Стихотворение месяца-48 - Обзор Николая Максикова
В который раз говорю, что судить – дело не благодарное. И сам предпочитаю битым быть. К «запятым», к фонетическим огрехам в виде строенных согласных на стыке слов и пр., не придираюсь. Многое прощаю, поскольку иными пороками грешен и сам.
1. "Новогодняя ёлка 46-го года"
Из массы стихотворений этой подборки именно это я выделил почти машинально, неосознанно. «Оно жизненно правдиво», - решил я. А ещё такие стихи жизненно необходимы, потому что не оставляют читателя равнодушным. Мне нередко на этой площадке делали замечания за обилие «грамматических рифм». Для себя считал, что злоупотреблять не стоит глагольными, но… В этом стихотворении тоже нет затейливых созвучий. А нужны ли они в этой теме? Главный недостаток этого стихотворения в моём представлении – некая незаконченность, ибо так, как оно закончено – это сведение по нисходящей всей гордости и величавости ЛГ(новогодней ёлки). Всего лишь единственная строчка: «А ёлке всё равно, ей дела нет…», но при этом незримо уходит нечто, ради чего и писались предыдущие строки: торжественность момента, высокое предназначение новогоднего послевоенного атрибута. Ведь ёлка пришла (условно-сама) и вместе с хвойным запахом принесла аромат победы и мира. Возможно, стоит добавить ещё одну, усиливающую эффект, строфу. Пафоса стесняться тут нечего.
4-4
2. "Виват, Любовь!"
Своего рода небольшая баллада о любви. Сюжетная линия выписана последовательно и относит читателя, по всей видимости, к закату правления короля Франции Людовика ХV1 из династии Бурбонов. Но тогда причём здесь упоминание одновременно и о Луи? Для французов так же более приемлем Амур, нежели греческий Эрот. В стихотворении какие-либо поэтические приёмы не присутствуют, рифмы без особых находок, но и не плохи. Заставляет поспорить с автором концовка:« Ещё прекраснее сюжет». Да, в Европе казнь в те времена была возведена в разряд зрелищ и с точки зрения тех же французов сюжет, возможно, именно таков. Но для нас и нашего времени эпитет «прекрасный» - не совсем точен. Любовь – высока и чиста, до самопожертвования. Но о смерти априори не хочется говорить, что она прекрасна.
4-4
3. "Доктору Лизе"
Этой трагедии посвящено немало проникновенных стихов. И уже много сказано слов. И скорбь людская глубоко засела в душах, и саднит непреходящей болью. Но в данном стихотворении я увидел только выражение личных эмоций автора. Эмоции – это лишь реакция на событие, то, чего нельзя сдержать внутри себя. И задача любого автора не спешить, пропустить вначале через себя чужую боль, почувствовать её, как собственную, а затем решить, способен ли он подобрать такие слова, которые эти чувства переживания выразят достоверно. Думаю, автор понимает, о чём я говорю, «на полуслове ставя точку». Намеренно, нет ли – вторая строфа имеет иной размер. «Чему-почему», «надежды-одежды» - это, конечно, не новизна.
3-3
4. "Не пугайся, не дрожи"
Здесь попытка автора «пошутить», но за ней просматриваются куда более серьёзные вещи. С любовью не шутят. И ЛГ об этом известно, но…характер у неё ещё тот! Это противоречие, создавая эффект двух стихотворений в одном, не способствует качественному уровню созданного. Противоречива и ЛГ: «не ловлю, не обязую», а рядом «…жизнь цельная, не вхолостую». Не связав свою судьбу с другой судьбой, получишь выстрел холостой. Кстати, в этой строфе в последней строчке ударение на первом слоге сбивает общий ритм. Разухабистость ЛГ и несчастность – об этом автору нужных слов следует ещё поискать. А «Просто встретился с поэтом» - эта строчка допускает двусмысленность. Лишь один бокал налит во второй строфе, а как при этом брудершафт? Рифмы «осенний-время» и «блеснула-взглянула» мне не приглянулись абсолютно. Взбалмошность ЛГ сделала таковой и само произведение.
3-3
5. "Сон, вызванный полетом мелодий будильника вокруг кровати игромана. За минуту до пробуждения"
Шутка автору удалась. Понравилось владение техникой. Некоторые непонятные мне выражения отнесу на сумбурность мыслей в период пробуждения ЛГ. Например, упоминая в первой строфе такое желанное словечко, как «зарплата», автор резко даёт понять, что речь-то не о ней, насущной. Но без специальных познаний трудно разобраться, почему бедняга, волком воющий при жизни(не от хорошего, явно) обречён страдать на адской сковородке? Где справедливость? Художественная сторона, к сожалению, меня в этом произведении особо не порадовала, сюжет – на любителя. Название – длинною в отдельное стихотворение.Но потенциал автора высок, бесспорно.
5-3
6. "Звенящая тревога"
«Я избитые фразы меняю на новые рифмы» - это автору удаётся в этом стихотворении. Его рифмы и нежны своей едва уловимостью созвучий, и оригинальны. От «почти на грани»: «дивана-угаром» до «тополь-топать» - понравилось чем-то созвучным и моим душевным струнам. На грани и некоторые выводы: что за гипноз, например? Излишне и лишнее употребление погружений. В русском языке немало синонимов. Стихотворение при этом образно, а это как-то разбавляет сюжет «стихи о стихосложении» и делает его общедоступным для понимания. И вывод автор делает весьма правильный, чего и хочется от души пожелать всем авторам Стихиры. Может быть, ещё даже и не рождённым пока.
4-4
7. "Прощание"
Стихотворение из серии «природная лирика» и потому не может не быть актуальным, если автор способен придать ему особенность, оригинальность. В этом стихотворении такие «изюминки» заметны без труда: самая сконцентрированная суть выражена в предпоследней строфе, когда автор открывает читателям истину, что не дождь льётся из набегающих туч, а журавлиная боль от прощания с родиной. Это единственная находка в этом произведении, но очень при этом весомая. А вопросов здесь можно задавать много: только «…чёрных полей»? Что за леса «обездоленные»? Поверьте мне, охотнику со стажем, что журавли там не проживают, а живности полно даже лютой зимой. «Сильный вожак, возглавляющий клин» - не дорожит автор объёмом стихотворения, в этой фразе, если задуматься, сплошная тавтология.
Рифмы, типа: «подернутой- обездоленных», «командует- пернатые», «дождевой-боль» мне не по душе, ибо абсолютно не точны и не оправданы при наличии других, лишь немного улучшенных: «детей-полей».
3-4
8. "Восхваление"
Вполне достойное стихотворение, как мне показалось. Может быть, излишне часто произносится само слово «восхвалить»(с производными), но при этом простыми и понятными словами автор так даёт понять, насколько дорога и любима им та женщина, которой посвящены эти строки, что верится сказанному безоговорочно. Внутренние рифмы уместны. Да, местами рифмы простоваты: «гроза-глаза», «рекой-рукой», нет находок. На шедевр стихотворение не претендует, но и к неудавшимся его не отнесёшь.
4-4
9. "Зимнее"
Если стихотворение написано зимой, то это вовсе не означает, что оно может иметь именно такое название. Если первая строчка прозвучит «Стотысячная лета бахрома…», то от этого ни общий смысл стихотворения, ни его рифма – не пострадают. И «метель» в последней строфе – метафора, не более. И можно вторую строфу сделать первой, а первую – второй и прочитается не хуже. О чём это я? Есть какая-то поэзия во всём этом, есть. Но за набором красивостей теряется сюжетная линия. Просто – эллегия в современной сути. Но философия её не слишком глубока. «Тени-метели» - не убедительно.
4-3
10. «У окна»
Пытаюсь уловить о чём это стихотворение и… не могу. Напоминает упражнение любого автора в искусстве стихосложения. Оно имеет право быть, легко читается, но глубокого следа в душе не оставляет. Что такое «подошвы наших повторений», что за «салюты», почему всегда «почти что»? Но ведь прелестно: «Как хорошо ловить снежинки ртом
и, скинув шапку,
под фонарем отплясывать потом,
схватив в охапку,
чужого восхитительного пса,
почти что шпица…
У Хлебного, под вывеской «Весна»,
вина напиться
и упадать на вязь чужих следов,
в жаровню снега…»
Но вот «ай лав» или «ай лов» меня не вдохновили абсолютно. Привык объясняться по-русски в любви. А если так, то хотя бы добавить в заголовок «У лондонского окна».
4-4
11. «В заброшенном парке»
Это настолько мне кажется автобиографично написано, что разбирать стихотворение из разряда «личных», «альбомных», желания большого нет. Я бы к конкурсным их не относил.
Что касается техники, то в стихотворении как раз изобилуют грамматические рифмы, ещё более его упрощающие. Меняются и схемы рифмовки. Актуально для «Года экологии в России», но в поэтическом смысле произведение незрело и имеет массу недостатков.
3-3
12. «Зимнее солнце»
Наверное, поэзия бывает и такой. Но для меня она слишком белая. Что я тут должен оценить? Возможно, мои коллеги отыщут и рифмы и художественную ценность в написанном. Мне это сделать сложно.
2-2
13. «Опять в Простоквашино»
Для стихотворения, имеющего философский смысл, употребление «Простоквашино» мне показалось простоватеньким. Да, бегу по кругу, особенно при осознании бесполезности суеты, кто-то предпочитает ничегонеделанье и по-своему прав. Но такая философия кому-то принесёт пользу? Вряд ли. «А нам и ехать неинтересно» - было бы открытием, не употребись в первой строфе. Такие нестыковки, как «горит красный, а поезд мчит по кругу» - не есть хорошо. Рифмы, вроде «красный- прекрасно» – избито.
Месса – это тоже узко, только для католиков. А если я мусульманин? Стоит автору ещё поработать над своим детищем, тема не проста и требует убийственной точности в изложении. Не каждый поэтому за неё и берётся.
3-3
14. "Слова - не дела"
Слова-кирпичи, а рифмы - раствор:
Смотрите, какой красивый забор
Построил поэт из множества слов....
А на воротах пудовый засов.
Интересное начало. Замысел многообещающий. Но следующая строфа меняет последней строчкой смысл, сводя его к домашнему деспотизму мужа-пиита.
Последняя строфа, не обременённая высоким штилем, довершает задуманное. Ну, а к чему всё это? Пиит и графоман – это разные вещи, а в итоге создаётся впечатление, что таким образом мужу-поэту мстит, не скрывая горькой обиды, жена-графоманка. И всё.
3-3
15. «Пёстрая курочка Жизнь»
Очень тонко, иронично автор представил нам жизнь. «Тельце-делать» - шероховато при чтении(да и рифмуется ли?), а французское «мой дорогой друг» в последней строке сужает читательское сообщество, «дискриминируя» по меньшей мере, по половому признаку. Но рифм-находок здесь немало, ритм ровный, стихотворение вполне состоялось. Сравнить жизнь с пёстрой курочкой – это уже говорит о многом. У автора всё последовательно, метафорично, образно.
4-4
16. "Утренние небылицы"
Автор так удивительно самокритично назвал своё творение! Оно оправдывает название, браво. Про сложности с рифмовкой опускаю.
«Не держат веки – пальцы, спички» - про спички – это не из анекдота? «Пыли барахло» - вне осознания. «Мой гений безграничен, без оков… без слов» - это самомнение чем подкреплено, на чём зиждется?
«Бархотки пыли, приглашая в царство снов, танцуют сквозняком» - «шедевр». Интересно, а что такое бархотка в представлении автора? Я, как бывалый солдат, могу сказать, что бархоткой мы чистили до глянца сапоги. Её мелькание можно сравнить с синичкой, как у автора, но с пылью??? Дочка говорит, что бархотка – это модное шейное украшение. Кому верить? «И опальный воск свечи» - вероятно, опалённый?
Просыпайтесь скорее, соберитесь с мыслями!
3-3
17. «Нам не страшен ИНН!»
Новенькая тема, представлено автором всё иронично и легко. Даны пояснения, что подчёркивает уважение автора к читателю.
Техники не хватает, чтобы доработать идею, так мне показалось. Слова за мыслями не успевают. Я бы и название заменил: « Пронумеровали!» В этом ведь главная суть, как я понял. Кстати, вместе с названием в шести строчках – пять раз слово «страшен». Синонимы, ау! «Злые тролли» не «исполняют желание», они иным выносят мозг. И от этого тоже сбежать кому-то хочется. А у вас они добренькие какие-то. Рифмы без открытий, а такие, как «нажать-сбежать», «легко-далеко» «упрощают» стихотворение.
3-3
18. «Я жить не устану...»
Мне очень любопытно: может ли кто-то, прочитав эти строки, не понять, что читает стихи? Всё здесь на месте, не нужны вычурные рифмы – какие есть, такие и уместны. Оптимизмом веет от строк.
Вот только две последние строки, мне кажется, не меняя смысла, следует подработать. Не буду широко объясняться, но есть тут нюансы, которые портят картину.
5-4
19. «Мой дом»
Прекрасное начало даёт первая строфа! Что может быть лучше такого представления о доме? В такой дом хочется идти с добром и чистым сердцем.
Но автор – мудрец, ему хочется наполнить свой дом, который он, в конце концов, очень удачно именует душою, наполнить ещё какими-то премудростями. И…?
Зачем мне гадать, что значит: «Неразрушим он, как Ковчег Завета». Всё рушится, всё подвержено тлену. И где творение Ноя теперь, кто знает? Далее, что невозможно изменить: дом или Ковчег? «Дающей право верить и любить» - это право даёт музыка рассвета? А может, поэзия ночи? Живопись дня? Лицедейство вечера? Это я к тому, что нельзя жёстко привязывать богом данные чувства к какому-то одному явлению природы, осиянному поэтическим эпитетом.
«Хоть спорим не на шутку мы» - с домом? До души мы пока не дочитали, но и с ней – это как? Ну, а про Трою, троянских коней и прочие мифы – лишнее.
4-3
20. «Письмо»
Простое с виду стихотворение. Но как оно звучит! Хочется извиниться, что невольно читаешь чужое письмо – такое проникновенное и очень искреннее. А как оно построено! Это «пока» в каждой строфе очень к месту. И хочется верить, что разлука скоро закончится, потому что в последней строчке слово имеет иной смысл: так говорят, предвидя скорую встречу.
Обратите внимание, что автор обошёлся без иностранных слов, объясняясь в любви за своего ЛГ. Оказывается, можно и без «о, кеев и лайфов».
Стихотворение напоследок порадовало общей целостностью и грамотностью сложения, когда повода для придирок искать не хочется.
5-5
Всем спасибо! Извините, если кого-то обидел – это от недостатка профессионализма.
Свидетельство о публикации №117020800160
"Возможно, мои коллеги отыщут и рифмы и художественную ценность в написанном. Мне это сделать сложно." (с)
Тем не менее вы это "делаете" оценками "плохо/плохо", а может быть теперь
стоит прислушаться к коллегам?
Например, почитать их обзоры и мои ответы.
Гольгертс 09.02.2017 16:29 Заявить о нарушении
Николай Максиков 09.02.2017 18:06 Заявить о нарушении
мне трудно даже представить, ЧТО же тогда вы понимаете под "болью?"
В то время когда мой текст этой самой болью буквально пронизан!
.
"методики оценки таких стихотворений, увы, я не встречал.(с)
.
А методика одна, "обкатанная", которая предложена на данном конкурсе: техника/художественность
Ваши претензии к художественности: "непонимание, а потому и неприятие написанного".
Может я на китайском написал? Какой-то нарочитый абсурд с оксюморонами?
Возьмём отдельно каждое предложение - ЧТО можерт быть в нём "непонятно" взрослому человеку?
.
Что-то не спится, мысли опять об одном.
Грешных не ждут на небесах.
Цель ближе, чем кажется нам.
Скоро взойдёт зимнее солнце.
Стонет упавший в цене пьяный солдат.
Боли-фантомы. Это оставила сталь
ноющий след в форме креста.
Мы падаем вниз, где не столь важен расклад.
Две хризантемы. Крепче, чем кофе в постель утренний лёд.
.
По технике очень много придётся объяснять, почитайте здесь: http://www.stihi.ru/2017/02/08/4717
Это, знаете, как - не играйте мне "Полёт шмеля", а то я всех нот не слышу!
Что вы говорите, оценить? Пожалуйста - плохо!
И по поводу "обиды".
Если человеку, который забыл даже азы физики предложить оценить открытие "Бозона Хиггса",
гениально или шарлатанство? Разумным будет ответ - да мне по "барабану!"
То есть СРЕДНЯЯ, нейтральная оценка. То же и в нашем случае,Ж в котором
тем не менее вы выражаете своё отрицание, причём ничем ОБЪЕКТИВНО не обоснованное.
Вот и все мои "обиды" и в данном случае и вообще на других конкурсах с техническими оценками.
"Непонимание" или как говорят в суггестии "несозвучие сердец" - неизбежно в поэзии,
возможно без этого самого понятия поэтичности и не было бы.
Примерно такое же, как ваше восприятие, можно наблюдать в отношении моего стиха,
например, у Юрия Глухова. Только сравните его оценки и свои.
О
Гольгертс 09.02.2017 19:09 Заявить о нарушении