которыми сталкиваются малыши в повседневной жизни. С помощью кукольного театра педагог разыгрывает сценку, в которой персонаж страдают из-за какой-либо похожей проблемы или неумения, дети активно ему помогают, при этом, приобретая уже свой собственный практический опыт решения этой же проблемы. 
«Забава» - это именно забавы и игры, которые продолжают закрепление словарного запаса, умений и навыков, необходимых ребенку и освещенных ранее на занятии. Первоначально ребёнок играет обособленно и только со своей мамой, затем, привыкая к обстановке и к другим участникам группы, он участвует в общей игре, но в тесном контакте с мамой, следующей ступенькой служат игры, в которых конечной целью является воссоединение с мамой и в итоге ребёнок, играет с детьми, под наблюдением мамы.
«Жили-были» - тема посвящена кукольному театру. Педагог разыгрывает сказку или какую-либо сценку, продолжая начатую ранее тему, побуждая детей проявить свои знания, умения и навыки, полученные ранее на занятии. Благодаря тому, что эти же сказки повторяются, дети имеют хорошую возможность участвовать в её показе самостоятельно или через свою маму, передав ей сказочного персонажа, но при этом, активно сопереживая, помогая или просто находясь в тесном контакте с ней. Во избежании проблем, которые происходят из-за пугливости детей при встрече с незнакомыми персонажами кукольного театра, первый показ сказки осуществляется с помощью пальчикового театра, при благожелательной реакции детей, в следующем показе можно использовать перчаточные куклы и в далее можно разыграть эту сказку, с детьми используя элементы костюмов персонажей, но только при условии, что малыш сам хочет его надеть. Допускается опосредованное участи малыша — через его маму, тогда он сам её наряжает и так же как и ранее содействует в тесном контакте с ней. Важно то, что инициатива должна исходить от ребёнка.
«Тили-тили тесто» - это практическая деятельность детей. Педагог побуждает детей к самостоятельным практическим действиям, предварительно давая образец такой работы, будь то рисование, лепка, конструирование или др. В данной деятельности так же допускается опосредованное участи малыша — через его маму. И опять же важно чтобы инициатива исходила от самого ребёнка. При этом роль мамы в этом случае трудно переоценить, так как, то же самое удовольствие от процесса и радость от полученного результата будет испытывать и её малыш в будущем, сталкиваясь с таким же заданием.
«Солнышко в лукошке» - тема посвящена обыгрыванию простых действий, используемых в повседневной жизни, связанных с соблюдением санитарно-гигиенических навыков, действий при приёме пищи, одевании и раздевании, наведении порядка и др. Каждое такое действие сначала разыгрывается с крупными игрушками или предметами, при закреплении используем предметы, приближенные к размеру настоящих и затем, повторяя ту же игровую ситуацию  или похожую действуем с настоящими предметами сначала вместе с мамой, затем под её контролем и в итоге малыш действует самостоятельно. Роль взрослых в данном случае — побуждать ребёнка к самостоятельным действиям, поощряя похвалой за успешные действия и вовремя помогая  малышу, не заходя за черту, когда данное действие может вызвать протест или недовольство. Самое лучшее средство в этом случае — это юмор! Дети, даже маленькие, любят и ценят юмор.

2 этап:
«Ладушки, ладушки!» - эта тема так же как и «Котя, котенька, коток» посвящается игровому расслабляющему массажу, сопровождаемому потешками, пестушками, играми, который выполняет мама , он же при этом малыш уже не пассивен, а вовлекается в совместные, а затем и самостоятельные действия. Целью такого массажа является продолжение накопления ребёнком различных телесных ощущений в результате как соприкосновения с руками мамы, так и взаимодействию с ней, побуждение малыша к эмоциональному отклику и ответному, в соответствии с игровой ситуацией или образом, сопровождающим массаж, снятие непроизвольного мышечного тонуса, вызов позитивного отклика у малыша на прикосновение к его телу, вершиной проявления которого является смех.
«Бирюльки» - это развитие темы 1 этапа «Чудесный сундучок». Дальнейшее сенсо-моторное развитие, совершенствование чувственного (зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и др.) восприятия, накопление практического опыта, необходимого для обследования различных предметов, выявления их характерных особенностей, свойств, их описание и оценка, а также выявление различий и подобий в группе предметов, имеющих одинаковые и отличительные признаки. Дальнейшее расширение словарного запаса, и пополнение личного опыта практических действий с этими предметами.
«Почему? Да потому!» - так же  как в 1 этапе тема «Да кто в этом терему?» данная тема тема посвящена освящению проблем, с которыми сталкиваются малыши в повседневной жизни, но на данном этапе речь идёт о проблемах общения и социализации. Используя кукольное представление, педагог разыгрывает сценку, в которой персонажи страдают из-за какой-либо проблемы или неумения общаться, дети активно им помогают, при этом, приобретая уже свой собственный практический опыт общения в похожей ситуации и успешный пример решения этой же проблемы. 
«Игралочки» - это, так же как на 1 этапе, игры и забавы, продолжающие тему занятия, с тем отличием, что мама становится равноправным участником игрового действия, уравнивая свои права в игре с своим ребёнком. По мере роста осознания ребёнком мамы, как отдельной, независимой от него личности, усложняются игровые правила. Первоначально мама играет только со своим ребенком, затем количество игроков увеличивается, вынуждая малыша принимать в расчет других детей и взрослых, уравненных с ним в правах. Успехом считается момент, когда ребёнок начинает замечать других людей, не как предметы, которые его окружают, а как личностей, с которыми можно общаться и действовать сообща и играть.
«Жили-были» - как и на протяжении 1 этапа эта тема посвящена театру. Педагог разыгрывает сказку или какую-либо сценку, продолжая начатую ранее тему, побуждая детей проявить свои знания, умения и навыки. Повторение известных сказок, даёт детям хорошую возможность участвовать в её показе самостоятельно или вместе с мамой. Мама робкого малыша может проявить инициативу и участвовать в показе сказки, подавая малышу пример смелости и инициативности. Во избежании проблем, которые происходят из-за пугливости детей при встрече с незнакомыми, как правило отрицательными персонажами кукольного театра, перед показом дети знакомятся с этими персонажами, предварительно педагог подготавливает детей к такой встрече, показывая детям действие, выполняя которое, они могут заставить этот персонаж удалиться. Добрый юмор, который использует педагог, наделяя персонажа эксцентричными чертами характера и помещая героя в нелепые ситуации близкие и понятные детям, в совокупности с свойственному детям, неодолимому миротворческому устремлению, потребности поучать и воспитывать, делает возможным простить этого отрицательного героя и примириться с ним. Далее можно разыграть эту сказку, с детьми используя элементы костюмов персонажей, в том случае, если дети или мамаы сами хотят сыграть эти роли.
«Тили-тили тесто» - это практическая деятельность детей. Педагог побуждает детей к самостоятельным практическим действиям, предварительно давая не только образец такой работы, будь то рисование, лепка, конструирование или др., но и обучает практическим навыкам подготовки к нему, необходимым для аккуратного, успешного выполнения работы и заключительным действиям, по приведению рабочего места в порядок. На 2-ом этапе мама и малыш могут действовать как сообща, выполняя одну общую работу, так и индивидуально.  Инициатива может исходить и от самого ребёнка и от его мамы. Роль мамы по-прежнему очень важна, так как, восторг и удовольствие от процесса и радость от полученного результата будет передаваться и её малышу, на долгие годы, откладывая в памяти радостные воспоминания о совместном творчестве.
«Сами с усами» - так же как и «Солнышко в лукошке» данная тема посвящена привитию полезных привычек и навыков, необходимых каждому малышу в повседневной жизни. Влюбом случае привычка у ребёнка будет сформирована, но будет ли она полезной или вредной зависит от того  как проходило её становление и каким эмоциональным фоном оно сопровождалось. Роль взрослых всё так же как и ранее - побуждать ребёнка к самостоятельным действиям, поощряя похвалой за успешные действия и вовремя помогая  малышу, не заходя за черту, когда данное действие может вызвать протест или недовольство. Повторюсь, что самое лучшее средство в этом случае — это юмор! Создавая позитивную игровую ситуацию, в которую, хоть и вмешиваются негативные элементы, но в итоге терпят сокрушительное поражение, но при этом все счастливы. Применяя такой подход даже к маленьким затруднениям, взрослый закрепляет у ребёнка позитивное отношение даже к возможным неудачам, вырабатывая незаменимые в любой деятельности - гибкость, терпение, настойчивость и юмор. «Сами с усами» скажет малыш в ответ на поучения или наставления старших, даже если то дело, за которое он берётся, ему не по силам, он приложит максимум стараний и не остановится на промежуточном результате, а изо дня в день будет совершенствоваться, пока не добьётся успеха.
«Праздники»  и «Выставки» - это возможность порадоваться вместе с близкими людьми успехам наших повзрослевших малышей. Одна только возможность нарядить малышей в народные костюмы и доставить им огромное удовольствие - видеть маму в народном костюме - нарядной и самой красивой, делает праздник незабываемым. Угощение специально приготовленное дома и припасённое к чаепитию, само чаепитие за общим столом, забавы,  игры, кукольный театр и всё это при совместном и равноправном участии взрослых и малышей позволяет всем участникам насладиться позитивным общением и порадоваться результатам своих трудов, а малышам - получить заслуженную похвалу и гостинцы.

Методическое обеспечение программы
Для реализации программы «Сами с усами» необходимо просторное, проветриваемое помещение, имеющее в непосредственной близости санитарный узел, оборудованный для детей и взрослых, столы и скамейки, соответствующие возрасту детей и пригодные для использования их же взрослыми, резиновые коврики по количеству детей, расходные материалы, необходимые для продуктивной деятельности, пальчиковый, кукольный театр, стенд для проведения выставок, предметы старины или, стилизованной под старину утвари в русской избе, народные костюмы для взрослых и детей, музыкальное оборудование, набор шумовых и духовых народных инструментов.

Список литературы
1. Агапова И.Д., Давыдова М.Л. Лучшие музыкальные игры для детей. — М.: ООО «ИКТЦ  ЛАДА», 2009. — 224 с.
2. Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. — М.: ВАКО, 2006. - 368 с. Артёмова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателей детского. М.: Просвещение, 1991.- 178 с.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение. 1981 г.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте  3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1968. – 576 с.
7. Доман Гленн, Доман Джанет Как приумножить интеллект вашего ребенка 2015 г. Издание: МЕДИАКИТ 224 с. ISBN: 978-5-9901746-3-4
8. Железнова Е. «Музыка с мамой». 9. Зацепина М.Б., Антонова Т.В., Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговор­ки. Популярное пособие для родителей и педа­гогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 224 с, ил.
10. Иванцова Л.В. Народные и обрядовые праздники: сценарии, действо, поси­делки, кукольный спектакль. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2009. - 272 с.
11. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учеб­но-методическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство-Пресс, 2010. — 304 с: ил.
12. Косинец Е.И. Образовательная программа «Театр» (вариант наполнения худо­жественно-эстетического профиля). - М.: МИОО, 2009. - 288 с.
13. Масару Ибука . После трех уже поздно. Издательство: Альпина нон-фикшн. 2015 г.
14. Мария Монтессори. «Дети — другие».  Издательский дом «КАРАПУЗ», г. Москва.  2004 ISBN: 5-8403-0783-1
15. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре. / под ред. Т. А. Марковой. - М., 1982. - 128 с.
16. Пашнина, В.М. А у нас — перепляс! Фольклорные праздники для 1—4 классов. / В. М. Пашнина; худож. А. А. Селиванов — Ярославль: Академия развития, 2005. — 160 с: ил.
17. Т.А.Пигилова. «Народная культура». - М.: Русский дом, 1993.
18. Приметы на каждый день. Сборник / Составитель - Торпокова О.М.: «Агенство «ФАИР», 1996. 220с.
19. Пигилова Т.А.  Народная культура. «Русский дом».- М.: Русское поле, 1993.
20. Ражников В. Детская психология искусства: Музыка. Поэзия. - М.: ВЦХТ («Вхожу в мир искусств»), 2008, - 160 с.
21. Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя. 2001г. Методическая литература. Издательство: Эллис Лак 2000 ISBN: 5-88889 256 с.
22. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. — М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001. — 288 с: ил.
23. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с. 
Интернет ресурсы:
24. Народные сказки http://narodstory.net/russian.php
25. Сказка «Валенок» http://www.stihi.ru/2011/08/16/4885
26. Народные песни http://gamejulia.ru/russkie-narodnie-pesni-dlya-detey.html


Рецензии