Солнца золотые исполины

Глашатай               
(поэтические философемы, реплики, эссе)         
Солнца золотые исполины. (Ю. Петров)               
(Бытие и мы.               
Исповедь заменить нечем.
Три фрагмента.)   
                Если бы все мы исповедались друг другу
                В своих грехах, то посмеялись бы над тем,
                сколь мало у нас выдумки.
                Д. Джебран (1883-1931)

19.08.1975
Есть люди-волны,
Люди-всплески,
Люди-льдины,
И как поля есть люди – ширь и свет!
И как могучие, далекие вершины,
Как солнца золотые исполины –
Всех выше карликов-эпох –
Гигант-сосед.
И есть другие – ближе, как глубины,
И тоже знатные по силе и уму,
Завидев, тот час  искренне пойму.
Им ярость сна, что круговерть -
Высоким,
Люблю таких я сердцем одиноким.
                26.01.2017, 31.01.2017

                ***
30.08.1975
Ты всё ещё, ничтожная, колдуешь,
Полития?
Украв мошну ума
У гения?
Свободе салютуешь,
А за душой – доносы и тюрьма!
                26.01.2017, 31.01.2017
                ***
06.09.1975
С глазами имени усталая ворона,
Кричала правды резкий оборот.
Был длинный клюв похож
На чей-то рот,
Цвет времени – на черный суд закона.
                26.01.2017, 31.01.2017

Резюме:  Позвольте представить очень кратко – феноменальную личность. Кто он – Д. Джебран?
Джебран Халиль Джебран (6 января 1883, г. Бишари — 10 апреля 1931, г. Нью-Йорк) — ливанский и американский философ, художник, поэт и писатель. Итак, перед нами -  выдающийся арабский писатель и философ XX века.
Прославившая Джебрана Халиля Джебрана книга — The Prophet (Пророк) (1923) -  вершина философии поэта. Эта книга переведена на более чем 100 языков.
С детства Джебран Халиль любил уединение, а также мыслить и наблюдать природу в одиночестве. По причине бедности семьи он не получил настоящего образования, посещая только уроки сельского священника, который преподавал ему основы Библии, а также арабского языка.
Увидев интерес молодого Халиля к обучению, священник начал его обучать грамоте, истории, науке и языкам.
Когда Халилю Джебрану было 8 лет, его отец был обвинен в уклонении от уплаты налога и получил тюремный срок, а его имущество было конфисковано. Таким образом, его семья оказалась без дома и переехала жить к родственникам. В июне 1895 года семья Джебранов прибыла в Нью-Йорк, а затем поселилась в Бостоне. Благодаря благотворительным организациям, которые занимались образованием детей иммигрантов, Джебран Халиль Джебран стал посещать школу, чего не разрешалось его сестрам. Именно в школе его полное имя сократили по ошибке, записав его Халилем Джебраном. В этой школе также впервые заметили талант мальчика к рисованию. Все больше он начинал знакомиться с культурной жизнью города, а его учителя предвещали ему будущее успешного художника. В это время они наладили контакт с художником Фредом Холландом Деем, который поддерживал начинающих художников и помог в этом и Джебрану. Их знакомство датируется 1896 годом. Дей познакомил Джебрана Халилиля с греческой мифологией, мировой литературой, современной литературой и фотографией. Молодой Джебран быстро всему обучался, усовершенствовал технику рисования, зарабатывал на разрабатывании дизайна обложек для книг. С помощью Дея он получил популярность в творческих кругах Бостона. Но семья решила, что ранний успех может негативно на нём сказаться и по общему соглашению Джебран Халиль вернулся назад в Ливан, чтобы закончить обучение и выучить арабский язык. Во время учебы в Ливане в бейрутском институте он основал студенческий литературный журнал, а после нескольких лет учебы вернулся назад в Бостон в 1902 году. Он остался на попечении своей сестры, которая работала в магазине одежды. В 1908 году Джебран уезжает в Париж для обучения живописи. В Европе проводит два года и знакомится с Юсуфом Хуайеком, который станет другом на всю жизнь. В 1910 году он возвращается в США, переезжая в Нью-Йорк.  За это время Джебран стал известным художником. Его первая выставка состоялась в Бостоне в студии Дея. На этой выставке он встретил Мэри Элизабет Хаскел. Она была на 10 лет старше него, но они подружились, и эта дружба длилась всю жизнь, хотя некоторые биографы утверждают, что у них были романтические связи, но против их брака была семья Хаскелей. Хотя Мэри Элизабет вышла замуж за другого, но она поддерживала его финансово, была его редактором и свела его со многими важными людьми. Джебран умер в Нью-Йорке в апреле 1931 года в возрасте 48 лет от цирроза печени и туберкулеза. Он не принял американского гражданства, так как очень любил свою родину Ливан. Его последней волей было, чтобы его прах был захоронен в Ливане.
Джебраном создано замечательное произведение «Пророк». Феномен трудовой деятельности представлен Джебраном достаточно полно.
Тема труда так и озаглавлена -
«О труде:
Потом просил пахарь: – Скажи нам о Труде.
И сказал он в ответ:
– Вы трудитесь, чтобы не отрываться от земли и души ее.
Ибо быть бездельником – значит стать чужим для времен года и выйти из шествия жизни, движущегося к бесконечности в величии и гордом смирении.
Когда вы трудитесь, вы – флейта, в сердце которой шепот минут превращается в музыку.
Кто из вас хотел бы стать тростинкой, немой и безмолвной, когда все вокруг поет в согласии?
Всегда говорили вам, что труд – проклятье и работа – тягость.
А я говорю вам: когда вы трудитесь, вы исполняете часть самой ранней мечты земли, уготованную вам в те времена, когда эта мечта родилась.
И, работая, вы истинно любите жизнь.
А возлюбить жизнь через работу – значит приблизиться к глубочайшей тайне жизни.
Но если вы в своем страдании называете рожденье горем и заботу о плоти – проклятьем, начертанным на вашем челе, то я отвечу: ничто, кроме пота на вашем челе, не сотрет начертанного.
Говорили вам также, что жизнь есть тьма, и вы в усталости своей вторите тому, что было сказано уставшими.
А я говорю:
Жизнь на самом деле есть тьма, когда нет стремления,
Всякое стремление слепо, когда нет знания,
Всякое знание тщетно, когда нет труда,
Всякий труд бесплоден, когда нет любви.
И когда вы трудитесь с любовью, вы связываете себя с самими собой, с другими и с Богом.
А что значит трудиться с любовью?
Это – ткать одежды из нитей своего сердца так, словно те одежды наденет твой возлюбленный.
Это – строить дом с усердием так, словно в том доме поселится твой возлюбленный.
Это – сеять семена с нежностью и собирать урожай с радостью так, словно те плоды будет вкушать твой возлюбленный.
Это – наполнять все, что ты делаешь, дыханием своего духа.
И знать, что все благословенные усопшие стоят подле и взирают на тебя.
Часто я слышал, как вы говорили, будто во сне: «Тот, кто ваяет из мрамора и обретает в камне образ своей души, благороднее того, кто пашет землю.
И тот, кто ловит радугу, чтобы перенести ее на холст в облике человека, – выше того, кто плетет сандалии».
Но я говорю, не во сне, а в ясном бодрствовании полудня, что ветер беседует с могучим дубом так же нежно, как и с тончайшими стебельками травы.
И лишь тот велик, кто превращает голос ветра в песню, становящуюся нежнее от любви.
Труд – это любовь, ставшая зримой.
… Если вы печете хлеб равнодушно, то ваш хлеб горек, и он лишь наполовину утоляет голод человека.
Если вы точите из гроздей сок с недобрым чувством, то оно отравляет вино.
Если даже вы поете, как ангелы, но не любите петь, то вы не даете людским ушам услышать голоса дня и голоса ночи.»
«О красоте:
И просил поэт:
– Скажи нам о Красоте. И он ответил:
– Где вы будете искать красоту и как вы ее найдете, если не она сама станет для вас и путем, и вожатым?
И как вам говорить о ней, если не она будет ткачом вашей речи?
«Красота ласкова и нежна, – говорят огорченные и обиженные. – Как молодая мать, чуть смущаясь своей славы, ступает она среди нас».
«Нет, красота грозна и могущественна, – говорят пылкие. – Как буря, сотрясает она землю и небо».
Говорят усталые и утомленные: «Красота подобна нежному шепоту. Она говорит в нашем духе. Ее голос отступает перед нашим молчанием как слабый свет, что дрожит в страхе перед тенью».
Но беспокойные говорят: «Мы слышали, как она кричала в горах. И вместе с ее криками раздавался топот копыт, хлопанье крыльев и львиный рык».
Ночью говорят городские стражники: «Красота взойдет с зарею на востоке».
В полдень говорят труженики и путники: «Мы видели, как она склонилась над землей из окон заката».
Зимой говорят занесенные снегом: «Она придет с весной, шагая по холмам».
А в летний зной говорят жнецы: «Мы видели, как она пляшет с осенними листьями, видели хлопья снега в ее волосах».
Все это сказали вы о красоте.
На деле же говорили вы не о ней, но о своих неутоленных потребностях.
А красота – не потребность, а экстаз.
Это не жаждущие уста и не пустая протянутая рука,
Но пламенное сердце и очарованная душа.
Это не образ, что вам хотелось бы видеть, и не песня, что вам хотелось бы слышать,
Но образ, который вы видите, даже если сомкнете глаза, и песня, которую вы слышите, даже если закроете уши.
Это не смола в складках морщинистой коры и не крыло, сросшееся с когтем,
Но вечноцветущий сад и сонм вечнолетящих ангелов.
Народ Орфалеса! Красота есть жизнь, снимающая покров со своего святого лика.
Но жизнь – это вы, и покров – это вы. Красота есть вечность, глядящаяся в зеркало. Но вечность – это вы, и зеркало – это вы.»
***
Дорогие читатели, все мы – путники жизни. Путь управляет нами? Чем руководствуется путник, двигаясь к  своей цели? Им руководят его намерения. У него есть свое «завтра» и своя вечность. И не потому,  что  мы все пришли из вечности и уходим в неё.
Мы нужны творящим силам бытия. О них и рассказывает в своих произведениях Д. Джебран.
В этой же связи на память приходят слова замечательной песни «Как молоды мы были», слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой:

«Оглянись, незнакомый прохожий,
Мне твой взгляд неподкупный знаком.
Может, я это, только моложе,
Не всегда мы себя узнаём!

Ничто на земле не проходит бесследно,
Но юность ушедшая всё же бессмертна!
Как молоды мы были, как молоды мы были,
Как искренно любили, как верили в себя…» 

Среди телезрителей и читателей немало тех, кто переживает реставрацию в большом славянском государстве – капиталистических порядков, растущую безработицу, растущий внешний долг Украины и горестный факт – ворвавшийся  в жизнь граждан – туберкулез. По данным статистики эта страшная зараза бесчинствует, и более миллиона граждан страны страдают от туберкулеза. Отступать нельзя.  Да, отступать, конечно же нельзя. Пусть же возрастает активность неприятия трагических реалий. И подобные умонастроения уже звучат в информационном поле. Вот пример  такой активной реакции. Регресс возрастает,  так же как и отпор ему. Вот мнение, в котором звучит душевная боль. Одна читательница пишет:   
«Как же хочется вернуться в страну, которой уже НЕТ! Ох, младореформаторы, что же вы натворили…  Выросло поколение бездуховных, безнравственных граждан нашей Страны, которым телефоны с функцией подмены реальности дороже искренних отношений…»
                Не раз была доказана правота тех -  строителей нового государства, которые утверждали:
«А песня людям так нужна,
Как птице - крылья для полета».
               
 Постскриптум:  Уважаемый современник! Феноменология вины представлена в мировой художественной литературе, в мировом театральном искусстве, в мировой живописи и т.д. О «вине» размышляют и наши современники. Интересна тут – позиция замечательного поэта - Булата Окуджавы. Он писал (и пел):
«Ты в чем виновата? 
Ты в том виновата, 
что зоркости было 
в тебе маловато:
красивой слыла, 
да слепою была. 
А в чем ты повинна? 
А в том и повинна,
что рада была 
любви половинной:
любимой слыла, 
да ненужной была.
А кто в том виною? 
А ты и виною: 
все тенью была 
у него за спиною, 
все тенью была - 
никуда не звала.»
1959
***
В этой же связи актуальным является постулат –
 «У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
       Но мы Истории не пишем;
А вот о том, как в Баснях говорят». Басни Крылова «Волк и ягнёнок».
***
Ещё раз про вину, дорогой читатель. Но – слово Ницше.
Фридрих Ницше (1844-1900) – представитель иррационализма и волюнтаризма, рассуждая о сложности человеческих отношений, выделял момент «вины». Он говорил:
«Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её».
***
Великий Бальзак заметил: «Чтобы не оказаться виноватым, нужно тысячу раз быть правым».
Не так ли, дорогие путники жизни?

 
 Дорогие читатели! С благодарностью за внимание, ваш Юрий Петров,
                доктор философских наук.


Рецензии