Утка и уток

Привычная всем картина: сыплем крошки, "гули-гули-гули!", а голуби топчутся, воркуют, клюют. Клюют, кланяются. Пасутся ли во время жировки скворцы перед отлетом, собираясь большими стаями на газонах, ходят ли по земле грачи - клюют, кланяются. Очевидно, что из наблюдений возникла ассоциация "клевать носом" и "кланяться" - явно однокоренные слова. Если вспомнить поведение утки, очевидно, что она ныряет в поисках корма, за что одну из пород и прозвали нырками. Но ныряет утка очень занятно, она опрокидывается, словно втыкаясь в воду: миг - и над водой торчит только хвост.
Хорошо, допустим, утка так прозвана за то, что утыкается. А можно ли это проверить? Например, есть понятие "уток", поперечная нить полотна. На станок натягивают продольную нить, основу, а челноком, снующим снова и снова слева направо и обратно, - эту продольную нить обвивают. Раньше, когда еще не придумали гребенку, разделяющую нити основы на части для облегчения задачи, челнок втыкали между туго натянутыми нитями основы, протаскивали его вниз, потом через нужное количество нитей втыкали его снизу, вытягивали наверх, отсчитывали нити, втыкали сверху, протягивали вниз. Короче, ТКали, втыкая челнок, похожий на лодочку, на маленький челн: сверху-снизу, сверху-снизу. И таким образом протягивали сквозь нити основы поперечную нить, называемую "уток". Челнок плыл поперек нитей основы, ныряя и выныривая, но главный тут не он, а нить, которую он протягивал. Это нить, посредством челнока втыкалась, ныряла и выныривала, ткала, за что и получила свое название.  А значит, догадка о ныряющей утке верна, и что сложилось раньше, что чему дало название - неважно. Хотя, ответ кажется очевидным.
И глядите, какая интересная штуковина! В слове "основа" тоже кроется загадка. Коли ремесло называется ткачеством, выходит, что вовсе не основа оказывается корнем всего явления. Помните, снова и снова, снова и снова, снова и снова челнок снуюет-основывает продольные нити. Вот и выходит, что обо-сновать означает не заложить некую "основу" или фундамент смысла, а означает СКРЕПИТЬ смысл деталями, сделать рассуждение обоснованным.

Но кажется, мы отступили от принципа рассматривать все возможные однокоренные слова, дабы проверить свои догадки на практике. Пока ничего, кроме "утлый" в голову не приходит. В современной речи "утлый" означает "ветхий". А если утка получила свое прозвище за то, что втыкается, то и "утлый" должно буквально означать "проткнутый, дырявый", так ли? Быть может, и не так, потому что "утлый" куда как ближе к понятию "тлен", что означает "прах". 
Давайте разбираться, связывает ли что-то "тлен" и "тычок"? Прежде всего, тлеет догорающий костер. Сгоревшие дрова рассыпаются в прах, то есть, в пыль. Рассыпаются и то, что истлело от сырости и времени. Но чаще всего, истлевшие предметы рассыпаются от прикосновения, есть устойчивая фраза: ткни - рассыпется. А что объединяет слова "тлен" и "ткни"? Только звук "Т". Быть может, это и есть общий корень? Сомнительно! А потому, давайте искать корень прицельно. 
Вот слово "утка". Если выкинуть из головы образ ныряющей птицы и обратить внимание только на слово как явление, то нетрудно заметить его сложное строение: у-т-ка, где "у"- приставка, а "к"- суффикс. Почему "к" - суффикс? Потому что шутить - шутКа, метить - метКа, ветвиться - ветКа, палить - палКа. Впрочем, в слове "у-т-ок" (мотать-мотоК) корень тоже состоит из единственного звука "Т".

А в нем, в этом корне "Т" кроется что-то такое древнее! Глядите:

Там, тут, туда, ты 

- все эти понятия сопровождаются указующим жестом или тычком указательного пальца. 
Понятие "точка" в быту - что это? Место, указанное тычком пальца. 
Точить - заострять. 

А вот есть слово "течь", каков в нем корень? Откуда вообще возникло это понятие? Не глагол, а существительное "течь" означает отверстие в днище, из которого ключом бьет вода, заполняющая лодку. Можно ли в днище проТкнуть отверстие? Очень сомнительно. 
Чтобы понять, что связывает течь в лодке с понятием "протыкать", достаточно обратить внимание на возможно запретительное "чь!". Дальше будут предположения и фантазии, но мы и не станем утверждать, что наши догадки являются фактами. Предположив, что "чь!" - запрет протыкать, а само понятие означает струю воды, можно представить такую картину:

Из мягкой глины как из подручного средства в пути делают подобие сосуда, набирают воды и передают из рук в руки кому-то, быть может, более молодому и менее опытному. Передают с предупреждением: Т-ЧЬ!, что буквально означает "не проткни пальцем!". Если молодой человек проявляет неловкость и в импровизированном сосуде возникает отверстие, из которого выливается вода, возможно и под напором - это вызывает крайнюю досаду. Безусловно, потеря воды имеет жизненно важное значение, потому речевой сигнал-предупреждение в опыте людей должен был накрепко соединиться с нежелательным явлением, с течью. Похоже на правду? Похоже, но это останется фантазией. Фантазией, похожей на правду.


Ольга Снегова  http://www.stihi.ru/2017/02/04/712


Рецензии