Анализ монолога Р. Раскольникова
Он хочет оправдать самого себя перед собой, он пытается найти "гуманную" причину содеянного, пытается сказать, что он убил старуху для великого дела, даже не старуху убил, а принцип, что если для счастья всех людей нужно убить самого негодящего человека, "вошь", то и эту "вошь" нельзя убивать. Он убил этот принцип, но не сумел его переступить, как сам об этом и говорит. К тому же, как мы видим, особой пользы обществу это убийство не принесло: деньги, которые он забрал у убитой, не были пущены ни на какое доброе дело, да и никому в мире не стало теплее от насильственной смерти никому не ведомой старушонки, она ни несла той значительной общественной функции, не была наделена теми полномочиями, при которых её убийство могло быть хоть как-то оправдано огромнейшей пользой, которую оно принесло людям...
Раскольников с явным наслаждением казнит себя, и это - в данном случае - закономерно. Он предчувствовал всё это, что так будет, ещё перед убийством. Но, стоит заметить, Раскольников не кается в убийстве старухи. Он, наоборот, говорит, что убил бы её ещё раз - в этом какая-то звериная ненависть и слепая ярость, ведь, возможно, что если не было бы старухи, он бы и не пошёл на убийство.
Кается же Раскольников в убийстве Лизаветы, которую он совсем не хотел убивать, и убил лишь потому, что она невовремя подвернулась, оказалась свидетельницей главного преступления. Но "слёзы" Раскольникова об убийстве Лизаветы большей частью "крокодиловы", хотя он очень сильно мучится из-за этого убийства, и не может забыть той кротости Лизаветы, с которой она приняла удар, сопоставляя её с кротостью Сони, которая всё отдавала мачехе и отцу.
Из-за совершённого преступления у Раскольникова наблюдается сильнейшее нервное расстройство и истощение, и он заслуживает жалости, как человек, свято верящий в идею, верящий, что переступление порога принесёт кому-то пользу, обладающий высокими человеческим качествами, но жалости этой очень мало, её почти нет, так как прежде всего Раскольников - убийца двух беззащитных человек, и идея его в корне своём неверна и несправедлива, и те муки, которые он переживает внутренне - и есть главное наказание за содеянное.
20.02.2004.
Свидетельство о публикации №117021602941