Преодолеть расстояние
Нас познакомил его сын, мой дед, Будасси Андрей Александрович, бесконечно мною уважаемый и нежно любимый человек. Прошедший всю войну от Сталинграда до Вены, отдавший армии около сорока лет жизни, до самой пенсии работавший в нашем городе.
Именно дед и сказал мне, что именем Будасси Александра Владимировича назван далекий полустанок на самом севере нашей страны на железнодорожной ветке от Кандалакши до Куолоярви, на финской границе. Пока не довелось мне там побывать, но передать свои ощущения, прочитав на схеме железных дорог СССР, выпущенной в 50-е годы прошлого века, фамилию своего прадеда, очень сложно. С тех пор мой далекий предок стал гораздо ближе, и мне захотелось больше узнать о нем.
Сохранился уникальный документ, его метрическое свидетельство в том, что «1878-го года июня десятого родился, а крещен июля второго числа Александр, родители его: дворянин Владимир Стефанов Будасси и законная жена его София Георгиевна. Восприемники были: генерального штаба командующий 41 донским полком полковник Николай Иванович Краснов и дочь сенатора тайного советника Александра Борисова Хвостова». Это вдвойне интересно, учитывая, что упомянутый Н.И.Краснов, герой Крымской кампании, во время которой в рядах Донской конной артиллерии участвовал в обороне Таганрога и во взятии неприятельской канонерской лодки «Джаспер». В 1863 году за отличие при усмирении польского восстания был награждён орденом св.Анны 3-й степени с мечами и бантом.
Этим же свидетельством подтверждается, что «сын дворянина, инженер путей сообщения Александр Владимирович Будасси, 29 апреля сего 1905 года в Николаевской, при Императорском Московском инженерном училище, церкви повенчан первым браком с Зинаидой Николаевной Чаевой». Так молодой инженер Будасси вступил во взрослую жизнь – и в семейном, и в профессиональном плане.
Мой дед был очень щепетилен в отношении хранения документов, а что касалось отца – тем более. Никогда не забуду, когда он показал мне диплом Александра Владимировича. Бережно и аккуратно достав папку, он вынул оттуда большой белый лист, увенчанный двуглавым орлом и снабженный внушительных размеров объемной тисненой печатью. Фамилия и имя дипломанта там не вписаны от руки, а отпечатаны типографским способом. Плотности листа может позавидовать современный картон. Этот уникальный документ – не просто свидетель эпохи, а драгоценное свидетельство высокой профессиональной квалификации моего прадеда. И дальнейшие события его жизни и жизни всей страны это подтвердили.
Надо отдать должное моему деду – он знакомил меня со своим отцом постепенно, не спеша, словно оставляя напоследок самое интересное, самое важное. Так в свое время мне стало любопытно, каким образом на юге России появилась такая уникальная для тех краев фамилия, как «Будасси». Выяснилось, что эту фамилию носил генерал от кавалерии Итальянского корпуса армии Наполеона Антонио Будасси. Назад с Наполеоном он не вернулся, и осел в области Войска Донского. Так выяснилось, что род моего прадеда имеет итальянские корни, к концу XIX века – уже обрусевшие.
Но настоящим потрясением была следующая бумага, вынутая дедом из той же заветной папки. Вернее, это была даже не бумага, а ее фотокопия, сделанная в конце 70-х годов прошлого века – ведь ксерокопий тогда еще не было, а сохранить в семье такую реликвию было просто обязательно. Оригинал (как сказал мне дед) был передан в Исторический музей, о чем имеется соответствующая квитанция.
Уже первая строчка документа отсылает читателя в те далекие и грозовые годы, когда исторические эпохи, громоздясь и сменяя друг друга, вершили человеческие судьбы – «Совет Народных Комиссаров. Мандат №95». Итак, согласно этому мандату, «предъявитель сего, Инженер Путей сообщения, тов. Будасси А.В., Главный Инженер по постройке линии Александров Гай – Эмба и переустройству на широкую колею линии Красный Кут – Александров Гай». Речь идет о легендарной АЛГЕМБЕ, нефтяном путепроводе, который должен был обеспечивать молодую Республику Советов спасительным топливом. Строительство шло в совершенно ужасных условиях, в пустыне и солончаках, во время работ погибло более 30 тысяч человек. Саботаж и дезертирство преследовали стройку. Поэтому неудивительно, что последний абзац мандата гласит: «Все действия, тормозящие работу по постройке железнодорожной линии Красный Кут – Александров Гай – Эмба, порученной тов. Будасси, будут рассматриваться как измена Республике». Подпись – В.И.Ленин.
Если есть необходимость в пояснениях – вот они. Измена Республике – это расстрел на месте. Без суда и следствия. Это абсолютная власть. А власть тогда была напрямую связана с революционным маузером – проще говоря, если была необходимость, мой прадед мог пустить этот маузер в ход, будучи уже априори оправданным. Кстати, право ношения оружия оговаривается тем же мандатом. Ничего личного. Такое время.
Не все выдерживали – это время безжалостно перемалывало «спецов» старой, еще царской подготовки. Несомненно одно – его высочайшая профессиональная квалификация, благодаря которой до сих пор стоит и далекий карельский полустанок, и наш земляк, символ нашего города – железнодорожный мост через канал имени Москвы. Пути, проложенные 75 лет назад моим прадедом, Александром Владимировичем Будасси, надежно связывают Москву и Петербург. Мосту еще долго не понадобится капитальный ремонт – ибо Будасси работал не за страх, а за совесть.
Незадолго до своего ухода мой дед вынул последний артефакт из папки – им оказалась готовальня, выпущенная в Германии в конце XIX века. Все кронциркули и запасные иглы были на месте, все приборы были рабочими. Этой готовальней пользовался мой дед, Будасси Андрей Александрович, учась в Бронетанковой Академии в 1947 году. Но самое главное – этой готовальней пользовался мой прадед, Будасси Александр Владимирович, учась в Императорском Московском инженерном училище имени Александра III. Моими предками была и мне оказана высочайшая честь пользоваться ею – учась в Московском Государственном Строительном Университете. Невозможно передать ощущения от сопричастности их истории. Истории моей страны, моего города, моего деда и моего прадеда. Человека, с которым нас разделяет неодолимое расстояние. Человека, строившего дороги и мосты, чтобы преодолеть расстояние. Близкого и родного мне – Человека.
Свидетельство о публикации №117020805775