Цветы на могиле
мысли опять об одном.
Грешных не ждут
на небесах. Цель
ближе, чем кажется нам.
Скоро взойдёт
зимнее солнце.
Стонет упавший в цене
пьяный солдат.
Боли-фантомы.
Это оставила сталь
ноющий след
в форме креста. Мы
падаем вниз, где не столь
важен расклад.
Две хризантемы.
Крепче, чем кофе в постель
утренний лёд.
"из леса выходит старик, а глядишь — он совсем не старик,
а напротив, совсем молодой красавец Дубровский..."
/Б.Г./
К чему такой эпиграф? Дело в том, что на Анонимном конкурсе
половина арбитров поставили двойки этому стихотворению,
в том числе и за технику. Вообще, когда ставится такая оценка,
логично предположить, что написано настолько слабо (плохо),
что может изобразить любой неофит, ребёнок едва постигший азы стихосложения,
но давайте посмотрим - так ли это?
Итак, стихотворение написано в размере базового финального трёхстишия (хайку) в чистом дактиле (5-7-4):
1оо1о
1оо1оо1
1оо1
Строфа состоит из трёх таких размерных единиц (как бы "строенное" по размеру хайку).
Собственно, весь контекст и ведёт к финальному хайку, наподобие этого жанра (сейчас лень искать, как он называется)
когда то же самое хайку "объясняется"(раскрывается) предшествующей прозаической миниатюрой.
Основная цезура расположена СТРОГО в симметричных местах по строфам: "небесах. Цель" и "креста. Мы".
Но основная "фишка" - это, конечно, диссонансные созвучия, которые многие за "рифму" не считают.
Действительно, слух однозначно улавливает только глубокие такие созвучия-рифмы, как например: "яблоко/облако" или
ещё лучше разнородные и односложные: "спирт/спёрт".
Обратим внимание, что происходит у меня в условной "рифмовке: АВС/АВС/АВС, где, например, во второй строфе
А - фанТОМЫ / кресТА. МЫ/ хризанТЕМЫ
В - СТАЛЬ / СТОЛЬ / поСТЕЛЬ
С - сЛЕД / раскЛАД / ЛЁД
Таким образом это некий гибрид "японики" и "силлабо-тоники" на двойных,
в том числе и составных, диссонансных рифмах, в строжайшей ритмической размерной решётке.
Учитывая столь короткую строку, да ещё с анжамбеманом и ТАКОЕ ограничение, прежде всего
по согласным фонемам, я ставлю эту форму по уровню сложности куда выше какого-нибудь смежного
однородного панторима. Но разве это заметно при беглом прочтении?
Зато вполне достаточно для того, чтобы проглотить не пережёвывая, а потом жаловаться на "несварение".
Можно также посетовать на, якобы, невнятный смысл, недосказанность (которая тем не менее является обязательным
атрибутом японской поэзии или философской лирики), но для особо сомневающихся ответ простой:
Попробуйте, напишите, хотя бы одну строфу, именно в этом размере и объёме,
в этой схеме рифмовки, в этом качестве рифмы.
Было бы крайне любопытно посмотреть на ВАШИ смыслы и вашу собственную этим смыслам оценку.
Свидетельство о публикации №117020804717
Натали Фе 08.12.2018 11:49 Заявить о нарушении
Когда автор использует редкий, а тем более уникальный приём, нужно быть
к этому готовым. Другое дело, что критика не по существу способна лишить
автора мотивации для собственного творческого роста и прогресса.
О
Гольгертс 08.12.2018 18:48 Заявить о нарушении