Отзывы от Льва Толстого
Моё, автора строк, внимание привлекли три не больших диалога, мимо которых решил не проходить. Они нужны мне, как закладочки в сознании.
В 1905 году Ф.Е. Поступаев* в сговоре с Н.Н. Гусевым*, решают прочесть Льву Николаевичу, суровому стихоборцу стихи Брюсова* "Каменщик"и
"L`Ennui de vivre"*
(В 900-х годах
Брюсов был известен, как автор самого популярного и самого короткого стихотворения России : "О, закрой свои бледные ноги").
И вот Поступаеву представился случай поехать в Ясную Поляну и прочесть стихи Толстому.
" Не люблю,- сказал,- стихов. Это всё пустое. Ну уж читайте".
После прочтения "Каменщика", сказал:
- Правдиво и сильно. И решился ещё послушать стихи. Продолжили чтение с четверостишия осмеянного во всех журналах:
Я жить устал среди людей и в днях,
Устал от смены дум, желаний вкусов,
От смены истин, смены рифм в стихах,
Желал бы я не быть "Валерий Брюсов".
Читающий почувствовал что Толстой слушает -"весь слушает".
И дальше:
Не пред людьми - от них уйти легко,
Но пред собой, перед своим сознаньем.
Уже в былое цепь уходит далеко,
Которую зовут воспоминаньем.
Склонясь, иду вперёд, растущий груз
влача
Дней, лет, имен, восторгов и падений.
За мной мои стихи бегут, крича,
Грозят мне замыслов недовершенных
тени.
Слепят глаза сверканья без числа,
Слова из книг, истлевших в сердце-
склепе,
И женщин жадные тела
Цепляются за звеньев цепи.
Слушает - да как! Мы так не умеем, а я дальше:
И думы... Сколько их в одеждах золотых,
Заветных дум, взлелеянных с любовью
Принявших плоть и оживлённых кровью!..
Есть думы гордые, мои исканья Бога.
Но осквернённые притворством и игрой.
Есть думы-женщины, глядящие так строго,
Есть думы карлики с изогнутой спиной.
Куда б я ни бежал истоптанной дорогой -
Они летят, бегут, ползут за мной!
Слушает, слушает. Брови совсем добрые!
О, если б не забыть, быть вольным,
одиноким!
В торжественной тиши раскинутых
полей
Идти своим путём, бесцельным и
широким,
Без будущих и прошлых дней...
Я кончил. А он молчит. Хорошо молчит. И вдруг сказал:
- В этих стихах есть что-то библейское.
И повторил, тронутый:
- Что-то из Библии.
Таков был отзыв человека не любящего Некрасова, Ал. Толстого и др..
В другой раз Лев Николаевич, поддерживая разговор о поэзии, говорит:
-Как легко стали теперь все писать стихи! какие богатые рифмы!
Так умеют теперь это делать. Даже здесь в газете.
- Когда сравниваешь старых поэтов - Фета, Тютчева ,- говорит автор рассказа о Толстом,- с новыми, видишь, что у стариков нет таких изысканных рифм, размеров и т.д. Каждый современный третьестепенный поэт разнообразнее их в этом отношении.
- Да,- соглашается Лев Николаевич.- Зато у Тютчева ни одного слова нельзя
заменить другим. Они не поймут, что самое прекрасное - просто. Я видел недавно картины в кинематографе. Мне больше всего понравилось самое простое:
идёт баба за водой на закате. Что может быть проще? Это так просто и прекрасно: она медленно, не торопясь, как будтоеё никто не видит, проходит 6за водой к речке. А солнце садится. Или: под вечер овцы бредут под горку. Тихо.
Я с наслаждением смотрел. И это так просто и прекрасно.
Другой раз, автор рассказа, спросил Льва Николаевича.
-Какое произведение русской художественной прозы он считает наиболее
совершенным в чисто художественном отношении?
- "Тамань",- не задумываясь ответил Толстой.- Это совершенство.
Я видел снимок с рукописи: она вся до того исчерчена, что нельзя разобрать. В повести нет ни одного лишнего слова, ничего, ни одной запятой нельзя ни прибавить, ни убавить. Так писал ещё Пушкин.
- А Толстой?
- Не так,-улыбнулся Лев Николаевич.
В заключение : будем думать и держать в праве великую хранитильницу русского языка "совесть языка".
*Дурилин С.Н.-писатель, доктор филологических наук.
* Поступаев Ф.Е.- поэт.
* Гусев Н.Н. -Биограф Л.Н.Толстого.
3.02.2017 г.
Свидетельство о публикации №117020308321