Страсти по Исаакию в Питере

Какое им всем до него дело?

В последнее время проблемой передачи российского Исаакиевского собора от государства в ведение Русской Православной Церкви озаботилась не только либеральная российская, но даже и общественность отдельных стран, и в особенности, Беларуси и Казахстана. Почему так? Откуда появилось такое, вдруг, солидарное неравнодушие к «чужому горю» у граждан из бывших республик, что входили некогда в состав СССР? 
Думаю, что желание залезть в чужой монастырь со своим уставом - это не признак их живого любопытства, а отголоски уходящей натуры, а именно: либеральной идеологической концепции  мировой глобализации (на самом деле - американской экспансии мира) основательно вбитой им в голову за последние 25 лет их «независимого» существования. Идеология эта овладела умами достаточно значительной массы людей на всей планете.    Но особенно по вкусу она пришлась гражданам стран-транзитёров бывшего СССР, непосредственно граничащих с ЕС.  Одновременно с радужной мечтой о членстве в ЕС и НАТО их также посетила и глухая ненависть к России (за бесцельно прожитые годы в СССР). И поэтому они за свою мечту (быть членами ЕС и НАТО) готовы, выпрыгивая из штанов, хоть с утра и до вечера лить помои на Россию по поводу и без. Лишь бы доказать себе и всем, что они не такие, как мы. Что они сожалеют, что все эти годы были с нами. Чем их "сожаление" закончится для их стран - известно - или цветной революцией или майданом. И кто придёт ими править - тоже не секрет - нацисты. Вот и весь конечный итог их крысиной грызни. С мечтою о ЕС и НАТО развязать в своей стране гражданскую войну, превратив её в пещерные руины. Они так и не поняли, что (со своей мечтой) уже безнадёжно опоздали. Поезд (с ней) уже давно (20 января) ушёл. Но они, отказываясь в это поверить, всё ещё продолжают стоять на платформе ожидая посадки. 

Почему атеисты против?

Атеисты утверждают, что Исаакиевский собор должен оставаться в собственности государства, потому что он, во-первых: был заложен в честь рождения Петра I, который, как известно, был атеистом. Во-вторых:  в его правление храм принадлежал государству. И, в-третьих: Исаакий оставался в собственности государства и при всех царях после Петра I.  Да – это, действительно, так.
Но, при всех Царях Исаакий был в государственной собственности, исключительно, по причине того, что, начиная со времён правления  Петра I (а тогда и начиналось строительство храма), в России в государственной собственности было вообще всё.  В том числе и сама Церковь. 
Петр I рассматривал церковь исключительно как институт правительственный и поэтому власть патриарха он заменил Духовной коллегией (Святейший Правительствующий Синод), превратив церковь в один из государственных департаментов, находившихся под неусыпным контролем со стороны монарха. Вплоть до 1917 года  Св. Синод оставался высшим церковным и правительственным учреждением в России. Строительство и содержание церковных храмов - являлось его непосредственной обязанностью.
После Февральской революции 1917 г. Св. Синод обратился к архипастырям и пастырям России с посланием, в котором говорилось, что при изменившемся государственном строе «Российская православная Церковь не может уже оставаться при тех порядках (царской монархии), которые отжили свое время». Кроме того, что новое государство не нуждалось в услугах церкви, в ней самой также произошла реорганизация. Решением Синода был созван Поместный собор 1917–1918, восстановивший патриаршество и утвердивший теперь уже полную НЕЗАВИСИМОСТЬ РПЦ от любого государства, т.е. не только от Константинопольского престола, но и от Российского.
И вообще, почему атеисты считают, что это им одним дано знать о том, каким Санкт-Петербургу быть, и каким он был Петром I задуман?!   Так вот те, кого это действительно интересует, должны знать о том, чего желал сам  Пётр I и каким хотел видеть созданный им город. Чтобы придать новой российской столице особую значимость и величие, Петр I задумал увековечить в нём имя Александра Невского - выдающегося русского полководца и государственного деятеля, которого любили и чтили по всей России. И для этого с его именем решил связать создание нового монастыря на берегу Невы, ведь недалеко отсюда в 1240 году произошла историческая Невская битва, в которой новгородцы, возглавляемые князем Александром, одержали победу. Именно после этого сражения Александра стали называть Невским.
А первое упоминание о Санкт-Петербургском монастыре Александра-Невской лавры относится к 1710 году, когда  царь Пётр I (кстати, атеист!) САМ выбрал для него место.

Почему  я – «за»?

Разве назначение стадиона, как спортивного сооружения не подразумевает его прямого назначения, как сооружения для проведения спортивных соревнований и тренировок спортсменов? Если церкви строят для исполнения религиозных обрядов, то зачем они тогда атеистам? Для атеистов есть свои сооружения. Это клубы, Дома культуры, театры и т.д., но никак не церкви с крестами на куполах. Раньше и Царя называли "Помазанник Божий". Исаакиевский собор, хотя и был построен на деньги государства, но строился он верующими и для верующих. До Революции 1917-го года он не был ни складом, ни музеем, а - действующим православным храмом и использовался Русской Православной Церковью, исключительно, для церковных служб.
Открытие и освящение Исаакиевского собора Русской Православной Церковью состоялось 11 июня (по новому стилю) 1858 года. Исаакиевский собор стал главным кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии и считался «первенствующим в империи».
Осветил Исаакиевский собор митрополит Санкт-Петербургский и Таллиннский , Григорий Постников.
В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи.
Одним из настоятелей собора был дед знаменитого Российского актёра Михаила Боярского, Александр Иванович Боярский (Сегенюк), 1885 года рождения.
В 1896 при Исаакиевском соборе создана религиозная оранизация «Православное Исаакиевское братство». С началом 1-й мировой войны в соборе и на площади перед ним служили молебны о «ниспослании победы русскому воинству», проходили патриотические манифестации. После Июльских дней 1917 в Исаакиевском соборе организовано отпевание казаков, погибших в стычках с рабочими и солдатами (присутствовали министры Временного правительства, А. Ф. Керенский выступил с речью). До 1922 года Храм оставался действующим. В мае 1922 года по решению Советского правительства из Исаакиевского собора изъяты 48 кг золота, 2200 кг серебра и около 800 драгоценных камней для закупки за границей хлеба для голодающих Поволжья. В 1928 году по ходатайству Наркомпроса религиозная община Исаакиевского собора ликвидирована, собор передан в ведение Главнауки, вскоре в нём открыт Антирелигиозный музей; под куполом Исаакиевского собора подвешен маятник Фуко длиной 93 м. А статус музея Исаакиевский собор приобрёл уже в 1937 году при Сталине.

В советское время у верующих и церкви он был отнят и использовался не по своему назначению. И поэтому, на мой взгляд, будет вполне справедливым вновь передать его верующим обратно.

Источник (вдохновения):


Рецензии