Истина и здравый смысл

Большую мозговую мы творим работу,
Проводя об истине нужную заботу,
И включаем, как тумблер, смысл здравый,
Будто истине он – Боже Правый.


Рецензии
"Мы творим мозговую большую работу..." - от перестановки смысл не изменился, но улучшился ритм. Если продолжить стихотворение, то нужно будет ориентироваться построчно с первым четверостишием, с учётом перестановки, чтобы соблюсти поставленные ударения.

Елена Вавильченкова   05.02.2017 23:52     Заявить о нарушении
Согласен, но если актёру со сцены читать?Мы БОЛЬШУЮ твори...

Юрий Тютюников   06.02.2017 00:14   Заявить о нарушении
Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы: силлабическое, силлабо-тоническое и тоническое.

В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк, безотносительно к их количественным соотношениям, и выразительность которых зависит от интонационно-синтаксического (а не музыкального) строения стиха.

Тоническое стихосложение

Простейшей формой акцентной системы является тонический стих, в котором соизмеримость строк основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами).

Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет.

Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов.

В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.

Силлабическое стихосложение

Силлабический стих представляет собой тонический стих, в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано.

Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги.

Схема силлабического стиха отличается от схемы тонического стиха тем, что в нем построение типа «×′ ×′» в начале полустишия или стиха будет завершаться ударением уже на фиксированном слоге, напр. в александрийском стихе — на 6-м и 12-м слогах.

Силлабо-тоническое стихосложение

Если в тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположении безударных слогов; в силлабическом — фиксированное число слогов при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеют место как фиксированное число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.

Ударения в силлабо-тоническом стихе располагаются или через один безударный слог (двусложные размеры), или через два (трехсложные размеры). Перенося на силлабо-тонический стих терминологию античного стихосложения, двусложные размеры, в которых ударения падают на нечетные слоги, называют хореическими, а двусложные размеры, в которых ударения приходятся на четные слоги, — ямбическими.

Соответственно трехсложные размеры с ударениями на 1/4/7-м и т.д. слоге называются дактилическими, с ударениями на 2/5/8-м и т.д. слоге — амфибрахическими и с ударениями на 3/6/9-м и т.д. слоге — анапестическими.

В зависимости от числа ударений в строке размеры обозначаются как двух-, трех-, четырех- и т.д. стопные ямбы, дактили, амфибрахии, анапесты и т.п. Эта терминология (учитывая ее условность) прочно укоренилась в употреблении и в достаточной мере удобна.

На практике в силлабо-тонических размерах ударные слоги не всегда выдерживаются в фиксированном «силлабо-тоническом» порядке. Как обратное явление, и в тоническом и в силлабическом стихах расположение ударений может принимать урегулированный ямбический, хореический и т.п. характер. Так, во французском и польском стихах можно найти примеры хорея; близок к силлабо-тонике итальянский десятисложный стих. Т.о. между группами акцентного стиха строгой грани не существует; существует ряд промежуточных построений, а собственно различение между группам и происходит в большей степени статистически, по частотности метрических явлений.

Елена Вавильченкова   06.02.2017 00:19   Заявить о нарушении
Спасибо!У меня есть учебник Б.В.Томашевского,но пока мне не помогло.

Юрий Тютюников   06.02.2017 00:41   Заявить о нарушении
Вы правы. Без "поводыря" сложно. Я благодарна своим наставникам Маслову В. И. и Кузькину С. П., ныне почившим. Они говорили: "Лодыри всегда найдут отмазку, прикрываясь различными стилями написания стиха." - Имея ввиду меня. - "И только это позволительно Пушкину А. С. -" На холмах Грузии лежит ночная мгла..." (сдвиг ударения) Достигнешь их высот - будем снисходительны." Всего Вам доброго!

Елена Вавильченкова   06.02.2017 13:29   Заявить о нарушении
Сдвиг ударения давно вошёл в норму.Я думаю так.Красота стихов извиняет их А Ваши учителя думаю слишком категоричны за банальность и скудость мысли.И наоборот, оригинальность,глубина идеи...извиняет стихи за огрехи формы.Совпадение - идеал!Вообще,Я думаю надо ставить цель для чего написал? У меня цель - достижение пропагандистского эффекта.Отсюда и стиль с использованием громоздких слов (революция - эволюция), ораторский характер стиха, а не его певучесть.Один сравнил меня с Архилоком и Феогнидом (Др. греки писавшие политические сарказмы).Другие их называют рифмотекстами.Пусть, но цель где-то достигается.А учителя Ваши слишком ,по-моему, категоричны.Как есть стыки наук, так и литературных форм и жанров.С уважением!

Юрий Тютюников   06.02.2017 14:11   Заявить о нарушении