Стихотворение месяца-48 - Обзор Юрия Глухова

****************************************
1. "Новогодняя ёлка 46-го года"
Под сенью разорённого гнезда,
не поддаваясь грусти и печали,
была и величава, и горда,
и наготы своей не замечала.
Она стояла, свежестью маня,
как в тронном зале, в пустоши квартиры,
где старенький диванчик для меня
был уголком ребяческого мира.
А ёлке всё равно, ей дела нет,
что Новый Год украсит пара горсток
обёрток от развёрнутых конфет
и "Раковые шейки" без обёрток.
4/4-
"Под сенью разорённого гнезда" - неудачное вступление, сень, гнездо и ёлка образуют забавную двусмысленную конструкцию, совершенно здесь неуместную.
Стиль, заданный словами "сень, величава, нагота", далее не выдерживается.
Нагота ели для меня (и, думаю, для многих) - это отсутствие хвои, метафора оказывается неудачной.
Но в остальном всё более-менее аккуратно, хотя стихотворение мне не очень понравилось.
*****
2. "Виват, Любовь!"
Ломал, топтал порядок старый
Хмельной от громких слов народ.
В огне Великого пожара
Горел аристократов род.
 
В грязи валяется корона
Перед неистовой толпой.
Парик Людовика Бурбона
К ногам скатился с головой.
 
Тюремный пол усеян знатью
Всех возрастов и всех полов,
Лежат изорванные платья
Среди измятых сюртуков.
 
Забыта прежняя гордыня:
На грязном сене спит барон,
В его объятьях — герцогиня,
В которую давно влюблён.
 
Пронзённые стрелой Эрота,
Они в плену мирских утех:
Любовь в преддверье эшафота —
Святое чувство, а не грех.
 
Перед грядущим расставаньем
Так радостен последний пир.
У них теперь одно желанье —
Покинуть вместе этот мир.
 
Рыдает юная фемина,
Ручьи солёные из глаз:
Его зовут на гильотину,
А ей ещё не пробил час.
 
Сейчас барон её покинет.
В очах тоска, а в сердце боль.
Вдруг прокричала герцогиня:
- Долой Конвент! Виват Король!
 
Луи не жаловала дева,
Но знала, что за эту речь
Жестокий кат, кипя от гнева,
Готов снести головку с плеч.
 
Бессильна смерть пред Купидоном...
Светился счастьем гордый взор,
Когда она, обняв барона,
Шагнула с милым под топор.
 
Придумать может мелодраму
Любой прозаик и поэт,
Но пишет жизнь в своих романах
Ещё прекраснее сюжет.
4/3
"Горел аристократов род" - неудачно, аристократических родов много, единственное число порождает двусмысленность.
"Парик Людовика Бурбона К ногам скатился с головой" - неудачная шуточка в трагическом контексте, такое прокатывает в революционные времена, когда жизнь обесценена, а нам-то зачем?
И далее легкомысленно-разухабистый стиль изложения убивает всю лирику, а без нее становится непонятно, зачем всё это писалось.
*****
3. "Доктору Лизе"
Ну вот и все - Вас больше нет,
Пустые теплили надежды,
Теперь в никчемности сует
Печаль одели как одежды.
На полуслове ставя точку,
Помпезность право ни к чему:
Как жаль, не выдали отсрочку
На смерть, кто знает - ПОЧЕМУ?
3/3
Стихотворение короткое и невнятное. Тема не выручает.
"Пустые теплили надежды" - надежды что-то теплили или их кто-то теплил? кто?
"Печаль одели как одежды" - одели или надели? опять же кто?
"На полуслове ставя точку, Помпезность право ни к чему" - подъезжая, слетела шляпа?
*****
4. "Не пугайся, не дрожи"
Увидала в первый раз, –
Словно молния блеснула.
Ни минуты не таясь,
Подошла, в глаза взглянула...
Был налит бокал вина,
Брудершафт – и поцелуи.
Залпом выпила до дна
За любовь свою хмельную.
Я пьяна с тех пор вконец:
Нараспашку, наизнанку.
Режь последний огурец
Коль пошла такая пьянка!
Так легко пустить под нож
Тряпки, деньги, нервы, время!
Но всё чаще вижу дрожь, –
Ты совсем как лист осенний.
Не пугайся, не дрожи:
Не ловлю, не обязую.
Не игра моя, а жизнь,
Цельная, не вхолостую.
Сумасшедшем, вихревом
Мне кружиться в танце этом.
Не винись, ты ни при чём,
Просто встретился с поэтом.
Жить в полёте, кураже,
Ярким мигом наслаждаясь...
...Ты уходишь? Всё уже?!
Ты устал?.. какая жалость...
4/3
И здесь простоватая грубоватость убила лирику - получился пересказ в рифму не слишком удачного романа, но зачем?
Возможно, автор просто подтрунивает над собой, но с художественной ценностью у него не очень сложилось.
*****
5. "Сон, вызванный полетом мелодий будильника вокруг кровати игромана. За минуту до пробуждения"
Труби, трубач! Буди Иерихон!
Пусть рухнут стены сна в ума палатах.
Что наша жизнь? Игра в Армагеддон.
И день грядет - заслуженной зарплаты.
Получат - все. По-полной, под расчёт!
За вычетом прижизненных авансов,
Кто волком выл, тех вечность  припечёт,
Со сковородки слезть не будет шансов.
Секундная стрела летит к нолю,
Но крепок щит родного одеяла.
Пока печати целы, я посплю,
Ведь нефть растёт, и Сирия - не пала.
-Полундра! -колокольчик истерит,
Мол, Саурон косит  кровавым оком!
Дымит вулкан, летит метеорит,
Фенрир* с цепи сорвался раньше срока.
По ком звонят? Увольте - не по мне!
Не трусь, пчела, кружи вокруг граната.
Пусть бледный слон пасётся в стороне,
И сатана кошмарит страны НАТО.
Собрал четвёртый всадник свой оброк.
Бог Один пал, покусанный зверюгой.
Я пропустил потоп и Рагнарёк?
Что ж, без меня кончайте с Кали-Югой.
Я знаю, злу недолго править бал!
Добро с мечом уложит злых в могилу...
- Вставай! - На бой? - Да ты опять проспал!
И будь так добр, заткни свою  мобилу!
- Всю ночь играл, маньяк! Под утро лёг?
Ворчит жена, но я - уже в прихожей.
Мне  шеф устроит личный Рагнарёк,
Пять дней подряд опаздывать негоже...
-----------
* Фенрир - в мифологии викингов волк, посаженный богами Асгарда на цепь. Как сорвется - свету придёт полный и окончательный  Рагнарёк, в процессе которого волк убьет Одина - "главбога" скандинавского пантеона.
4/3
Замена обычной в таком контексте расплаты на зарплату выглядит сомнительной новацией.
И не понял, к чему всё это. Тема опозданий на работу из-за компьютерных игр - вполне себе тема, но автору, КМК, не удалось ее раскрыть.
*****
6. "Звенящая тревога"
Я избитые фразы меняю на новые рифмы,
Погружаясь в продавленный мир пожилого дивана.
Там, на кухне, от жаркого пара, кофейник мой вскрикнет.
Убегая горячей волной, карамельным угаром.
За окном машет листьями кремово-мраморный тополь.
Посылает мне белую пыль и вчерашние мысли.
Не хочу я по городу, жизнью потерянным, топать.
Погружая себя в глубину не отправленных писем.
Вновь прольются с багрового неба хрустальные слёзы.
Побегут по пустым тротуарам звенящей тревогой.
Невозможно любить, находясь в состоянье гипноза.
Невозможно творить, если ты не целованный Богом.
4/5
Дивана-угаром - это не очень рифма.
"кремово-мраморный тополь" - не сумел разгадать. Мраморный - более-менее понятно, бывает такое впечатление, но кремовый?
Пух, как белая пыль, тоже не убедил.
Но вообще текст хороший, внятный, и цепляться не хочется.
*****
7. "Прощание"
Позднею осенью, дымкой подернутой,
Слышу дыхание черных полей,
Чувствую трепет лесов обездоленных,
Вмиг потерявших любимых детей.
 
Этот надрыв роковой неизбежности,
Этот печально торжественный тон
Перекрывает своей безутешностью
Крик журавлей, покидающих дом.
 
Твердо закатным полетом командует
Сильный вожак, возглавляющий клин.
Вдруг заходили кругами пернатые,
Взор обращая к пенатам родным.
 
Снизу казалось, что ветер неистовый
Путь орошает водой дождевой...
Горькой слезою, хрустальными  искрами
Хлынула вниз журавлиная боль.
 
Что впереди? Только степи да хижины, 
Весь перелет не предвиден и крут:
Кто-то вернется, а может, не выживет,
Главное - знать, что на Родине ждут.
4/4
Много мелких недочетов, но в целом стиль выдержан.
Конечно, огорчает, что примерно о том же и примерно теми же словами написано огромное количество стихов. Эти ничем не лучше, хотя в среднем, наверное, и не хуже.
*****
8. "Восхваление"
Слушать восхваление
Не грешно.
Пей стихотворение, пей смелей —
Словно ты тягучее
Пьёшь вино.
Ты — из женщин лучшая
На земле.
 
О тебе я думаю
Каждый миг —
Так тебя, весну мою,
Я люблю.
Обниму я стройную;
Гордый лик
Строчкой стихотворною
Восхвалю.
 
И любовь — прекрасную,
Как гроза,
Как рассветы ясные
Над рекой;
Солнечные волосы
И глаза
Восхвалю я голосом
И рукой.
 
Сердце ввысь пытается
Воспарить.
Сердце раскаляется
Добела —
Чтоб тебя, весна моя,
Восхвалить;
Чтоб счастливой самою
Ты была.
4-/4
"Восхвалю я голосом И рукой" - насмешило.
Но в целом есть в этом что-то - вроде всё просто, даже примитивно, но проглядывает какая-то личная авторская интонация, что всегда подкупает.
*****
9. "Зимнее"
Двадцатая бесснежная зима
невдалеке от вечного Гольфстрима.
Притихший мир... До Третьего ли Рима?
И жизнь, в итоге данная сама
себе одной (в эпоху перемен
так водится). Привычные детали.
Моя рука касается не дали —
твоих колен.
 
Твоё лицо взрывает тишину,
грохочет мир по рельсам наважденья,
прошедших лет являя отраженье...
Удачей, не поставленной в вину —
ты для меня — до ямочки щеки;
за окнами мятущиеся тени
от нашей годы длящейся метели
так далеки...
4/5
"До Третьего ли Рима?" - разве третий Рим - это какой-то временной рубеж?
"И жизнь, в итоге данная сама себе одной (в эпоху перемен так водится)" - не уверен, что автор сам понял, что сказал.
Впрочем есть и удачные места, в целом понравилось.
*****
10. «У окна»
 
Cнег помнит небо,
думая, что сон – подошвы наших повторений.
Достану Лего,
строить «Белый дом»
для хроменьких стихотворений.
Почти что музыка влетит со сквозняком
и в три минуты,
ты уплывешь, течением влеком,
смотреть салюты.
И опрокинется небесный шарабан,
а в нем хлопушки.
И ты заплачешь, разгадав обман,
– Мои игрушки!
А под ногами крошево из звезд
непонарошку!
Почти что птицы выпорхнут из гнезд,
глазеть в окошки.
Как хорошо ловить снежинки ртом
и, скинув шапку,
под фонарем отплясывать потом,
схватив в охапку,
чужого восхитительного пса,
почти что шпица…
У Хлебного, под вывеской «Весна»,
вина напиться
и упадать на вязь чужих следов,
в жаровню снега;
почти шептать – «ай лав» или «ай лов»…
И нега.
Нега.
4/4
"сон – подошвы наших повторений" - не догнал.
Вот эти строчки понравились:
"Как хорошо ловить снежинки ртом
и, скинув шапку,
под фонарем отплясывать потом,
схватив в охапку,
чужого восхитительного пса...
*****
11. «В заброшенном парке»
В заброшенном парке, давно позабытом -
Унылые скверы, заросшие тропы...
Старинный Икарус, с оконцем разбитым
Тоску нагоняет... Услышала шёпот
Листвы на деревьях, такой разноцветной -
Я помню,  стояли скамейки с узором,   
В углу находился киоск неприметный.
Исчезло все это… другие заборы….
Когда - то с любимым сюда приходили,
Здесь часто бывали - красивое место.
Встречали рассветы, немного чудили.
Нам весело было, всегда интересно.
Потом  поженились, в проблемы в заботы
Семья погрузилась, бывали невзгоды.
В Италию мы улетели  работать. 
Старались, трудились.  Хотелось свободы,
Романтики, новых идей впечатлений,
Хотелось добиться успеха большого,
Достичь исполнения наших стремлений,
Любви и внимания, счастья  немного
Прошло лет пятнадцать, богатыми стали.
У нас подрастают две дочки, сыночек.
Добились успехов, об этом мечтали,
Союз наш семейный достаточно прочен.
Вчера прилетела с рабочим визитом
в родную  Россию.  Открыть филиалы
компании нашей желаем.  Подсчитан
примерный объем всех затрат, занималась
Проверкой расчета счетов, экспертизой.
С коллегами мы обсуждали проекты,
Решали задачи, чертили эскизы.
Советы давал, помогал архитектор.
В свободное  время пошла на прогулку,
Проведать любимый свой парк захотелось.
Встревожилось сердце, забилось так гулко.
Я в эту минуту слегка  раскраснелась.
 
Вернулась в Италию к мужу и детям
Расстроенной очень, решили мы вместе
Что парк восстановим, он будет известен
Для многих туристов, уютен и светел.
4 / 3
Такое впечатление, что автор не мог определиться, о чем он пишет: об истории семьи или о заброшенном парке.
С финальным посылом не могу не согласиться: будет хорошо, если состоявшиеся люди потратят часть средств на украшение мест своего детства.
Но, соглашаясь по смыслу, должен отметить, что с художественной точки зрения текст не удался.
Скажем, "Встревожилось сердце, забилось так гулко. Я в эту минуту слегка  раскраснелась." - это не слова расстроенного человека.
*****
12. «Зимнее солнце»
  Что-то не спится,
  мысли опять об одном.
  Грешных не ждут
  на небесах. Цель
  ближе, чем кажется нам.
  Скоро взойдёт
  зимнее солнце.
  Стонет упавший в цене
  пьяный солдат.
  Боли-фантомы.
  Это оставила сталь
  ноющий след
  в форме креста. Мы
  падаем вниз, где не столь
  важен расклад.
  Две хризантемы.
  Крепче, чем кофе в постель
  утренний лёд.
3 / 3
Вы меня извините, если это ваша личная боль и личные переживания, но написано нехорошо.
Никак не связываются в целое куски: грешных не ждут на небесах; цель ближе, чем кажется нам (кому нам?); и стонет упавший в цене пьяный солдат.
*****
13. «Опять в Простоквашино»
Так и живем мы, не беспокоясь,
Богам привычным всё служим мессу,
И не приходит к перрону поезд,
А нам и ехать неинтересно.
 
Узкоколейка идет по кругу,
И в семафорах цвет только красный,
А в этом зале не вьются вьюги,
Тепло и сухо –  уже прекрасно.
 
Здесь в ожиданьях мелькают лица,
Гуляют судьбы, свершая действо,
И невозможно остановиться,
Но каждый шепчет себе – надейся!
 
Быть может, завтра зеленый вспыхнет,
Случайный скорый придет к перрону,
И набежавшим внезапным вихрем
Нас вдруг потянет  к его вагонам.
 
Но проводница в нарядной форме
Одно лишь спросит –  а где билеты?
И снова красный на семафорах,
И не уехать в чужое  лето.
 
А здесь мы снова, не беспокоясь,
Богам привычным отслужим мессу,
И не приходит к перрону поезд,
А нам и ехать неинтересно…
4 / 4
Месса богам - это как? Краеугольный камень христианства - единобожие.
"в ожиданьях мелькают лица" - неудачно, лица мелькают в окошке поезда, но в ожиданьях?
"Гуляют судьбы, свершая действо" - вы только представьте себе, как судьбы выходят гулять, свершая действо (одно общее?)
Задумка была неплохая, как мне кажется, но чего-то не хватило.
*****
14. "Слова - не дела"
Слова-кирпичи, а рифмы - раствор:
Смотрите, какой красивый забор
Построил поэт из множества слов....
А на воротах пудовый засов.
Слагать - не пахать, слова - не дела
Раз - вдоль забора сирень расцвела,
Пиит кусты любит, часто стрижёт...
А в перерывах жену в доме бьёт.
Такое, увы, не редкость сейчас,
Не где-нибудь там, а здесь, среди нас:
Плетёт графоман словесную вязь...
А под ногтями не чищена грязь.
3 / 3
Вроде всё верно, и с Пушкиным созвучно, но читать неприятно.
Да и техника непушкинская: размер хромает, а "рифмы - раствор".
*****
15. «Пёстрая курочка Жизнь»
Жизнь это курочка Ряба,
Я - терпеливая баба.
Птичку кормлю и жалею,
Жаль, что она лишь шалеет.
Лапки, пернатое тельце...
Что с этим курочке делать?
Вот и сидит на насесте,
С прочими клушами вместе.
Помню, топтал её Петя,
Яйца случались. И дети.
Нынче тоскливо... Скажите,
Как же со всем этим жить ей?
Снится ей берег Фороса,
Густо усыпанный просом,
Мнятся плантации риса
В сказочных далях Туниса.
Чудится сочное море
Ягод и маковых зёрен,
Жаркое "фи" из травы ей
Шлют червячки наливные...
Было ль подобное с вами?
Жизнь не опишешь словами.
С неба - не манна, а ливень,
Рядом не пальмы, а ивы.
Часто прошу эту птичку:
Ряба, снеси мне яичко!
Проще простого: под ивою
Дай мне яичко счастливое!
Ну а пока на насесте,
С прочими курами вместе,
Я пребываю в сарае,
С краю, mon cher ami, с краю...
4 / 4
Мечты у курочки довольно однообразные, их смело можно было бы подсократить.
И осталось неясным: ЛГ - терпеливая баба или курочка? Если баба, то почему она на насесте с прочими курами вместе, хоть и с краю?
*****
16. "Утренние небылицы"
Поймать за гранью темноты: тепло, начало…
…открыть глаза.
Не держат веки – пальцы, спички.
Синица дня дрожит бархоткой под лучами,
А может пыли барахло…
И норовит вцепиться последняя картинка сна, где я всесилен,
Где я – герой-добро, без страха поражений
И стонет зло…
Сражений пыль на синем –
Безумно – небо горсткой облаков.
Мой гений безграничен, без оков… без слов.
Бархотки пыли, приглашая в царство снов, танцуют сквозняком.
Сквозь шторы робкие лучи и радуга неспешного начала...
И опальный воск свечи.
3 / 3
Понял, что автору нравятся слова "бархотка" и "пыль", что ЛГ трудно просыпаться, и что стихи не получились.
*****
17. «Нам не страшен ИНН!»
А нам не страшен ИНН*
И даже СНИЛС**  уже не страшен.
Мы так хотели перемен,
Жизнь с каждым днём «светлей и краше».
 
Не страшен «личный кабинет»,
Разнообразные пароли.
Когда мы входим в интернет,
Следят за нами злые тролли.
 
Лишь стоит кнопочку нажать,
Тролль все желанья исполняет!
Но как же хочется сбежать,
Пока ещё слегка вменяем…
 
В России спрятаться легко
Назло чудовищной системе.
Нас посылают далеко,
А мы идём, куда хотели.
 
Когда настанут времена
Тотальной дактилоскопии,
Потомки будут пить до дна
За девяностые лихие.
 
*         ИНН – идентификционный номер налогоплательщик
**         СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счёта
4 / 3
Видимо, автор или ЛГ (тут трудно различить) несколько идеализирует жизнь до лихих 90-х.
Подозреваю, что добывать нужные бумажки (без которых ты букашка) в те золотые времена ему не довелось.
Другой лирической темы в стихотворении не обнаружил.
*****
18. «Я жить не устану...»
Смотреть не устану на рябь голубой реки,
звенят колокольцы в кристальных её глубинах,
и втайне молюсь я, чтоб донку рыбак закинув,
остался без рыбки, не взяв на себя грехи.
Смотреть не устану на ткань золотых небес,
мазки акварели, что пишет закат-художник.
Я – вечный романтик, природных красот заложник,
милы мне просторы и люб изумрудный лес.
Любить не устану, покуда жива душа,
а значит, я в связке с любовью святой навечно.
И честно призна'юсь – бывала слепой и грешной,
но совесть осталась, и боль от грехов свежа.
Я жить не устану, невзгодам крутым назло,
покончу отныне с терзающим душу страхом.
Рождённый свободным не пятится к морю раком,
в борьбе со штормами сжимает в руке весло.
5 / 5
Неплохо исполненная лирика, всё на месте, только не понял, что за грех вытащить рыбу из реки (даже если реку широко толковать) - здесь видится какой-то намек, но в стихотворении он не расшифровывается.
*****
19. «Мой дом»
 
Мой дом не крепость. Стены без бойниц
И близким в нем всегда открыты двери.
Я в нем храню сиянье глаз и лиц,
Я в нем храню победы и потери.
 
Неразрушим он, как Ковчег Завета,
Который невозможно изменить.
Наполнен тихой музыкой рассвета,
Дающей право верить и любить.
 
Мне с ним комфортно  летом и зимой,
Хоть спорим не на шутку мы порою.
Не позволяет  жизнь наполнить тьмой
И сдать врагам на поруганье Трою.
 
Он позволяет быть самим собой…
Мой милый дом, зовущийся душою.
4 / 4
Начало хорошее, но дальше идет на спад.
Есть впечатление, что Троя попала в стихи из-за рифмы. Насколько помню, ее никто не сдавал врагу на поруганье.
*****
20. «Письмо»
 
Я хочу тебя видеть. Всё время. Всегда...
Только время течёт, как сквозь пальцы - года,
И ничто не меняется: ты далека
И, увы, недоступна. Надеюсь - пока.
 
Вечно слушать хочу нежный твой голосок...
Только время течёт, как сквозь пальцы - песок
И не слышно совсем, словно через века,
Мне тех слов, что так жду я. Надеюсь - пока.
 
Жажду запах твоих ощутить я волос...
Только время летит, как состав под откос,
И мне ветром доносятся издалека
Ароматы другие. Надеюсь - пока.
 
Как хотел бы прижаться к твоей я груди...
Пусть проносится время, как в мае - дожди,
Верю: ляжет твоя на ладонь мне рука..
Я готов подождать. До свиданья. Пока.
4 / 3
Неплохой текст для поздравительной открытки - подходит для всех, ни одной личной отличительной черты.
Если бы еще не рифма "песок - голосок"...
*****


Рецензии
Здравствуйте, Юрий
Спасибо за обзор.
""До Третьего ли Рима?" - разве третий Рим - это какой-то временной рубеж?"
Это географическое скорее название.Тут несколько смыслов.
"И жизнь, в итоге данная сама себе одной (в эпоху перемен так водится)"
Если интересно, могу пояснить эту фразу. Пожалуй, речь идёт о простом человеческом счастье.

С уважением

Соэль Карцев   08.02.2017 11:59     Заявить о нарушении
Соэль, строчку "Притихший мир... До Третьего ли Рима?" можно читать по-разному, один из вариантов, на мой взгляд, самый естественный: мир притих. надолго ли? Но тогда Третий Рим должен быть как-то во времени укоренен.

Конечно, могут быть и другие прочтения, Рим богат на ассоциации, но тогда и вовсе легко потеряться на маршруте: Гольфстрим - Рим - колени.

В конце концов, мое дело - обратить внимание на сомнительное место, дальше автору разбираться. :)

То же и с фразой: "жизнь, в итоге данная сама себе одной", - допускаю, что у нее есть замечательная расшифровка, но лучше бы тогда ее и привести, если она хороша.
А так, без расшифровки, непонятно, о чем это говорится.

Юрий Глухов -Сентябрь   08.02.2017 15:58   Заявить о нарушении
Надо же! А я поняла иначе. Что такое "Третий Рим"? Ну Москва же!
Герой проживает недалеко от Гольфстрима, у него все в порядке. До Третьего ли ему Рима - то есть до покинутой ли давным-давно Москвы? Но она тем не менее все время вспоминается - значит, не забыта.
Я прочитала так.
(И мне этот вариант больше нравится - это про тайную ностальгию))

Марта Журавлева 2   08.02.2017 20:38   Заявить о нарушении
Москва тоже, конечно, подходит. Но перед этим идет: "Двадцатая бесснежная зима
невдалеке от вечного Гольфстрима", - то есть описывается временной интервал, кажется, что и дальше говорится о времени. Это меня и сбило с толку. Впрочем оценку я за это не снижал.
Марта, а "жизнь, в итоге данная сама себе одной" вы расшифровали?

Юрий Глухов -Сентябрь   08.02.2017 22:14   Заявить о нарушении
Так двадцатая зима - значит, ЛГ уехал из Третьего Рима двадцать лет назад!
А про жизнь...
"И жизнь, в итоге данная сама
себе одной (в эпоху перемен
так водится)"
Если человек уехал из родных мест, и сумел выстроить свою жизнь иначе, многое в этой его жизни организуется по-новому, в обход каких-то традиций, даже шаблонов, проверенных временем - и семейных, и государственных. Он по-другому держит свою жизнь в своих руках. По-другому ее чувствует. Он как бы наедине с самим собой в большей степени, за его спиной уже не так ощущаются все его родные, близкие, предшественники... Это некое особое чувство одиночества, самодостаточности и в то же время "авторства" своей жизни. (Мне оно знакомо - может, я даже я сама привязала его к стихотворению. Но у меня воспринимается так))
Там, конечно, и со взрывом, и с удачей "перекручено", но мне понравился тон-размышление, весь настрой. ЛГ теперь опирается на любимого человека, но грусть отрыва все равно с ним - тихо, подспудно.

Соэль, а по замыслу было примерно это? Или это я нафантазировала?))

Марта Журавлева 2   08.02.2017 22:45   Заявить о нарушении
""Притихший мир... До Третьего ли Рима?" можно читать по-разному,"
Я всё- таки прокомментирую, потому что правы то оба...
Потому что я попытался вложить три подтекста. Вкупе с безглагольным написанием строки это оставляет простор для трактовки.
1.Трактовка Марты(географическая). И да лёгкая ностальгия)), потому что мысли о стране постоянно присутствуют.
2.Трактовка Юрия(временная). Конечно речь не идёт о Древнем мире или средневековье(до Вильяма ли нашего Шекспира). Мир притих в ожидании. Это очень напряжённое ожидание. И не нарушится ли эта тишина самым неприятным образом, когда этот самый Третий Рим наступит(или его какой- то чёрт объявит)
3.Общечеловеческая. Зима располагает к тишине, мир замирает в предчувствии весны. Ну какое ему(миру) и ЛГ дело до этих размышлений и до этой страны, и до других стран на нашем маленьком шарике, и нужны ли вообще они эти размышления...

Далее...
Вот эта строчка вызвала много вопросов у рецензентов
"Твоё лицо взрывает тишину."
Возможно это слабое место и его стоит переделать.
Я дам строчку на которую я ориентировался
"как и пристало временно счастливым,
беззвучным были выброшены взрывом"
У меня взрыв ведёт к обратном направлении к счастью, которое противопоставленно этой внутренней тишине ЛГ, в которой эти размышления протекают.
Немного может сюрреалистично, но пока не вижу алогизма.
Конечно, если в третьей строке увидеть Шекспира, то взрыв тишины точно вынесет мозг)))Но это не в обиду Рите, я её тонкую иронию оценил в должной мере.

Соэль Карцев   08.02.2017 23:02   Заявить о нарушении
Что ж, такое толкование как-то объясняет "жизнь данную себе".
Но у автора: "жизнь, в итоге данная сама себе одной". То есть данная сама, данная себе одной, да еще в итоге.
И, кстати, да, автор обещал сам объяснить. Надеюсь, не сам себе одному в итоге. :)

Юрий Глухов -Сентябрь   08.02.2017 23:02   Заявить о нарушении
Ох, написали одновременно, причем я писал Марте.
Соэль, меня взрыв не смутил, мне про жизнь интереснее...

Юрий Глухов -Сентябрь   08.02.2017 23:06   Заявить о нарушении
"о же и с фразой: "жизнь, в итоге данная сама себе одной", - допускаю, что у нее есть замечательная расшифровка, но лучше бы тогда ее и привести, если она хороша."
Юрий, к сожалению моя утренняя реплика куда- то испарилась. Возможно я просто не нажал на кнопку...
Дублирую:
По моей задумке речь идёт о простом человеческом счастье.

Соэль Карцев   08.02.2017 23:17   Заявить о нарушении
Не, взрыв - это круто!))) (Хоть заобъясняйся)))
А про Третий Рим... Предлагаю почитать в интернете, что это такое! (Кое-какие версии отпадут сами)
"И жизнь, в итоге данная сама себе одной" - ну, несколько тавтологично, конечно... "Сама себе" и "себе одной" это примерно одно и то же. Но как-то это усиление мне не помешало. Просто прозвучало немножко по-детски, искренне)

Марта Журавлева 2   08.02.2017 23:19   Заявить о нарушении
Тут и техническая фишечка небольшая есть. Правда не моя. Строенные безударные слоги в конце каждой строки, перед ударным.

Соэль Карцев   09.02.2017 11:55   Заявить о нарушении
Марта и Юрий, добрый вечер.
Я только что запустил небольшой технический конкурс на этой площадке
http://www.stihi.ru/2017/02/16/758
Как раз по этой схеме. Ели интересно приходите.

Соэль Карцев   17.02.2017 23:11   Заявить о нарушении