Штрихи из жизни 2
(об эстраде. Продолжение)
***
Третья история в этом городе* - на самом деле была первой. Состоялась она, видимо, в начале ноября 1974-го года.
Я тогда только появилась в этом городе, а афиши уже вовсю извещали о предстоящем концерте « ансамбля «Песняры». Я подумала: в Москве на него – никогда не попасть, а здесь… - надо попробовать. Но оказалось, что все билеты распроданы: и я с этой мыслью распрощалась.
Мне предстояло начать работать в многотиражной газете крупного («закрытого» тогда) предприятия, где пока что проводили какую-то юридическую проверку моих документов. Общежитие обещали в скором будущем, а пока я (за свой счёт) проживала в местной городской гостинице.
Там же каждый день обедала в ресторане: благо, днём он работал как столовая, т.е. по более низким ценам. Так я и приспособилась: еду на завтраки-ужины покупала днём в городе, а обедала постоянно здесь. (Днём ещё выполняла разные задания редакции: делала материалы с разных городских учреждений, находящихся вне территории завода, куда устраивалась на работу.
Так, в многотиражке публиковались мои репортажи с местной теплицы-оранжереи, из интересных кружков и студий Дворца культуры, и т.п.).
Однажды как-то днём обедаю в ресторане. Людей здесь – ноль, или почти ноль. Никого. Я сажусь за самый большой стол, а именно: слева у окна три продольных стола поставлены как один большой, длинный стол, аккуратно накрытый красивыми белыми скатертями.
Сажусь, как фараон: во главе этого длинного стола, лицом ко входной двери. Вскоре меня обслуживает официантка и я приступаю к трапезе. Неожиданно в зал входит молодой человек, как мне теперь помниться, - по-моему, прямо из двери кухни, с тарелкой еды в руках, и садится на место напротив меня. То есть – за мой же длинный стол, но с противоположной стороны.
Присмотревшись, я угадываю в нём солиста из ансамбля «Песняры». Такого самого маленького, щупленького, но громкоголосого парнишку. Исполнителя известнейшей «Вологды- ды, ды-ды..» Он скромно приступает к еде, а я делаю вывод, что остановились гости из Белоруссии, видимо, тоже в этой гостинице.
И вдруг совсем неожиданно в помещении появляются и другие члены ансамбля. Человека четыре тоже направляются к нашему столу. Почему-то мне помнится, что они сами в руках несли свою еду. Возможно, так и было: спешили, потому обслуживались прямо на кухне. Не знаю, но сев рядом со своим товарищем слева и справа стола, они приступили к еде, изредка бросая на меня вопросительно-серьёзные взгляды.
Я старалась на них не смотреть, не показывая своего провинциального любопытства, либо не желая смущать людей обедающих. Особенно, конечно, выразительными были взгляды красавчика Владислава Мисевича. Это не заметить было нельзя.
Неожиданно обстоятельства помешали нашим взаимным наблюдениям. В дверях ресторана показалась какая-то женщина, она окликнула певцов, те вмиг развернулись в её сторону. Она что-то проговорила о том, что пора заканчивать обед, они уезжают на концерт куда-то по району.
У парней моментально испортилось настроение. Они тут же развернулись в сторону своих тарелок и стали поспешно ковырять вилками свои блюда. Но не тут-то было: теперь в двери появилась крупная фигура мужчины, видимо, руководителя коллектива (или администратора, но точно не В.Мулявина), который бескомпромиссно скомандовал:
- Уезжаем. Автобус ждёт. Там люди ждут. Обедать будем на месте…
Надо было видеть недовольные, раздосадованные лица артистов, однако никто из них не посмел возражать. Я удивилась, как они, словно солдаты, все разом встали со своих мест, оставив почти полными тарелки с едой, и поспешно направились к выходу. Владислав при этом успел всё же одарить меня прощальным, разочарованно-раздосадованным взглядом…
Мысленно я очень посочувствовала песнярам. «Вот судьба, - подумала я, - даже поесть, когда охота, нельзя. Концерты, колёса, концерты, колёса». Вероятно, предвидя, что именно так и будет этим утром, на кухню первым и прибежал этот щупленький солист (кажется, его фамилия Кашепаров?, или Кашанаров), чтоб успеть подкрепиться перед первым концертом… Он, кстати, единственный, кто из всех успел полноценно поесть.
Эта история запомнилась мне надолго. Ну, очень уж экспрессивные эмоции прочитывались на лицах прославленных белорусских парней…
____________________________
В Мелитополе
***
В 1976-м году, после окончания учёбы, я временно вернулась на родину, на Украину. С декабря 77-го по август 78-го года работала библиографом в мелитопольской центральной библиотеке им. Лермонтова. Находилась она недалече от Дворца культуры, в котором располагался и городской отдел культуры.
В ту пору там главенствовала приятнейшая женщина Лидия Захаровна Саюн. Она прекрасно относилась к работникам нашей библиотеки, изредка захаживала к нам, интересуясь делами коллектива.
В один такой её приход, помню, сотрудники окружили её и стали напрашиваться на приглашение на предстоящий в Дворце культуры концерт. А в городе уже гостил В.Высоцкий, и, кажется, уже дал один концерт. По просьбе жителей – предстоял ещё один. Вот на него и просились библиотекари.
Лидия Захаровна отвечала решительное «нет!», поскольку. С её слов, людей было столько, что все проходы в зале были заняты. Ну, негде там размещать культработников! Так на этот концерт никто из нас и не попал.
Лишь позднее моя средняя сестра расскажет мне, что она побывала на таком же концерте Высоцкого в областном городе Запорожье. - И как впечатление? – спросила я. Оказалось, что пел он не весь концерт, а всего лишь во втором отделении, несколько песен, но во всю мощь. - Без халтуры, - как сказала моя сестра. Я же Высоцкого «вживую» не слышала никогда.
***
А с халтурой я столкнулась в ином случае. В город с гастролями приехал Юрий Гуляев. Предстоял его концерт, и вот тут-то Лидия Захаровна сама лично зашла пригласить нас. Я была удивлена: в связи с таким событием нам даже разрешалось на часок раньше закрыть библиотеку, и мы все пошли слушать Гуляева.
Весь концерт я испытывала полную досаду: столичный певец был абсолютно лишён страстности в исполнении своего репертуара, пел как-то умеренно-размеренно, словно экономя свои певческие силы. Было очень скучно, я вполне сожалела, что пришла сюда.
Лишь последний свой номер – арию Дона Карлоса, по-моему, Гуляев спел в полную мощь своего голоса, именно так, как, вообще-то, и должен был бы представлять весь свой репертуар, поэтому в моём воображении он проявился тогда как намеренный халтурщик.
Но жизнь всё расставляет на свои места: вскоре Гуляев умер, и стало известно, что он долго болел, и в последнее время ездил с концертами уже не очень здоровым человеком. Перенапрягаться ему было нельзя, поэтому слушатели слышали то, что слышали. Это, конечно, объясняет моё впечатление от его выступления, но, по большому счёту, артисты всё же должны давать максимум своим зрителям…
Впрочем, как люди, пришедшие на концерт без оплаты за билеты, - уж мы-то вполне могли не сетовать…
***
Кстати, Мелитополь – южный городок, ворота, так сказать, в Крым, находящийся недалеко от пляжей Азовского моря, Поэтому в летнее время здесь бывал обычно приличный наплыв московских эстрадников.
Однажды летом точно так же зашла приглашать нас на концерт Иосифа Кобзона завотделом культуры. Все с радостью стали собираться, а я стала отказываться.
– Ты что, почему? – стали спрашивать коллеги. - Идём, послушаем. Кобзон ведь!
- Да я слышала его в Москве. Ничего особенно… - отбивалась я. Но коллеги настояли и я, не очень охотно, пошла с ними. Каково же было моё удивление, когда здесь, на провинциальной сцене, я увидела совсем не того Кобзона, которого знала по московским концертам.
Он был с каким-то ансамблем, в шикарном английском костюме (кажется, тёмно синего цвета), пел, что называется, «на подъёме», - с вдохновением, выкладываясь стопроцентно. Первое отделение концерта прошло просто «на ура», публика принимала его очень горячо.
Во втором отделении Кобзон вообще сразил меня, как зрителя. Он вышел в прекрасном белом костюме и стал петь ни что иное, как русские народные песни. Я вообще тогда не предполагала, что в его репертуаре может быть такой набор! Удивил, поразил, сразил! Понравился концерт очень, к Кобзону отношение поменялось. Чувствовалось, что в его личных и творческих делах, видимо, наступила какая-то новая эпоха.
Концерт тогда, видимо, начинался часа в четыре дня, поскольку после него, как помню, мы вернулись на свои рабочие места и продолжили обслуживать читателей. Вдруг я услышала какой-то шепот моих коллег: - Кобзон… идёт… к нам, наверное… - Они заметили его в окно. (Окна были огромные у здания).
Интересный факт, но Кобзон реально пришёл в наш читальный зал. С моего бокового места библиографа в этом зале его было прекрасно видно, как и вошедшего вслед за ним крупного шарообразного музыканта из его ансамбля. Он прошёл к библиотекарю и что-то у неё спросил. Та ответила и, смотрю, перенаправляет его в мою сторону.
Он подошёл и задал вопрос – есть ли у нас газета «Советская Россия»? У меня находились все картотеки, поэтому его направили ко мне. Картотеки показали, что в нашем городе ни одна библиотека не выписывает эту газету. Певец был достаточно расстроен. Он никак не мог поверить, что есть читальни, где не выписывают такую известную, в общем-то, газету.
Увы, увы, помочь ему мы не могли. Что ему так уж нужно было в той газете? – мы не поняли. Может, лотерею хотел сверить? – подумалось мне тогда. А, может, и статья какая – о нём же – там была опубликована? – не знаю. Мы запрос И.Кобзона тогда удовлетворить не смогли.
(Да, какие тогда мы все были молодые, счастливые этой молодостью и свободой выбора собственных судеб! Давненько это было!)
________________________
В Подмосковье
Маловато в своей жизни, конечно, я бывала на концертах известных эстрадных певцов. Ещё менее, увы, из них запоминались. Так, самое яркое что-то осталось в памяти, многое другое – кануло в Лету безвозвратно.
Но вот у меня сохранилась программка ещё одного концерта, московского, под названием «Весенний первый гром…», посвящена 40-летию Великой Победы.
Организована, помню, поездка на концерт была профсоюзом редакций города Серпухова, где в одной из городских газет работала и я. Проходил концерт в спорткомплексе «Олимпийский», мы ездили туда большим коллективом на «Икарусе».
Концерт был в двух отделениях, такая тематическая сборная «солянка», в которой участниками были десятки разных артистов (чтецов, солистов) и несколько музыкальных ансамблей. Смотрю, в программку вписана даже Роза Рымбаева, но я как-то теперь уже не помню её участия.
Помню, что первое отделение завершал В.Леонтьев с несколькими песнями, в том числе, с не очень транслируемой «Кабаре», а второе отделение – И.Кобзон с его набором «Песни советских композиторов».
Замечу, что Леонтьев почему-то разочаровал: с высоты наших мест в спорткомплексе, при том освещении сцены (арены), которое было, - его номера показались мне какими-то дешевенькими и не очень забавными.
Зато когда запел Кобзон, который к тому времени уже считался довольно поднадоевшим певцом, я с удивлением отметила – какой у него славный голос! Какая техника пения стала украшать его природный тембр!
Словом, его выступление зацепило. И не только меня: сидевшая рядом сотрудница по редакции в какой-то момент повернулась ко мне и произнесла: - И всё-таки - Кобзон остаётся Кобзоном!
Надо же, как верно подметила! А я сегодня вот отмечаю: в его не очень славянской фамилии ведь первая часть её так созвучна украинскому «кобзарь»! Вот вам и кобза, которая звучит столько творческих лет!**
_______________________
*В Рыбинске. (См. 1-ю часть заметок: «Была и третья история, связанная с известными музыкантами, слегка задевшая меня в этом городе. Расскажу о ней завтра).
**В последующем, в заметках «Штрихи из жизни / 3» я продолжу эту тему, касаясь уже не только концертов эстрады, но вообще разных забавных или грустных случаев, связанных с моими привязанностями к культурным событиям.
30.01.2016.
В.Леф
Свидетельство о публикации №117013006437