Гений древних греков
На островах и побережье Эгейского моря связующим звеном между Востоком Древней Грецией была эгейская культура. Расцвет этой культуры приходится на 2 тыс. до н.э. Эгейцы принадлежали к тому племени, что и хетты, создатели могущественного государства Малая Азия. В 3 тыс.до н.э эта территория была заселена пеласгами, позже греками-ахейцами.
Одним из древнейших центров эгейской культуры была легендарная Троя, воспетая Гомером. Археологи обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс; в замурованном в крепостной стене так называемом кладе Приама - многочисленные золотые и серебряные изделия декоративно-прикладного и ювелирного искусства.
В 3-2 тыс до н.э. значительным культурным центром стал Крит - богатая держава легендарного царя Миноса. Именно здесь в начале 2 тыс. до н.э. на развалинах общинно-родового строя сложилось первое на территории Европы рабовладельческое раннеклассовое общество, сформировались цветущие города Кносс, Фест и другие. Критская держава в этот период достигла могущества и на море. Расположение острова в центре восточной части Средиземного моря создавало исключительно благоприятные условия для расцвета торговли и мореходства. Религия играла важную роль, но не сковывала мировоззрения критян в той мере, как это было в странах Древнего Востока.
В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделялся масштабами Кносский дворец( 16 тыс кв. м.), свободной усложненной планировкой.Тронный зал дворца был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры- лабриса, священной на острове Крит, поэтому дворец стали называть Лабиринтом. Впоследствии лабиринт - нарицательное название построек с запутанной планировкой.
Кносский дворец создавался в течении нескольких столетий. Главное строительство относится к 16 в до н.э. Ряд катастроф оставил только фундамент и кладку первого этажа, но все равно дворец производит грандиозное впечатление. В центре его находится обширный прямоугольный двор, имевший, очевидно, обрядовое значение. Ко двору со всех сторон примыкали помещения с верандами, лестницами и пандусами. Многие из них располагались на разных уровнях. Неравномерное освещение с помощью световых колодцев декоративные стенные росписи сообщали им живописный характер.
В дворцовых интерьерах существенную роль играли деревянные колонны, получившие название иррациональных. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты. Покрытые зигзагообразными узорами, колонны усиливали впечатление живописного и динамичного решения пространства.
На материковой части Греции города строились с учетом прочной защиты от внешнего врага. Внешние оборонительные стены доходили толщиной до десяти метров, а высотой до восемнадцати-двадцати метров. Стены и ворота возводились из огромных камней-монолитов. Внутри была прямоугольная площадь с очагом, куда собиралось только мужское население для торжественных событий. Это место называлось "мегароном", впоследствии ставшим основой для формирования традиционного типа греческого храма. К мегарону вели сени и портик с двумя колоннами, связывающие его с двором
Некоторые храмы строились на протяжении веков.
Выдающиеся памятники Эгейской культуры(период расцвета 17-14 вв до н.э) были найдены в Микенах и Тиринфе -материковой части древней Греции.
Своеобразие исторического развития Древней Греции заключается в том, что наряду с рабовладением существовал свободный труд ремесленников и земледельцев. Лишь только к концу 5 в до н.э. рабовладение стало оказывать разрушительное действие на труд свободного производителя. Именно в это время сложились первые в истории принципы демократии, которые дали возможность сформироваться передовым идеям , утверждавшим красоту и величие человека.
Свидетельство о публикации №117020104062