Наручники для святости
Это мудрая комедия по пьесе Мориса Метерлинка.
Первая постановка спектакля была в 1903 году в Брюсселе, первая публикация – в 1920 году в Париже.
Смотрится комедия на одном дыхании.
Из анонса:
«Пьеса «Чудо Святого Антония», написанная в начале ХХ века, своей внешней простотой и глубоким подтекстом привлекала таких великих режиссеров, как В. Мейерхольд и Е. Вахтангов.
Встречали ли вы когда-нибудь людей, для которых их общественный статус является более важным, нежели сама истина и суть вещей? Именно это и происходит с наследниками обладательницы несметных богатств усопшей Гортензии — людьми, кажущимися образованными и благопристойными, вызывающими всеобщее уважение и пользующимися большим авторитетом у жителей своего города. Ничто не способно помешать проведению похорон на уровне, достойном их положения в обществе, отбросив тем самым тень на известнейшую и добропорядочную фамилию. Вынос тела родной тетушки превращается для них в тщательно спланированную до мельчайших мелочей акцию, рассчитанную лишь на то, чтобы о богатом клане говорили с придыханием и восторгом. И даже стоя бок о бок со Святым Антонием, способным творить чудеса, трещиной в плитке на полу и вступлением в наследство племянники заняты гораздо больше, чем возможностью возвратить к жизни их умершую тетку – Чудом воскрешения. Что стоит человеческая жизнь по сравнению с миллионами банкнот, шикарными домами, форелью под соусом Шуберт и запеченными рябчиками?..
Одна лишь служанка, простодушная, бесхитростная, но добросердечная, которую автор пьесы неслучайно назвал Виргинией, искренне верит в Чудо, видя то, что сытые и лоснящиеся от вина наследники не способны воспринять в силу своей привычки находить научное и практическое объяснение любому явлению. Но вопреки всему Чудо происходит, ведь силе Божественного Провидения ничто не способно противостоять!»
Представьте ситуацию: святой, по молитве искренне верующей служанки, потрясённой смертью барыни, искренне её оплакивающей, внезапно приходит исполнить её желание видеть свою хозяйку живой! Воскресить!
Невероятно!
Служанка буржуазного дома Виргиния смотрит на умершую барыню, как на свою добрейшую благодетельницу. Усопшая Гортензия - обладательница несметных богатств, со слов служанки, оставила близким, церкви щедрые дары, но не забыла и слуг. Виргинии полагается по завещанию 3300 франков за 33 года добросовестного служения.
Кстати, имя Виргиния с латыни переводится как девственная, непорочная. (лат. virginia, от virgo, virginis дева).
Святой Антоний из Падуи спустился оживить 77 летнюю умершую госпожу, а родичи уже жадно делят богатое наследство, в их планы святая благотворительность и воскрешение не входит, это угроза их благосостоянию.
На Святого Антония после воскрешения тётушки надевают наручники и препровождают в больницу, как сумасшедшего, откуда он дважды уже сбегал, чтобы совершать чудеса ради людей и оживлять их.
Фантазия, но приглашает помыслить. Сквозит мысль - ценят ли истинную чистоту и святость люди на Земле, стоит ли воскрешать покинувших земную жизнь или или это не имеет смысла?
Шанс воскрешения дан, но как его приняли и использовали близкие люди? Чем они заняты, что говорят и делают?
Здесь и священник, и врач, и, невесть откуда, набежавшая свора родственников ближних и дальних…
Священник не хочет признать святость Антония - ему удобно молиться и получать барыши без явленных пророков и святых.
Врач уверяет, что Антоний психически нездоровый проходимец, советует не устраивать скандал с полицией. Иначе на семейство падёт тень, советует дать возможность «больному» воскресить барыню, он уверен, что самозванец сейчас осрамится и его удобно будет упрятать на законном основании в психушку.
Когда воскресшая живая и невредимая Гортензия предстаёт перед всеми – все в ступоре.
Гортензия, вместо благодарности, начинает тут же гневно гнать святого, как нищего, в её богатом доме.
Она не смогла оценить сошедшую на неё божественную благодать. Не оценили чудо воскрешения и пришедшие на похороны родственники. Нет, они понимают, что воскресла барыня, сорвав все их планы, но лицемерят и готовы формально отблагодарить и вывести поскорей из дома странного нищего. Одни предполагают, что раз барыня жива, значит, не умирала. Другие - раз нищий чудесным образом воскресил барыню, значит, поднялся из грязи в князи, и он может теперь поприсутствовать на пышном обеде. Но Антоний отказывается и от обеда, и выкурить трубку и получить золотой портсигар и купюры… Земные ценности не имеют для него значения.
Близкие барыни не могут понять - в чём дело, они предполагают, что Антонио чувствует себя недостойным принять дары, им приходит мысль покормить нищего на кухне, но Антонио отказывается и от этого!
«Ну разве не сумасшедший?! Да он просто возмутителен и опасен» - с точки зрения земных важных персон- обывателей.
Не могла оценить в истинной мере святого даже служанка Виргиния. Она выделяется из всех доверчивостью и чистотой, но и ей нужны были доказательства зримые. В ней шёл процесс. В самом начале при встрече с Антонием она поверила, что пришёл святой, рада ему, но называет его грязным, просит тщательно вытирать ноги, посылает за водой для мытья пола в господском доме, сокрушается, не спешит позвать господ, а моет и говорит, что они должны ещё два часа кушать, а святому надо ждать. Вскрикивает, что Антоний помял цветы на траурном венке, когда он сел на него, не понимая, что самый венок уже не нужен.
Потом она отдаст гонимому светочу свои деревянные башмаки, укроет его заботливо своей шалью и будет нести зонт над ним от снегопада, когда руки его в наручниках не смогут держать его...
Что же святой? Антоний созерцателен и спокоен, мирен на вид и не оказывает явного сопротивления, позволяет ситуации протекать естественно и свершиться всему, что ожидаемо им. Он только напоминает, что ему некогда: у него много дел, он должен сегодня совершить ещё пять чудес, воскресить ещё одного человека! Но разве кто-то обратил внимание на настойчивое неоднократное упоминание этого факта?!
Люди вначале хотели сразу выгнать нищего, но не смогли его сдвинуть с места, когда гнали, он словно врос в пол! Он не позволяет одурачить себя - уверенно говорит, что видит за стеной умершую - в противоположном месте от того, которое указывают ему. Смотрит на все спокойно и грустно, иногда даже с улыбкой. Пусть каждый пройдёт свою роль полностью, проиграет все вихревые дисгармоничные визги, скрипы и шумы своего невежества и покажет всё, на что способен.
Антоний видит - все присутствующие господа вне Господа и Божественного Присутствия.
И гаснет вновь зажжённая Свеча-Жизнь - Гортензия сначала теряет речь, потом и жизнь - Дар Антония отнимается, ибо здесь некого одаривать, кроме отказавшейся от земных даров ради спасения чужой жизни Виргилии.
К Гортензии ли приходил святой Антоний? Или был дан шанс одной и создана ситуация Выхода в Свет, буквально и иносказательно, для другой - непорочно живущей в аду рабского служения - Виргинии? Виргиния уходит из дома с Антонием в сопровождении полиции.
И в этот момент ярко понимаешь, что святость не закуёшь в наручники, даже если видимость этого удалось создать, пленив, системе порабощения - важным господам в смокингах и их подсобникам.
Святость не распять, не кинуть в тюрьму.
Святой - в Вечности, он остался на свободе, как чистый снег с небес, упавший на землю, и поднимется вновь в круговороте природы.
Снегопадом - чистотой, падающей с неба, начинается и заканчивается спектакль.
Комедия – два часа смеха и активного мышления, удовольствие от реплик и виртуозного исполнения ролей артистами.
Что становится смешным, то перестаёт быть опасным. Смех – лучшее освобождение от плена предрассудков. Мёртвое осталось мёртвым, а живое и святое – свободным. Но свободное в Духе ведут в земных наручниках, и это – предупреждение.
Каждый может помыслить после спектакля и, возможно, увидеть - где и в чём закована его внутренняя святость, что мешает полному освобождению и трансформации сознания.
В нас есть и светлое и тёмное, и из вечности приходит подсказка - нетленка – прекрасная и современная пьеса Мориса Метерлинка.
Моя искренняя и сердечная благодарность, а также моей дочери Марии (многодетной мамы) и внучки-школьницы Екатерины, бывшим со мной на благотворительном спектакле - всем его создателям – писателю, сценаристу, режиссёру и артистам.
p://newteatr.ru/performance/chudo-svatogo-antonia/ - анонс, видео, фотографии, отклики.
- текст пьесы Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония».
Следующий спектакль в Москве состоится в Новом Драматическом театре 14 марта 2017 года во вторник, в 19:00.
Антоний с нами…
Светлана Кременецкая
09.02.2017 14:47
Свидетельство о публикации №117020911107