Босоногое детство
В детский сад меня повели поздно.Может и рады были бы родители сдать меня в это учреждение раньше,но детских садов на селе не было,кроме этого,единственного,который не вмещал всех детей.Первый детский сад на селе был на месте магазина "Радомир".Когда-то давно здесь возвышалось здание на два этажа,как говаривали,на 32 окна.Построено это здание было еще до революции Яко Камашем-человеком богатым,предприимчивым.Но здание было экспроприировано и передано под нужды села.На верхнем этаже открыли ясли-сад для остро нуждающихся детей служащих,а внизу располагались квартиры для местной интеллигенции.Отопление было печное.На этой же печи готовили,здесь же у печи дети играли,спали...Большинство детей того времени сидело дома,приглядываемое бабушками.А те,у которых их не было,отправлялись в детский сад.Мой старший брат успел походить в это здание первого детского учреждения.Когда пришло время отправиться ему в школу,его место занял мой средний брат.Но ходил он уже в новое здание,которое было отстроено по вновь открытой улице Победы,между двумя улицами,которые носили имена революционеров Дзержинского и Володарского.Для меня места в садике не нашлось.За мной приглядывала соседская бабушка,как впрочем она приглядывала и за своим внуком-моим ровесником.Бабушка была ласковой,добродушной.Она в полной мере компенсировала мне отсутствие родных бабушек.Запомнились игрушки соседского "моего брата"(по другому я не могу его назвать,потому что росли мы как брат с сестрой):лошадка на колесиках,плюшевый медведь.Но самым любимым объектом наших желаний был фильмоскоп.Он был еще из тех,который называли "туманной лампой","красным фонарем".Пленка в нем часто от перегрева плавилась,поэтому смотрели по-немногу.Плохо натянутая простынь искажала изображение,попадающий свет смазывал его,читать мы не могли,но даже и это не мешало нам восторгаться этой чудо-техникой.Бабушка,страшась пожара,редко разрешала смотреть,хотя сама испытывала не меньший интерес к просмотру этих диафильмов. Как бы хорошо не было с соседской бабушкой,но я мечтала о садике.Из рассказов брата я знала,что в садике много игрушек,много бывает праздников,а главное,там много детей,с которыми,как выражался мой брат,"можно водиться".Редкий раз он приносил мне печенежку или конфетку,чтобы угостить меня.Представляю,какую волю ему надо было иметь в себе,чтобы устоять перед соблазном и не съесть эти редкие в нашем детстве сладости. Эту заботу обо мне,младшей сестре,я буду испытывать всю свою жизнь. Пришло время покинуть детский сад и среднему брату -он стал школьником.Его место в садике перешло мне.Воспоминаний о садике осталось немного:смутные очертания небольшого помещения,немногочисленные игрушки,которых не хватало на всех (вспоминается,как я постоянно ждала,когда кто-нибудь мне их уступит),игры в песочнице,строительство рядом нового здания,переезд в него.Новое помещение садика казалось огромным,просторным,светлым.Вспоминаются деревянные брезентовые раскладушки,которые раскладывались на период послеобеденного сна и убирались в стопку здесь же в группе.Запомнились молочные супы с длинными серыми макаронами,с помощью которых мы всасывали молоко,после чего их съедали.И конечно же в память врезался образ нашей воспитательницы-Тамары Алексеевны Поздеевой,добрейшего души человека.Всю свою жизнь она проработала воспитателем в нашем детском садике.Сколько же детей прошло через ее руки и доброе сердце? Увы,никто не считал.Но ее помнят.Вспоминается случай,который со мной произошел в этом возрасте.Не знаю,по какой случайности я опоздала в детский сад,но калитка была закрыта,отворить я ее не смогла.Зная,что и дом закрыт,я приняла твердое решение ждать до тех пор,пока кто-нибудь из жителей нашей улицы не придет за нами,детворой,вечером.Те строгости,какие сегодня есть при передаче детей в детском саду,в нашу пору отсутствовали.Как правило вечером раздавался зазывный крик "Улица Горная,домой"-мы знали ,за нами пришли.Я просидела на скамейке у рядом стоящего дома весь день.Мимо проходили редкие прохожие.Я здоровалась,мне отвечали.День показался очень длинным,но вместе с тем не утомительным.Было интересно наблюдать за редко проезжающими машинами,столь же редко проходящими,куда-то очень спешащими, мимо взрослыми, за копошащимися рядом курицами...Я не испытывала беспокойства,страха.Я просто ждала.В какой-то момент мне даже нравилось мое положение.Было ощущение взрослости и самостоятельности и осознания того,что я не подведу и никого не заставлю волноваться. Вечером со всеми ребятами нашей улицы я благополучно пришла домой.Мой рассказ о проведенном дне не испугал родителей,не вызвал у них панику,другую резкую реакцию.В ответ я получила детальное разъяснение,как следует поступать в подобных случаях.Это были первые уроки скорой моей школьной самостоятельности. Нельзя назвать мое раннее детство голодным,чрезмерно трудным.Но и пресыщенным его не назовешь.Немногочисленная одежда,перешиваемая из взрослой,уже изрядно поношенной,передаваемая по наследству от старших к младшим,редкие обновки,купленные в магазине или сшитые мамой по случаю праздников,единичные игрушки, часто самодельные,скромная еда и многочисленные обязанности с раннего детства потому и врезались,потому все это чувствовалось и переживалось с особой остротой восприимчивого детства.Мое раннее детство-это время керосинок и керогазов,утюгов на углях,таких же самоваров,время,когда стирали вручную,а полоскать ходили на ручей или речку,вручную пилили дрова,восседая на "козлах"или помогая отцу тянуть пилу...
Рецензии