История моего рода

Природой предопределено,что старшее поколение передает свой жизненный опыт младшему поколению.В начале жизни мы все учимся,набиваем шишки,познаем мир,социализируемся в нем.Потом делимся знаниями,опытом,мудростью,которые приходят к нам с годами.Взрослея,мы стараемся больше узнать о своем прошлом.о своей семье,о родовых корнях.Мы начинаем замечать возраст родителей,мы начинаем чувствовать свои годы.Приходит осознание того,что время мчится стремительно,что важно успеть сделать что-то важное,что потом может быть поздно.                Воспоминания своих родителей,услышанные рассказы окружающих я начала записывать в далекие студенческие годы.И сегодня,разбирая эти записи,я вновь погрузилась в атмосферу жизни моих родителей и тех людей,которые являются моими предками.Для меня важно не просто написать,но и осмыслить прошлое,подвести итоги,посмотреть на весь жизненный опыт не одного поколения со стороны,через призму круговерти всех событий страны.Для меня важно оставить память о людях,с которыми сводит нас судьба,заставить потомков задуматься о пережитом,научиться ценить то,что для них было сделано.                Написать воспоминания о родовых корнях,о моих родителях,о себе меня попросил мой сын.Он считает,что эти воспоминания,сохранение нашего родового гнезда-это и есть самая дорогая семейная ценность.                Чем глубже корни дерева,тем крепче его ствол,раскидистей ветви,тем мощнее оно противостоит бурям и непогоде,морозам и засухе.                Без прошлого не бывает настоящего,не бывает и будущего.                Земля,дающая начало рода Перевозчиковых-деревня Бедколуд(Бетколуд,Баккалуд)Игринской волости Глазовского уезда Вятской губернии.Сегодня этой деревни нет.По рассказам старожилов деревню основал некий Бедко.Так это или нет,сегодня судить трудно.Исследователи полагают,что "Бедколуд" произошло от слияния слов:"бед"-корня слова "бедный" и "луд"-в переводе с удмуртского языка "деревня".Выходит,в переводе на русский язык,-Бедная Деревня.По мнению моего отца,это ближе к истине.Хотя и он замечает,что все деревни были таковыми :не жировали,но и не бедствовали.Исследование фамилии "Перевозчиков" указывает,что в прошлом предки были связаны с такой профессиональной деятельностью,как "перевозка" (паромщик,лодочник ,извозчик,караванщик.кучер).Так или иначе,но дворянских или иных благородных кровей в роду отца не было.Что называется,свой род ведем от земли-матушки,кормилицы.                Земля,где родился мой отец,равнинная,луговая,лесная,с полноводной по тем временам рекой Салей.Девственный лес был представлен многообразием древесных видов.Как писали "Вятские губернские ведомости"(№2-1862),на "площади 2028 десятин произрастает сосна,ель,липа,береза.Сосна достигает исполинских размеров:от 15 до 20 сажень.Оттуда производится сплав по Каме и Волге".Материалы  Земского уездного собрания (1892 г.)отмечают,что "стерлядь в последнее время водится более в реке Лозе,но область ее распространения не идет далее мельницы г.Шулятьева,последней на реке".Становится ясно,что рассказы старожилов не выдумка не только о полноводности местных  рек,но и об их богатстве.                Род Перевозчиковых известен на Вятке с 17 века.В частности в г.Хлынове в 1628 году проживала одна семья.Согласно книге В.Старостина "История Вятских родов"(Вятка.2014)   упоминание    Перевозчиковых в Памятных книжках Вятской губернии  соотносится с 1890 годом.Упоминаются уезды и волости,где проживали Перевозчиковы в1891 году:большинство проживало на территории Орловского и Уржумского уездов  Вятской губернии..В Игринской волости на данный момент Перевозчиковы не упоминаются. По рассказам мои  предки пришли в эти места с верховий Чепцы,с Балезинской стороны,осели сначала в д.Ушур,затем д.Лучикская(Лучик),а потом только основали  деревню Бедколуд. На сегодняшний день точно установлено:деревня Баккалуд(Бедколуд,Бяколуд,Бетколуд,Бекалудская)впервые упоминается в 1881 году в документе:План Бекалудского Вятской губернии Глазовского уезда Игринской волости .Составлен в 1881 году по желанию крестьян и приложен план деревни (масштаб дан в английских дюймах).Далее читаем:"План рассмотрен и одобрен строительным отделением Вятского Губернского правления по Протоколу от 24 октября 1881 года за №391 27 октября 1881 года.Губернатор Тройницкий.Губернский инженер Андреев.За губернского архитектора младший инженер Дружинин И.Д..Землемер Андреев."(ЦГА УР ф5 оп.1020 л.15-15об.,39).Из этого документа впервые я узнала о своих предках,о которых я слышала очень немного.Деревню населяли 3 семьи:Перевозчиковы,Васильевы и Волковы.Кто из них основал эту деревню,сказать трудно.Одно ясно,что 3 брата Перевозчиковых и стали теми,кто дал начало разрастающему роду Перевозчиковых:Спиридон Афанасьевич,Ефим Афанасьевич и Андрей Афанасьевич.Спиридон Афанасьевич -мой прапрадед.Когда он родился,сколько прожил,другие какие-либо факты его жизни мне неизвестны.Может быть работа с Метрическими книгами прольет свет на неизвестные нам события.Но это еще впереди.Одно ясно,что жил он в эпоху Николая 1 и Александра 2 .По Первой Всероссийской переписи населения 1897 года узнаем,что его сыну Василию Спиридоновичу на 28 января 1897 года было полных 35 лет,его жене Параскеве Васильевне-33года(родом была из соседской волости).Принадлежали они к категории государственных крестьян,православные,неграмотные.На период переписи у них было 4 сына:Иван("Божья Благодать") 12лет,Матфей ("Дар Божий") 9 лет,Феоклистий("Богом созданный") 4 лет,Егор ("Георгий Победоносец) 1 год.Все сыновья были названы строго по святцам в честь святых.Как часто было в те времена,при родах умерла жена Василия Спиридоновича от послеродовой горячки.Женился второй раз на  некой Марфе из деревни Чемошур из рода Ложкиных.Все заботы о детях Марфа взвалила на свои плечи.В семье родился еще один сын_Прокопий.5 сыновей в будущем сулило крепкое хозяйство,гарантировало безбедность своего существования.Однако,скоропостижно умирает отец.Старшему сыну было немногим более 12 лет.Завистниками был отравлен скот.Трагедией для семьи стала гибель лошадей.И хотя отравители были найдены,но крайнюю нужду семья познала сполна.Как самый старший в семье Иван оправился на заработки на Сергиевский   завод,основанный в 1860-1861 годах как винокуренный,а затем переоборудованный в стекольный.Работал по подготовке угля для плавильных горшков.Платили за тяжелый труд по 3-4 копейки в месяц.То ли отчаянная нужда,то ли недетская одержимость поражала управляющего,но был дан негласный приказ платить Ивану 7,10,а иной раз и 15 копеек.Запомнилось имя кассира Арефия Егоровича,который каждый раз просил Ивана не делиться ни с кем о сумме его заработка. Так удалось скопить Ивану деньги,чтобы купить лошадь.Стоила она по тем меркам дорого-15-20 рублей серебром.После смерти мужа приемная мать Ивана в дом приняла некого Эшмака.Так за Иваном закрепилось прозвище Эшмак Иван.Отчим,Иван и Матвей стали основными работниками и добычиками семьи.Судьба Эшмака-примака в семье не прослеживается,видимо в семье он прожил недолго.Что мне известно о моем деде-Перевозчикове Иване Васильевиче или Эшмак Иване?Родился он в 1885 году,умер на 76 году жизни .Мне было 6 лет,когда не стало деда.Запомнился он мне лежащим в гробу.Это была первая встреча с умершим.Страха не было,было странное ощущение того неизбежного,что случается в жизни,чего нельзя изменить.Впервые я видела украдкой плачущего отца. Все,что осталось от деда,-это были круглые очки с пружинными душками.Они долго хранились в нашем доме,но куда делись позже,никто не знает.Дед прожил по тем меркам долгую жизнь, с ее взлетами и падениями,пережил многое.Женился он рано:ему было 16 лет.Бабушка была старше деда,что впрочем не удивительно.Это было в традиции удмуртов.Бабушка-Астраханцева Дарья Лаврентьевна была родом из деревни Русский Караул Святогорской волости Глазовского уезда Вятской губернии(1883-1950).Была она из староверов Климовского толка,строго придерживалась своей веры.Будучи русской,но долго прожив среди удмуртов,она свободно говорила на удмуртском языке,но при этом сохраняя свой необычный для удмуртов и русский говор.Она вышла замуж за моего деда благодаря старанию своей сестры.Ее сестра,выйдя замуж за жителя деревни,жила напротив Ивана Эшмака.Эта семья не была богатой,но жила в достатке,в пятистенном доме и при более крепком хозяйстве.Сестра бабушки очень скучала по своей родне,и,чтобы скрасить свое  одиночество,уговорила сестру дать свое согласие на замужество.Во время сватовства Ивана приодели,убедили Дарью,что ее жених из зажиточных крестьян.Так Дарья и вышла замуж в надежде,что будет жить без нужды и забот.Но когда Дарья переселилась в дом своего мужа,увидела,что Иван беден.Слез выплакано было немало.Однако,свой крест судьбы бабушка пронесла достойно.Начали жизнь согласно удмуртской пословице "Жизнь начинается с женитьбы,а хорошая жена-половина хозяйства". Бабушка стала   верным спутником жизни.Она могла дать совет,могла успокоить и обнадежить,могла поддержать в трудную минуту,всегда принимала решение мужа,если не могла его убедить в обратном.Как вспоминает мой отец,в семье всегда царил мир,согласие,которые поддерживались как авторитетом отца,так и матери.Все важные решения принимались по обоюдному согласию.Отец вспоминает,что его мать никогда не знала приниженного положения,грубости со стороны отца,отец никогда не поднимал на нее руку,никакими словами,действиями не оскорблял ее.Такое уважительное отношение к жене мой отец перенес и к маме,это отношение передал своим сыновьям.По воспоминаниям отца дед не злоупотреблял спиртными напитками,не сквернословил,не курил и не переносил табачного дыма.Но табак выращивал отменный,лучший в деревне.Не для себя,а чтобы угостить и при случае продать.Человеком был мягким,но требовательным одновременно.Грубость не любил и не допускал.Но и спуску обидчикам не давал.Но делал это весьма своеобразным способом.По этому поводу отец вспоминает случай,который произошел в деревне.В те времена дрова заготавливались зимой,свозились к деревне,после распиловки и расколки складировались для просушки в поленницы.А уже потом,летом, развозились по хозяйствам.Нет-нет да и стали из поленниц пропадать дрова.Стали наговаривать друг на друга,ссориться,недоверие появилось,взаимные обиды.Вот и решил дед покончить с этими хищениями,проучить вора.Из нескольких полений вынул сучки,заложил порох,заткнул обратно эти сучки ,заложил поленья обратно в поленницу,заметки сделал,чтобы самому не ошибиться.Вот однажды и разворотило печь  от таких дров у деревенского жителя.Оказался им Зянкин Михаил,на которого и подумать не могли.После этого хищения дров в деревне прекратились.               Семья деда по тем меркам была большой.В семье было 6 детей:Яков,Гавриил,Катерина,Софья,Афанасий,Захар.Яков и Гавриил умерли в младенчестве,Афанасий погиб в годы Великой Отечественной войны.Захар (мой отец)-самый младший в семье продолжает жить.Ему 97 лет.   


Рецензии