Притча о Слоне и четырёх мудрецах

Ассоциативно на статью "О вращении небесных тел"

Михаил Гарнов http://www.proza.ru/2015/02/05/61

Притча о Слоне и четырёх мудрецах:

***
09.09.2017г.

Есть Притча, Братцы у меня - О том, каким бывает Слон?
Её примерно вспомнил я - И Вам, сегодня рассказал...

Когда спросили у слепцов - На что похож, обычный Слон?...
Один сказал - "Колонна, Он!  - Его! - я, ногу обнимал"...

Другой сказал, держась за хвост - "Нет! - Слон, скорее всё ж, Змея...
Он! - извивается, ползёт - И в том уверен! - точно, я"...

Другой ответил - "Слон - Удав! - Ведь хобот - гибок и силён...
Он кольцами обвил меня - А я, почти был задушён"...

Четвёртый - Ухо подержав - изрёк устало - "Простыня,
Колеблет ветер полотно - уверен в этом - точно я"...

Смысл притчи - прост, не затемнён - Слепец, не может наблюдать,
Он ограничен бытиём - И не умеет, созерцать...

Всё, относительно друзья! - Несовершенен - Вкус и Глаз,
Как многогранна - жизнь-судьба! - Так, многолика! - Ис-ти-на...

Та, что из граней, ближе нам! - Представит, "Образ" сквозь стакан*...
Возможно - Истина в вине! - Луч преломляет! - Свет - Атман*


А.В. Козак

АТМАН
        (санскр.— дыхание, душа, я сам), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. учениях — всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа. Противопоставляется брахману как высшей объективной реальности и в то же время совпадает с ним, поскольку брахман осознаёт себя и тем самым становится А. Отсюда идея тождества А. и брахмана в упанишадах.

Учение об А. восходит к «Ригведе»:
-  где А. обозначает не только дыхание как таковое, но и жизненный дух, принцип жизни как метафизич. сущность дыхания;
- в этом отношении А. может отождествляться и с пурушей.

В ранних упанишадах А. понимается как «Я», индивидуальная душа, раскрывается соотносительность А. и брахмана на разных уровнях:
- когда А. отождествляется с телом человека, брахман воплощается как космос;
- когда А. отождествляется с мысленным, или жизненным «Я», брахман становится хираньягарбхой, } или космич. душой;
- когда А. отождествляется с носителем самосознания (интеллектуальное «Я», праджня), брахман выступает как самосознающий ишвара;
- наконец, на высшем уровне интуитивного «Я», когда субъект и объект слиты воедино, А. становится высшим брахманом, или блаженством (ананда).

Учение об А. получило развитие во всех ортодоксальных школах индуизма. Осн. его принципы:
- от устойчивости и постоянной сущности «Я» следует отличать преходящие, изменяющиеся модусы, порождаемые телом, чувствами, интеллектом и т. п.;
- реальное «Я» — это чистое сознание (ср. понимание брахмана как чистого бытия), не ограниченное конкретными объектами;
- А. скрыт и в «Я» человека, и в «Я» всех существ, и в боге, брахмане;
- открытие своего реального «Я» даётся через высшую форму познания:
— самопознание, которое одновременно есть и познание бога и связано с достижением высшего блаженства.

Помимо веданты теория А. активно развивалась в школах ньяи, санкхьи, йоги. [идея о том, что зависимость «Я» связана с его отожде-ствлением с модификациями ума (читты) и что путь к освобождению «Я» состоит в прекращении этих модификаций], мимансы (учение о душе как вечной, бесконечной субстанции, обладающей сознанием).

Индуистской трактовке А. («Я», души) противостоит учение буддизма о несуществовании А. как целостной субстанции:
 
- есть лишь поток последоват. состояний, образующий жизнь и являющийся источником иллюзии постоянной души.

- В махаяне была предпринята попытка компенсировать иллюзорность отд. «Я» идеей единого трансцендентного «Я» (махатман), обладающего высшей реальностью и воплощающего «Я» всех живых существ.

Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; P а д х а к ? И ш н а н С., Инд.


Рецензии