Как мы помогали птицам зиму пережить

«Скажи  мне, и я забуду,
Покажи мне, и я  запомню, Дай сделать, и я пойму»  Китайская притча               

Каждое утро  в нашу группу «Теремок» приходят  25 любопытных, звонкоголосых, активных деятелей в возрасте четырех-пяти лет, чтобы вместе играть, творить, познавать, в том числе  и самих себя,  в этом постоянно меняющемся окружающем  мире.
В ежедневном совместном   поиске ответов на многочисленные детские  «Почему?»,  мне, как воспитателю, необходимо  поддерживать и развивать у  дошколят  самостоятельность, активность, инициативу, интерес к  экспериментированию, умение применять собственные знания  не только в привычных   играх и занятиях, но и в нередко возникающей «ситуации неопределенности».

            Проект «КАК МЫ МОЖЕМ  ПОМОЧЬ ПТИЦАМ  ЗИМОЙ?»
       (На момент реализации проекта большинству детей группы  4-4,5 года).
      
Инициатором проекта  явился воспитатель, озвучив на «Утреннем круге» возникшую проблему:  «С наступлением снежных морозных дней птицам стало трудно добывать себе корм. Некоторые птицы могут погибнуть от голода. Что делать?»
Предложений поступило не так  много, но все их решили записать. Проблему записи при отсутствии умения писать  решили быстро:
Саша М.:Вы, И.В. будете записывать на листочке!
Воспитатель:  Что будете делать, если меня не окажется в группе, а кому-то понадобиться  прочитать написанное?  Например, тем, кто сегодня не пришел в детский сад и не слышал нашего разговора?
Яна Б.:  Да нет, мы же все запомним! И расскажем!
Воспитатель:  Тогда зачем записывать?
Федор (соглашаясь): Не надо записывать, так запомним.
И, наконец, спасительное решение! Полина предлагает «нарисовать все, про что сказали!»   Полина в группе признанный мастер по рисункам, ей и доверили единогласно пробы  запечатлеть визуально прозвучавшие предложения.
А предложения были следующие:
- Сказать родителям, чтобы кормили птиц.
- Кормить птиц самим.
- Расчищать снег на земле, чтобы птицы могли находить корм.
- Держать открытой форточку, чтобы птицы могли иногда залетать и клевать крошки на окне в группе.
Когда обсуждали,  КАК Полине  зарисовать первые два предложения, выяснилось, что некоторые не помнят о существовании кормушек вообще  и затрудняются назвать словом, казалось бы, привычные уже глазу и уху птичьи столовые. Выручает Таечка, вспомнив о том, как старший брат мастерил кормушку для урока в школу.
- Нужно нарисовать бутылку с дырочкой. Туда семечки насыпают. А птица прилетает и клюет!
Макар: Я принесу бутылку от газировки  и сделаем кормушку!
Дети шумно выражают готовность принести из дому много бутылок для устройства  кормушек.
Воспитатель: А чем будем кормить птиц?
Матвей:  Хлеб можно покрошить. Мы с папой уток кормили хлебом.
Воспитатель: Интересно, а что еще любят птицы?
Вероника: Червячков разных.
Макар: Зимой не бывает червяков. Они спрятались все или на юг отползли уже.
Воспитатель подводит итог:  Что же мы с вами решили сегодня, как будем помогать птицам зимой?
Вывешиваем на доске листок-напоминалочку с рисунком Полины, где изображена кормушка-бутылка и пакет с семечками.
Юля: Я попрошу дедушку сделать нам кормушку.
Яна: Сделаем кормушки из бутылок и еще из чего ни будь! И будем всех птиц кормить!
Воспитатель: И все-таки нам нужно знать, что можно предлагать птицам, а что – нет. Откуда мы это можем узнать?
Макар: В компьютере посмотреть можно!
Матвей: Я у папы спрошу.
Завершая первый день обсуждения, решаем поговорить о проблеме помощи птицам  с родителями и принести кормушки и корм для птиц из дому.

День второй
     Утром Ника Ш приносит в группу пакет с пшеном.,  немного семечек вынимает из кармана пуховика Вика П., и Макар торжественно вручает воспитателю пластиковую бутылку  с прорезанными в ней отверстиями и креплением из шнурка.
На «утреннем круге» обсуждаем, как прошли переговоры с родителями.
Матвей: Мы с папой сделаем кормушку. В выходные. И принесем в сад.
Макар: А мы уже сделали с мамой! Ее только на дерево повесить повыше надо, чтобы птицы не боялись прилетать.
Воспитатель выражает радость по поводу того, что  дети принесли кормушки и корм, выясняет, узнавали ли о том, чем можно кормить птиц.
Артем К: Моя баба сказала, что синиц надо кормить салом. Только у нас сала сейчас нет.  Когда будет – я принесу!
Во время  прогулки укрепляем принесенную бутылку-кормушку на ветке старого тополя, всем хочется лично поучаствовать в наполнении кормушки пшеном и семечками.  Решаем продолжить выяснение того, какие бывают кормушки и какой корм полезен птицам.
Некоторое время дети ожидают прилета птиц к свежеукрепленной кормушке, но даже воробьи осторожничают, не подлетая близко к прогулочной площадке и дети разбегаются, затеяв игры.

День третий
Матвей и Тимофей  приносят деревянные кормушки, которые смастерили родители. Рассматриваем, восхищаемся, уточняем для чего нужна крыша и бортики, отмечаем, что в этих кормушках одновременно могут клевать корм  несколько птиц.
Вспоминаем каких птиц называют зимующими, кого из перечисленных  птиц дети встречали во время прогулок в детском саду и бывая  с родителями за городом: в парке «Роев ручей», на даче, в заповеднике «Столбы».
Ярослав:   Воробьи прилетают к нам на участок…
Александра: Мы синичек кормили, когда шли с мамой, папой и Гришей
гулять! Прямо на ладонь насыпали семечки! Синичка
забирала и улетала сразу.
Артем, Лиза, Вика Л., наперебой  сообщают, что так же кормили птиц во время походов с родителями на «Столбы».
Других птиц- снегирей, свиристелей, даже  голубей и ворон, не вспоминают вовсе!
С помощью наводящих вопросов воспитателя, картинок, загадок, вспоминаем зимующих в нашем городе птиц.  Договариваемся узнать, есть ли в домашней библиотеке детей книги и иллюстрации о птицах. Принести с разрешения родителей книги в группу и рассказать всем, что узнали из этих книг.
День четвертый 
Материал о птицах приносит только  Ярослав.   Это распечатка  с компьютера небольшой статьи о дятлах и черно-белая  картинка самой птички.  Дети быстро собираются на «утренний круг», чтобы услышать, что расскажет Ярослав. 
Нелли вспоминает, что летом мы слышали стук дятла, гуляя на нашем участке.
(Действительно, часто за забором  слышится характерный стук дятлов в вершинах старых тополей, окружающих детский сад. Но саму птицу, даже издали, нам с детьми  увидеть не приходилось).
Ярослав очень тихо и неуверенно ( а от того, невнятно и быстро) начинает рассказывать о том, что «…некоторые дятлы, которые смелые остаются зимовать, а другие улетают в теплые края. Которые остаются – живут в дупле, как белки. И еще они могут у других птиц веточки из гнезда воровать! Для себя, чтобы дупло подтеплить…». (текст сохранила авторский)
Не смотря на то, что слушать Ярослава было не совсем легко – слушали с интересом.
Воспитатель:  Сколько интересного узнал и рассказал Ярослав о дятлах!
Вы согласны, дети? Что вас особенно удивило или обрадовало
из того, что вы услышали? О чем бы хотели еще спросить Ярика?
               
Яна:  А откуда ты все узнал? Тебе родители рассказали?
Ярик: Мне мама в интернете поискала и на работе распечатала.
Матвей: А я про учебную (ученую, наверное?) ворону с папой видео
смотрел! Там она лакомство доставала. Коврик клювом отодвигала
и доставала! Сама!
Воспитатель: Интересный ты фильм видел, Матвей! А про дятла тебе ничего не хочется узнать?
Матвей: Нет. Я про ворону хочу узнать. Как это она такая умная сделалась.
    
Договариваемся, что Матвей побольше разузнает о воронах и расскажет нам, когда будет готов.   
Воспитатель:  Если у вас вопросов нет, можно я спрошу Ярика…
А чем питается дятел зимой? Ведь жучки, которых он летом
клювом   из-под коры деревьев доставал, сейчас попрятались?
Александра: Точно!  Ему же тоже надо помогать питаться. В лесу кормушку
повешать что ли надо?
Ярослав: Вспомнил. Дятел шишки клюет и ягоды разные с деревьев.
Смеются.
Тая: Ягоды на деревьях не растут! 
Воспитатель: Правда?! А ну-ка, пойдемте к окну!
Идем к окну из которого видно старое дерево рябины, почти без ягод нынче, но…
Сразу вспоминают: А! Рябина! Рябиной дятел питается!
Рассуждаем, что в лесу, вероятно, еще могут оставаться ягоды калины, черемухи, малины на кустах и деревьях.
(Позже я прочитала себе и детям, что ягоды – спасение дятлу только осенью. А зимой   основная пища дятла – семена ели, сосны). 
После обсуждения, Полинка  сразу отправилась рисовать дятла на дереве.
В группе не нашлось ни одной иллюстрации дятла, кроме той, что принес Ярослав.
Полина сходила в соседнюю группу и оттуда принесла книгу В.Бианки «Мастера без топора». Читали уже вечером.
День четвертый. Вечер.
Показала детям фото необычной кормушки-пряничка. Рассказала, что дети одного из  Московских садов такие кормушки мастерят, а потом развешивают их на ветках деревьев.
Артем: А мы такие тоже будем делать?
Воспитатель: А надо? Хотите сами попробовать?
Дружное – да!
Прочитали, что нужно приготовить для такой кормушки. Пошли на кухню просить полые формочки для печенья и желатин.
Ни того, ни другого на кухне не оказалось. Договорились принести из дома (спросить у родителей) формочки, желатин и пшено.
Ника: (несет обычную песочную формочку, которые дети используют для обводки в «центре» рисования)  А такая нам не подойдет?
Радуюсь-радуюсь тому, что девочка сообразила сама, ЧТО можно использовать для изготовления кормушки.
Кинулись к коробке с песочным набором, на ходу решая, пряничек какой формы завтра будут готовить для птиц. Естественно, девочки выбирали зверушек, мальчишки – машины.

День пятый.
Тая, Лиза, Максим принесли пшено и желатин. Вспоминаем-перечисляем что нам предстоит делать, предлагаю разделиться на команды, одна из которых будет готовить желатиновую заливку, вторая – насыпать пшено в формочки, третья – вставлять соломинки, чтобы получились отверстия для тесьмы- подвески.
Деление идет туго  - всем хочется самостоятельно проделать весь процесс приготовления «пряничной кормушки»!  Договариваемся, что будем меняться: каждая команда сделает по 5 заготовок и перейдет к другой операции. 
На деле получилась веселая неразбериха. Но все приготовленные  формочки заполненные пшеном и залитые желатином торжественно отправлены замораживаться в холодильник до понедельника.
День шестой. Понедельник
Приношу наши прянички-кормушки из холодильника в группу. Остается осторожно вынуть их из формочек, убрать соломинки и вдеть тесьму-подвеску. Радостное оживление творцов, нетерпеливое желание поскорее взять в руки СВОЮ необычную кормушку.
Понимаю, что сейчас не до чинных  бесед –  быстрее на улицу, развешивать!
И все же..
Воспитатель: Эх, жаль, что малыши таких кормушек сделать себе не сумеют…
Вика Л.: А пусть они маму или папу попросят сделать.
Яна: (практически не раздумывая): Я могу им свою подарить! Пусть повесят у себя на участке. Они же рады будут!
Вероника: И я с тобой! К малышам пойду!
Остальным жаль расставаться с поделкой даже  для того, чтобы повесить ее на участке группы.
Федор: - Можно я ее домой заберу?
Артем: И я.. (машинка уж больно красивая вышла)))
Александра: Нет, нельзя, правда же, И.В.?! Мы что зря тут мучились все, делали-делали, а развешивать нечего будет?
Тая:  Я дома еще попробую такую кормушку сделать!
-  И я! И я! (Петя и Вероника)
Воспитатель:  Вот и решите сами. Домой заберете или здесь, во дворе развесим.
Замешательство легкое во взглядах почти каждого, кто сейчас  рядом с воспитателем… Улыбаются, проверяют, шучу я или нет.
Лиза: Я свою здесь повешу!
(Воспитатель с чувством облегчения молча  ликует!) Но.. тут же  следует продолжение Лизиного высказывания:
- Все равно мне мама не разрешит такое домой забирать! 
      Развешали бОльшую часть кормушек на деревьях по всему участку сада. Вдохновленные радостью малышей от полученной в подарок кормушки – презентовали аж две штучки и в подготовительную группу. Погордились под удивленными взглядами подготовишек, великодушно пообещали воспитателю «всех научить такой простоте».
Несколько  пряничков –кормушек остались лежать в кабинках детей, пожелавших унести свои шедевры домой.
Не обошлось, конечно, без уточняющих вопросов возмущенной  общественности: «И.В, а Вика свою кормушку не повесила.. Она домой ее заберет…?!»
Воспитатель: Что ж, Вика подвесит свою кормушку у дома и там птицы тоже смогут  покормиться. Нам же главное – птицам помочь перезимовать?  Мы же для этого трудились с вами, согласны?
Согласны. Но.. ушли думать. И воспитатель  тоже.
Права ли в том, что разрешила оставить  поделки себе? Но ведь нельзя же добро творить насильно?
     После прогулки, ожидая пока помощник воспитателя накроет столы к обеду, подводили итог всему сделанному за неделю.
-Что хотели сделать?
Александра:  Кормушки!
Лиза: Птиц накормить чем ни будь!
Арсений: Корма разного из дому нанести!
Тая: - Птицам помочь!
Артем: Зимовку птицам сделать вкусной!
-Что получилось?
Хором очень уверенно:  Все!!
- О чем узнали за это время?
Макар: Что птицы все едят с удовольствием! И нас благодарят!
Александра: Кормушки из формочек делать!
Ярик:  Что птицам зимой помогать надо! (А про дятла?! Ты же сам информацию приносил!)
-  Какое настроение у вас было, когда вы помогали птицам?
Лиля: Деловое!
Арсений: Доброе...
Матвей: Хорошее.
Яна: Похвальное! Ну значит, что мы - молодцы.
-  Что будем делать дальше?
Тишина. (Не считая правомерного ответа на этот неопределенный вопрос: обедать…)
- Будем ли мы и дальше помогать птицам зимовать?
Утвердительно - хоровое: Да!


Рецензии
Позитивный рассказ получился!
Настоящий проект - план....:)
Хорошие занятия, Ирочка! Для ребятишек в садике - то что надо...
Птичкам помогать - замечательное дело, тем более в северных краях.
И хорошо, что даётся такая инициатива, что детей учат добру...

А сейчас у Вас, наверное, утренники проводят новогодние? )
Так что, Ирочка, поздравляю Вас с Наступающим Новым Годом!
Желаю Вам много радости и счастья!
И новых таких же интересных занятий... )

С уважением, Лена.

Елена Горева   30.12.2017 07:05     Заявить о нарушении
Спасибо,Лена! Благодаря Вашему прочтению,я и сама вспомнила об этом нашем "мини-проекте" прошлогоднем) Таким заметкам,конечно,уютнее было бы на каком нибудь педагогическом сайте, а я его здесь сохранила когда-то)

с благодарностью и теплом к Вам

Ирина Макова   13.01.2018 21:29   Заявить о нарушении
А по моему на литературных сайтах как раз и надо размещать подобные рассказы о детях. И как конспект для занятий и как просто занимательную историю.
Если б я работала в садике, то наверное, тоже об этом бы писала.

Елена Горева   14.01.2018 01:43   Заявить о нарушении