Великому Ломоносову. Вразумительный наш язык!

   Народ российский, по великому пространству обитающий,
Не взирая на дальние расстояния, да ухабы в дорогах невесёлых,
Говорит повсюду - вразумительным друг другу языком - в городах и в сёлах.
    Напротив того, в некоторых других государствах, например, в Германии -
Баварский крестьянин мало разумеет мекленбургского
Или бранденбургский - швабского,
Хотя все того ж немецкого народа одного.
    Подтверждается вышеупомянутое наше преимущество -
Живущими за Дунаем народами славенского поколения,
Которые греческого исповедания держатся с высшего благословения,
Ибо, хотя разделены от нас иноплеменным языком и не одним, у нас не применительным,
Однако, употребляя славенские книги,  говорят языком,  россиянам довольно вразумительным,
Который гораздо больше с нашим наречием сходнее, нежели польский,
Не взирая на безразрывную нашу с Польшею пограничность, но характер для добрых славян дружеский.
    По времени ж рассуждая, видим,
Что российский язык от владения Владимирова до нынешнего веку - больше семисот лет -
Не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было:
Не так, как многие народы, не учась, не разумеют языка,
Ккоторым предки их за четыреста лет писали,
Ради великой его перемены, случившейся через то время, что мы по книгам нашим наблюдали.
     Рассудив таковую пользу от книг славенских в российском языке,
Всем любителям отечественного слова беспристрастно объявляю и дружелюбно ум советует,
Дабы с прилежанием читали  славенские книги, от чего к общей и к собственной пользе воспоследует:
1) Чувство в себе возникнет к славенскому языку - некоторое особое его почитание,
Чем сочинитель великолепные мысли сугубо возвысит потомкам нашим в назидание;
2) Будет всяк уметь разбирать высокие слова от подлых, коверкающих душу много,
И употреблять их (высокие слова) в приличных местах по достоинству предлагаемой материи,
Наблюдая равность слога;
3) Старательным и осторожным употреблением - именно таким -
Родного нам коренного славенского языка вместе с российским -
Отвратятся дикие и странные слова-нелепости, входящие к нам из чужих языков,
Заимствующих себе красоту из греческого, а то ещё через латинский.
И станет язык славенский - без оков!
   Иные неприличности ныне небрежением чтения книг славянских - вкрадываются к нам нечувствительно,
Искажают собственную красоту нашего языка и совсем не восхитительно,
Его всегдашней перемене подвергают
И к упадку преклоняют.
    Сие всё показанным способом пресечётся
И российский язык в полной силе, красоте  и богатстве воцарится,
Переменам и упадку не подвержен, - таким утвердится!
     Сие краткое напоминание довольно к движению ревности в тех,
Которые к прославлению Отечества Российского природным языком усердствуют,
Ведая, что с падением оного без искусных в нём писателей нашего, славянского да российского, рода -
Немало затмится слава всего нашего народа.
    Где древний язык испанский, гальский, британский и другие -
С делами этих народов? Где они, дела их древние?
Не упоминаю о тех, которые в прочих частях света у безграмотных жителей разных родов
Во многие веки через переселения и войны разрушились, как и стены их селений и городов.
    Бывали и там герои, бывали отменные дела в обществах, бывали чудные в натуре явления,
Но все в глубокие погрузились неведения.
     Счастливы греки и римляне перед всеми древними европейскими народами были -
Все века по жизни счастливыми шли,
Ибо хотя их владения разрушились и языки из общенародных употреблений вышли,
Однако из самых развалин, сквозь дым, сквозь звуки из отдалённых веков -
Слышен громкий голос писателей, проповедующих дела своих героев из века в век,
Любовью и покровительством которых были ободрены,
И превозносят их вместе с их отечеством! - Каждый образованный человек.
  Подобное счастье оказалось и нашему Отечеству от просвещения Великого Петра -  не вчера!
И действительно настало и основалось щедростью великой Елизаветы - дочери Петра.
   Как не быть ныне, Виргилиям и Горациям подобным, - поэтам и писателям?
Имеем знатных и Меценату* подобных предстателей,
Умом - божеств,
Через которых град отеческий достоен стал приращеньями наук,  художеств.
   Великая Москва, ободрённая пением нового Парнаса,
Его поэтическим, достойным славянского языка, подношением -
Веселится и горда своим сим украшением!

——————
* Имя Меценат происходит от имени знатного римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената; лат. Gaius Cilnius Maecenas), который был покровителем искусств при императоре Августе. Будучи доверенным лицом императора Октавиана Августа он вёл государственные дела, не занимая никакой официальной должности, но будучи вместе с Агриппой самым влиятельным помощником Августа и принимая самое деятельное участие во всех действиях императора по устроению государства и упрочению власти. В своих отношениях к Августу он был свободен от низкопоклонства и заискивания и высказывал с полной свободой свои взгляды, нередко совершенно противоположные планам императора. Имя Меценат стало неспроста нарицательным — впервые в истории была реализована мощнейшая государственная политика, проводником которой и стал Меценат. Пользуясь поддержкой императора, Меценат направил значительную долю финансов, накопленных Римской империей, на поощрение и поддержку творческой индустрии. Так была создана система государственной финансовой поддержки культуры или мира искусств. С помощью инвестиций в искусство решались политические задачи великого Рима, укрепление позиции и мощи Римской империи и её власти. Поэтому нельзя считать, что меценат — это бессребреник, который безвозмездно делает добро людям. Меценат — это тот, кто, поддерживая искусство, развивает духовность общества как необходимое условие реализации стоящих перед ним задач.

__________
    Народ российский, по великому пространству обитающий, невзирая на дальное расстояние, говорит повсюду вразумительным друг другу языком в городах и в селах. Напротив того, в некоторых других государствах, например в Германии баварский крестьянин мало разумеет мекленбургского или бранденбургский швабского, хотя все того ж немецкого народа.
Подтверждается вышеупомянутое наше преимущество живущими за Дунаем народами славенского поколения, которые греческого исповедания держатся, ибо хотя разделены от нас иноплеменными языками, однако для употребления славенских книг церковных говорят языком, россиянам довольно вразумительным, который весьма много с нашим наречием сходнее, нежели польский, невзирая на безразрывную нашу с Польшею пограничность. 
По времени ж рассуждая, видим, что российский язык от владения Владимирова до нынешнего веку, больше семисот лет, не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было: не так, как многие народы, не учась, не разумеют языка, которым предки их за четыреста лет писали, ради великой его перемены, случившейся через то время.
Рассудив таковую пользу от книг церковных славенских в российском языке, всем любителям отечественного слова беспристрастно объявляю и дружелюбно советую, уверясь собственным своим искусством, дабы с прилежанием читали все церковные книги, от чего к общей и к собственной пользе воспоследует :
1) … чувствуем в себе к славенскому языку некоторое особливое почитание, чем великолепные сочинитель мысли сугубо возвысит.
2) Будет всяк уметь разбирать высокие слова от подлых и употреблять их в приличных местах по достоинству предлагаемой материи, наблюдая равность слога.
3) Таким старательным и осторожным употреблением сродного нам коренного славенского языка купно с российским отвратятся дикие и странные слова нелепости, входящие к нам из чужих языков, заимствующих себе красоту из греческого, и то еще через латинский. Оные неприличности ныне … искажают собственную красоту нашего языка, подвергают его всегдашней перемене и к упадку преклоняют. Сие все показанным способом пресечется, и российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится…
   Сие краткое напоминание довольно к движению ревности в тех, которые к прославлению отечества природным языком усердствуют, ведая, что с падением оного без искусных в нём писателей немало затмится слава всего народа. Где древний язык ишпанский, галский, британский и другие с делами оных народов ? Не упоминаю о тех, которые в прочих частях света у безграмотных жителей во многие веки чрез преселения и войны разрушились. Бывали и там герои, бывали отменные дела в обществах, бывали чудные в натуре явления, но все в глубоком неведении погрузились. …
____
Ломоносов М.В. : Предисловие о пользе книг церковных. Собрание разных сочинений в стихах и в прозе г. колежского советника и профессора Михайла Ломоносова, Московский Университет. 1757.
____
*Дщери - дочери, от него произошедшие.


Рецензии