Вдогонку Готфриду Бенну
«Надеяться – значит иметь ложные представления о жизни»
(Г.Бенн)
«Стиль выше истины, поскольку несёт в себе оправдание существования»
(Г.Бенн)
«Слова – это всё»
(Г. Гофмансталь)
-----------------------
Стиль оправдывает существование
тех, кто к Смерти приговорён.
В Amor fati – моё упование.
Мы вернёмся и снова умрём.
Каждый миг осенён знамением.
Он, как вечность, неистощим.
Безнадёжное откровение
для достойных Судьбы мужчин.
30.01.2017
PS:
Один из основополагающих и в то же время наименее проясненных концептов философии жизни Ницше, используемый им для обозначения высшей формы утверждения жизни, того, как, по словам Хайдеггера, должно существовать бытие сущего, способ бытия этого сущего. Историю зарождения этой идеи точно датировал сам Ницше, сообщая время и место, когда она ему явилась – в августе 1881 во время пути из швейцарской деревушки Сильс-Мариа в Сильвапланд, когда он присел отдохнуть у пирамидальной скалы. Именно в это мгновение его озарила мысль, появление которой он, подобно мистику, предчувствовал последние несколько дней, и которую он характеризовал как «высшую формулу утверждения, которая вообще может быть достигнута». Время в его бесконечном течении, в определенные периоды, должно с неизбежностью повторять одинаковое положение вещей. Идея В.В. означала для Ницше в этот момент возможность повторения всякого явления; через бесконечное, неограниченное, непредвидимое количество лет человек, во всем похожий на Ницше, сидя также, в тени скалы, найдет ту же мысль, которая будет являться ему бесчисленное количество раз. Это должно было исключить всякую надежду на небесную жизнь и какое-либо утешение. Однако, несмотря на всю её безжалостность, эта идея, по мысли Ницше, в то же время облагораживает и одухотворяет каждую минуту жизни, придавая непреходящий характер любому ее мгновению, непреходящему в силу его В.В. «Пусть все беспрерывно возвращается. Это есть высшая степень сближения между будущим и существующим миром, в этом вечном возвращении – высшая точка мышления!».
2. «Воля к Форме (Человек – это Стиль)»
«Всё – берег, но вечно зовет море».
Готфрид Бенн
----------------------------
Форма взрывала правила.
Прочь выметая сор.
Недра насквозь буравила.
К Истине – на простор.
В Бездну смотрелась весело.
Логике супротив.
В дальний чулан повесила
Нудный императив.
Жизнь – всегда сражение.
Воли стальной кулак.
Бывших святынь крушение.
Лязг боевых фаланг.
31.01.2017
PS:
Г.Бенн: «Итак – против семьи, против идеализма, против авторитетов. Авторитарными остаются только воля к выражению, тяга к форме и внутренняя тревога – до тех пор, пока образ не воплощен в пропорциях, которые ему в пору. Чтобы этого добиться, нужно решительно вторгаться во все, что ты любил, что тобой было испытано, что тебе было свято, – в надежде, что затем возникнет новый, затмевающий все прежние жизненные страхи образ человеческой судьбы с ее тяжкой ношей безнадежности и безысходности»
«Все великие мужи белой расы веками решали лишь одну «внутреннюю» проблему: как замаскировать свой нигилизм. Нигилизм, имевший различные иточники: религиозный – у Дюрера, моральный – у Толстого, познавательно-умозрительный – у Канта, общечеловеческий – у Гете, общественный – у Бальзака».
Бенн исследует, прежде всего, европейскую реальность. Его диагноз: наша реальность создается через «я», и – что ужаснее всего – через социальное «я», взращенное в ежедневном соперничестве с другими. Отсюда и неизбежный фундаментальный невроз. Мы оторвались от природы ради победы друг над другом. И дороги назад нет.
Однако, европейское сознание, утверждает Бенн, способно держать себя само, несмотря на все гигантские перенапряжения. Наш антропологический ответ в том, что наше европейское сознание нашло форму, адекватную кризису своего содержания. А именно – искусство. Но речь теперь, конечно, идет уже о другом искусстве, о том, чья колыбель – душевный кризис, опасности и неврозы. Позитивистская картина мира, как и прежняя, религиозная – распались (хотя и не исчезли окончательно). И современность требует нового, «бионегативного» базиса. Бенн переопределяет фундаментальные «разлагающие» и «деструктивные» феномены как «творческие» и «продуктивные».
Свидетельство о публикации №117021301848
Спасибо, Лазарь!
Вольф Никитин 05.07.2017 21:06 Заявить о нарушении
Лазарь Витальевич Шестаков 05.07.2017 21:22 Заявить о нарушении