Благовещизм Бориса Пастернака

 (1890-1960)

 10 февраля – день рождения гениального Бориса Леонидовича Пастернака.
 Он прожил 70 лет – приличный жизненный срок для поэта. Возможно, ещё и потому, что жил он в  соответствии  с  разумным  принципом,  который как-то высказал Евгению Евтушенко: «Никогда не предсказывайте свою трагическую смерть в стихах, ибо сила слова такова, что она самовнушением приведёт вас к предсказанной гибели. Вспомните, как были неосторожны со своими самопредсказаниями Есенин и Маяковский, впоследствии покончившие петлёй и пулей. Я дожил до своих лет только потому, что избегал самопредсказаний...»
 И всё-таки в 1932 году он заявил:

 О, знал бы я, что так бывает,
 Когда пускался на дебют,
 Что строчки с кровью – убивают,
 Нахлынут горлом и убьют!

 Он умирал от тяжёлой болезни – рака лёгких. Кровь шла из горла, он знал о неизлечимости недуга, но принимал мужественно горькую чашу страданий. К тому времени он уже стал нобелевским лауреатом и под давлением негативного общественного мнения, а, точнее сказать, травли, организованной сверху, написал горькие строчки:

 Я пропал, как зверь в загоне.
 Где-то люди, воля, свет,
 А за мною шум погони.
 Мне наружу ходу нет.
 ...Но итак, почти у гроба,
 Верю я, придёт пора,
 Силу подлости и злобы
 Одолеет дух добра.

 Пастернак, выпускник философского факультета МГУ, и в поэтическом творчестве был, прежде всего, философом. Тяготея к символизму, он дорожил дружбой с Цветаевой и Ахматовой, но недолюбливал Мандельштама, хотя заступился за него перед власть предержащими.
 Его роман “Доктор Живаго” с христианскими стихами, как и всё его творчество, по словам Андрея Вознесенского, – “благовещизм”. Он объясняет: «Пастернак – присутствие Бога в нашей жизни.  Присутствие, данное не постулатно, а предметно, через чувственное ощущение Жизни – лучшего, необъяснимого творенья мирозданья.  Дождь дан как присутствие Бога в нём, еловый бор как присутствие Бога, Бог дан в деталях, в стрижах, в каплях, и наше чувство – это, прежде всего, в чистом виде Божье присутствие. Каждая вещь для поэта – Благовещение. Я сказал бы о благовещизме Пастернака.  Выставка эта полна вещей – вестей от Бога». Сказано точно и замечательно!
 
 Роман «Доктор Живаго», напечатанный в Италии коммунистом Фельтринелли, который после этого вышел из компартии, вызвал шквал негодования в Советском Союзе. Руководители государства сравнивали Пастернака со «свиньей, которая гадит там, где ест». Тем временем роман опубликовали во многих странах мира, а автору присудили Нобелевскую премию, от которой он под давлением общественной среды отказался. Причина такой оппозиции, скорее всего, в христианской фабуле романа, который является искренней исповедью самого автора, покаянием перед Богом за свою сомнительную позицию философа. О Боге в романе размышляют Юрий Живаго, Лара, бывший священник и даже женщина из простого народа.
 
 Великолепны стихи Юрия Живаго о Рождестве и Пасхе. Кстати, Лара плачет над усопшим Юрием, сожалея, что его не отпевают по-церковному: ведь он был настоящим христианином! Впрочем, аналогичной оказалась посмертная судьба и самого Бориса Пастернака.
 В стихотворении  “В  больнице” Борис Пастернак, исходя из собственных переживаний, весьма живописно изображает уходящего в вечность человека:

 О Господи, как совершенны
 Дела Твои, – думал больной, –
 Постели, и люди, и стены,
 Ночь смерти и город ночной.

 Я принял снотворного дозу
 И плачу, платок теребя.
 О Боже, волнения слёзы
 Мешают мне видеть Тебя.

 Мне сладко при свете неярком,
 Чуть падающем на кровать,
 Себя и свой жребий подарком
 Бесценным Твоим называть!

 Кончаясь в больничной постели,
 Я чувствую рук Твоих жар.
 Ты держишь меня, как изделье,
 И прячешь, как перстень, в футляр!

 Только настоящий христианин достигает такого уровня духовного сознания, что понимает, как “дорога в очах Господних смерть святых людей Его” (Пс. 115:6). Только для христианина “жизнь – Христос и смерть – приобретение”. И Пастернак знал, что “любящим Бога всё содействует ко благу” (Рим.8:28). И гонения, и страдания, и смерть.
 И, размышляя  о  Гефсиманской молитве Спасителя, он смиренно преклоняется перед волей Господней – “благой, угодной и совершенной”:

 На меня поставлен сумрак ночи
 Тысячью биноклей на оси.
 Если только можно, Авва Отче,
 Чашу эту мимо пронеси.

 ...Но продуман распорядок действий,
 И неотвратим конец пути.
 Я один, всё тонет в фарисействе.
 Жизнь прожить – не поле перейти.

 О похоронах Пастернака подробно рассказал писатель Вениамин Каверин: «Но кто-то ещё стал говорить – стоявшие близко от могилы сказали, что это была речь сектанта…  Литфондовец оборвал его, он умолк… Гроб уже опускали, все стали бросать цветы… Глухой стук земли о крышку гроба послышался – всегда страшный, а в этот день особенно не страшный. Все стояли теперь молча». 
 Как ни парадоксально, но в современном ему обществе Пастернак выглядел именно как сектант и отшельник, или, как его клеймили, «отщепенец и предатель». В связи с этим знаменательным похоронным эпизодом я набросал стихотворение.

 Когда скончался Пастернак,
 Воспевший подвиг Иисусов,
 То, может быть, в том добрый знак,
 Но не явилась масса трусов,

 Чтоб проводить в последний путь
 Собрата «по перу», поэта.
 А он лежал, расправив грудь,
 В гробу, ушедший в царство Света

 Своей бессмертною душой,
 Преодолевшей рак и астму.
 Сказал об этом хорошо
 На кладбище философ Асмус.

 Но как бы не сгущалась мгла,
 Наперекор всем злым атакам,
 Последней всё-таки была
 У гроба проповедь сектанта.

 И – вопреки лакейской лжи – 
 Та речь, звучавшая так смело,
 Свидетельствовала, что жив
 Поэт, нацеленный на Небо.

 Не зря он был, неся свой крест,
 Непонятым и одиноким.
 Как Иисус Христос воскрес,
 И он воскреснет в книгах многих.

 Расти их будут тиражи –
 Подобно сладким шоколадкам.
 Сокровища своей души
 Раздал он щедро – без остатка.

 Сегодня б многие пришли
 На проводы лауреата.
 Тогда же в путь «всея земли»
 Ковчег плыл – вопреки преградам.

 Когда скончался Пастернак,
 И стала смерть в бессмертье стартом,
 Как солнца свет, пронзила мрак
 Речь неизвестного сектанта.

 На этом «чудеса», связанные уже с могилой Пастернака, не закончились. Евгений Евтушенко в стихотворении «Прослушка» (из триптиха «Пастернакиада») касается еще одной детали посмертной судьбы великого поэта:

 Нехитрая могила Пастернака
 Была не одинока и, однако,
 По новым людям детски голодна.
 Трава на ней как будто привставала,
 Чтобы услышать наши голоса.

 Здесь были беглецы из лжи, беглянки.
 Стихи в тени странноприимных куп
 Выпархивали, будто бы белянки,
 Из старческих и юношеских губ.

 Здесь на скамью во времена судилищ
 Для самых доверительнейших встреч
 Мятежные писатели садились,
 Чтоб в тайне слово каждое сберечь.

 Скамья-старушка, милая простушка,
 Стихи послушать вроде бы любя,
 Зачем же ты скрывала, что подслушка
 Была так ловко вделана в тебя?

 Подслушкой занимаются глухие.
 На верхних ветках только глухарье.
 Подслушали бы сердце у России
 И у поэтов истинных ее.

 А закончить это эссе мне хочется словами самого Бориса Пастернака о нашем Спасителе:

 Но книга жизни подошла к странице,
 Которая дороже всех святынь.
 Сейчас должно написанное сбыться,
 Пускай же сбудется оно. Аминь.


Рецензии