В тени Тютчева

                Эльфийскому оракулу
                Боргилу Храванону

У Ингрид в Овстуге, на Пресне у меня –
Без песен ангельских нам не прожить и дня.

Ладов орфических эльфический двойник,
Лепечешь ты и сам, как мыслящий тростник, –

Так, словно и в твоём игрушечном краю,
Как и в бодлеровском искусственном раю,

Всё возвратится вновь в певучесть волн морских,
Едва лишь Божий лик изобразится в них.

14 февраля 2017







--------------------------------
"Овстуг" – стихотворение Ингрид Кирштайн. Смотри её страничку на Стихире. Овстуг – родовое имение Тютчевых, ныне Музей-усадьба Тютчева в Брянской области.

Без песен ангельских... – смотри в  тютчевском стихотворении "Проблеск":

Ты скажешь, ангельская лира
Грустит, в пыли, по небесам!

Лепечешь ты и сам... – смотри стихотворение Боргила Храванона "Мыслящий, но тростник" на его страничке на Стихире.

Мыслящий тростник – восходящее к Паскалю ("Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий") выражение из заключительной строфы стихотворения Тютчева "Певучесть есть в морских волнах...":

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поёт, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

Едва лишь Божий лик... – смотри тютчевское стихотворение "Последний катаклизм":

Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!


Рецензии
Интересно))
Оценка "понравилось".
Уточнения, не обязательные для автора, но уместные для объекта посвящения:
Игрушечном? Всё совсем не так, как на самом деле -
http://stihi.ru/2008/12/28/4800
Я пришёл (отчасти, но от немалой части, и это "отчасти"
оказалось нерастворимым)
из другого Альвхейма -
http://stihi.ru/2015/11/08/5154
http://stihi.ru/2009/08/11/4897
По отношению к геймерскому - наиболее другого.
*
http://stihi.ru/2009/07/23/2467

Боргил Храванон   18.02.2017 12:37     Заявить о нарушении
Как любил повторять один из моих университетских учителей: "Ученик - не объект, а субъект обучения". Спасибо Вам как субъекту моего посвящения за в общем доброжелательную оценку моего очередного "тютчевского" стихотворения (на Стихире уже до этого опубликованы "Тютчев", "Сестра моя смерть -- голубицей небесною...", "На сеансе Ури Геллера", "Тусклый тютчевский огнь мерцающий...", "Адели Дюпюи", "Мюнхен", в той или иной мере связанные с Тютчевым). Спасибо Вам и за ссылки - благодаря им я несколько просветился в неведомом для меня до недавних пор эльфобудетлянстве. В слове же "игрушечный" необязательно видеть только пренебрежительный оттенок. Может быть, лучше было бы сказать "в игрушечном раю", но слово "рай" в этом двустишии оказалось уже зарезервированным за Бодлером. С младенчества я привык воспринимать сильфов, эльфов, гномов (хоббитов в моём детском чтении ещё не было) как сказочных, вполне домашних, игрушечных персонажей, не придавая, впрочем, слову "игрушечный", как говоривал Щедрин, "никакого особенного значения". В сочетании со ставшей академической уже и не столь ошеломительной для публики футуристической эстетикой эта игрушечность, боюсь, только выступает на первый план, во всяком случае в восприятии такого невежественного (я слабо разбираюсь в толкинистических толках) и консервативного читателя, как я. Уже у Северянина архаизованный тютчевский неологизм ("громокипящий") становится вполне игрушечно-жеманным в духе собственных салонно-эстетских новообразований. Хлебников помещает Тютчева в числе немногих элитарных "небожителей" в непрерывно творимую им вселенную своего неповторимого причудливого корнесловия ("О, Тютчев туч!"). Вы же или повторяете его с некоторыми вариациями ("Ночь Смотрит в нас -- Так завещал ей Тютчев..." - у Вас, у Хлебникова - "Ночь смотрится, как Тютчев...") или располагаете слова Тютчева маяковской лесенкой:

"Высоких
Зрелищ
Зритель...",

отчего стихи Тютчева, конечно, выглядят значительно пафоснее и их удобнее выкрикивать, как лозунг, на митинге, но вряд ли они при этом становятся хоть капельку лучше (не будем придираться - и в таком виде это всё равно прекрасные строчки). Впрочем, эту манипуляцию легко производить с любыми стихами. Например:

"Мой
Дядя
Самых
Честных
Правил..."

смотрится ничуть не хуже. Правда, сам Маяковский всё-таки считал бессмысленным бежать перед первомайскими колоннами и голосить: "Мой дядя самых честных правил...", но, боюсь, по нынешним меркам его бы обвинили в чрезмерной функциональности и прагматичности.

Виктор Коллегорский   20.02.2017 10:36   Заявить о нарушении
Мне понравилась строчка

"Умствуй, осока..."

из Вашего "тютчевского" стихотворения "Мыслящий, но тростник". И у меня стихотворение "На сеансе Ури Геллера" на Стихире завершает похожая строчка:

"Но внемлет мыслящий редис..."

Виктор Коллегорский   20.02.2017 10:50   Заявить о нарушении
Разумеется, эта тютчевоночь у меня подчёркнуто хлебниковская – а я был бы не я, если бы дал её без продолжения днём «у парадного подъезда».

Футуризм – и, похоже, он один – остался неустаревшей *этикой* во времена, когда его эстетика давным-давно перестала быть шокирующей – став едва ли не самой расхожей. (Но ценой полной утраты сущностной футуристичности.)

Остался по обстоятельствам внеэстетического характера – строго исторического:

http://stihi.ru/2016/01/21/9207

Идея повторить на бис – полагают даже, что на долгожданный бис – хоть «Гилею», хоть новую венскую школу, хоть «Кабаре Вольтер» и т.д. век спустя – наивна. Правда это мало кто способен понять, поэтому она служит граблями для перманентного скача.

В поэзии желание, основанное на ошибочном представлении, что главная сила футуризма была в (само)шоке, (само)удивлении и, разумеется в пресловутом эпатаже - желание продолжать удивлять(ся) и шокировать - без остатка ушло в мнимый футуризм сосноро-сапгиро-кедровщины: в самопожирающую самовитость. Почти сплошь игрушечную.

По этой причине, хотя и не только по ней, реальный футуризм разошёлся со здешним, честно отработавшим к тому моменту семь (редкое стайерство) лет «Футурсобранием», одним из двух первых основателей коего я всё-таки имел честь быть в 2007 году.

В целом же в мире – и острее всего в России – возник казус *отложенного футуризма*. Не нео-, а *того же самого*. Не инерционно-технодинамистского в сплаве с грезэрским или отдельно, а футуризма – будетлянства («родина творчества – будущее»(с)

Раз век совершил петлю, уткнувшись в свои не век, но очень давно не мытые пятки и сперва обрадовался этому как ребёнок (для «игр этих взрослых детей»(с) тут-то и наступил позолоченный век) – но затем обнаружилось, что правдоподобная мысль о «конце любых утопий» (выстраданная – кто спорит – и сформулированная к концу прошлого века Айги-старшим) – иллюзия…

И за «конец истории» принято было желание «от революций, от войн навсегдаааа уставших!..» навсегда (даром что сами непонятно когда и в каких трудах успели устать) – отдохнуть от неё, как, по Маяковскому, один лирпростофиля собирался «очень просто отдохнуть у этой речки»… Совершив мнимоосвобождающий прыжок в кацюбинский «игр рай», открытый задолго до неё теми же Соснорой-Сапгиром-Кедровым…)

…То петлю эту - неудавшийся виток той самой диалектической спирали – необходимо (и самое время) разомкнуть в удавшийся (сто лет для истории не роковой срок):

http://stihi.ru/2012/08/29/9638

http://stihi.ru/2014/12/04/8769
P.S. Придача хрестоматийным именно пушкинским цитатам ступенчатой разбивки у Маяковского встречалась – в поэме «Хорошо». Метил он этим именно в сферический в вакууме пушкинизм «дяди самых честных правил».

http://stihi.ru/2011/11/14/4674

Боргил Храванон   20.02.2017 12:48   Заявить о нарушении
(Метил, разумеется, не разбивкой - подтекстом: век прошёл, и Ларина доросла до Кусковой, а Онегин - до Керенского ,))

Боргил Храванон   20.02.2017 18:42   Заявить о нарушении
Спасибо за интересные разъяснения. К сожалению, не в состоянии из-за хронического отсутствия свободного времени и недостаточных познаний в области современного футуризма вступить в обстоятельную дискуссию. Восхищён Вашим юным энтузиазмом в отстаивании своих творческих принципов, кардинальным образом контрастирующим с моим "тютчевским" "сварливым старческим задором".

Виктор Коллегорский   22.02.2017 09:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →