Лотос

(картина Николая Рериха «Вайделоты*»:  http://gallery.facets.ru/show.php?id=1400)


Забвение... Щедрейшая из квот
не выпадет ответная -- забыться.
Уплыли корабли, есть только плот
для двух личинок -- маленьких, безлицых.

У Лукоморья** в четки лег костер
и, распуская пламя над камнями,
границу между тьмой и светом стер,
и лотосом раскрылся пред волхвами.

Гадателей укрыл от сглаза дуб –
чтоб с моря не гасили ветры думы,
и сон сморил, и с онемевших губ
молитвы потекли в тиши раздумий.

И тайны, обращая местность в мед,
зазолотились целью откровенной:
а ведает ли нынешний народ,
какую заплатили предки цену?

За гения от божества Пушкайтс***,
за зло, несовместимое с талантом,
за планетарный Нобелевский глаз****
и за победу над планетой кванта?..

За то, что мегабайтами имен
полки ушли… да и идут поныне.
За то, что шарик четко разделен
на призраки свои языковые…

У Лукоморья тишь… Нигде ладьи…
И в камни обратились вайделоты.
А лотос***** продолжает все цвести –
ему пока хватает здесь работы…


*Вайделоты -- общее обозначение языческих жрецов у балтских народов (пруссов, литовцев, латышей), распространившееся позже и в других языках. Вайделоты были жрецами, которые «видят, ведают и передают своё знание (ведение) людям в слове». Гораздо позже вайделоты стали трактоваться как певцы -- хранители эпоса и исторического наследия, во многом аналогичные бардам.

**В восточнославянской мифологии Лукоморье — заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо — ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По мировому древу спускаются и поднимаются боги. В этом смысле Лукоморье упоминается в зачинах народных загово;ров и молитв.

***Пушкайтс -- божество в прусской мифологии, связанное с землей и находящееся под священной бузиной. Ведает плодами земли, в частности злаками, покровитель священных рощ.

****Резерфорд Эрнест -- английский физик, создатель планетарной модели атома, основоположник ядерной физики, обладатель Нобелевской премии по химии (1908 г.).

*****Лотос -- универсальный восточный символ. Имеет солярный и лунный аспекты. Означает смерть и жизнь. Появляется в изображениях богов Солнца в Египте и Индии, а также в изображениях лунных божеств семитских религий. Лотос является символом мира и Майтрейи Будды (http://dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/455).

________

Для монографии:


"Обсуждали мы о величественном эпосе Литвы с В.В. Стасовым и Владимиром Соловьёвым. У Литвы было всегда много друзей. Слушая о моих картинных планах, В. Соловьёв теребил свою длинную бороду и повторял: “А ведь это Восток, великий Восток”. А Стасов усмехался в свою ещё более длинную седую бороду и приговаривал: “Как же не Восток, если и язык-то так близок к санскриту”. Где остались теперь мои “Кони Световита”? Была и картина “Вайделоты”. На поляне среди священных дубов творились древние обряды. Где она теперь — я не знаю. Также была картина “Перкунас”. Ещё недавно через Женеву пришла весть, что картина существует у какой-то собирательницы. Итак, сколько вестей о славном литовском эпосе разлетелось по миру.

...в Литве были написаны многие этюды. Судьба этих этюдов своеобычна. Разлетелись они по миру. Однажды в Калифорнии мне пришлось увидеть мой “Ковенский костёл” и “Развалины замка на Нёмане” и “Древнюю церковь около Гродно”. И там, за океаном, они выполняют свою задачу, напоминая о Литовских красотах, об историческом достоинстве этой древней страны.... Не раз приходилось внутренне вспоминать, почему литовский язык близок великому санскриту. От той же величественности, от того же богатства сложилось и литовское духовное достояние". (Н.Рерих. Листы дневника. том 2, МЦР, М., 1995г., 511с.).


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.