Борис и Глеб. Дети Владимира 1 Крестителя
Первые святые на Руси.
Стихотворение в прозе.
Ведь, у Владимира от Анны,
Из Македонской стороны,
Два младших сына уродились,
Борис и Глеб (Роман, Давид).
Едва те подросли немного,
Дал князь, там – каждому удел.
Ростов – Борису. Глебу – Муром.
Так приучал княжить там, их.
Они, из сыновей всех, многих,
Единственные, кто тогда,
Рождённые, при христианстве,
«Законными» считал, лишь, их.
А во вторых, по мненью многих,
В них текла кровь уже тогда,
Там Византийских «базилевсов»,
Для русских, то – как образец.
И в третьих – младшие, те, дети,
Послушными были ещё ж.
И лишь они могли продолжить,
После отца – дело его.
Возле себя держал Владимир,
Бориса. Посчитав тогда ж,
Что лично, он, трона достоин,
Дружину подчинил ему.
Что удивительно при этом:
При том количестве детей,
Всех сыновей - всё же Владимир,
Наследника - имя, не дал.
Он пребывал, при убежденье,
Что вечно будет править он,
Но, час пришёл для него смертный,
А кому трон – возник вопрос?
1015 год.
Владимир заболел, и сильно,
Почувствовал он даже смерть.
К Борису он гонца направил,
Срочно в Киев его позвал.
Князь в тот момент подстраховался,
Чтоб Святополку в тот момент,
Престол уже там не достался,
Его под стражу заключил.
В момент смерти отца – все дети,
(Их не было рядом с ним там)
Борис ушёл на печенегов,
Глеб в Муроме тогда ж «сидел».
Два сына умерли в то время,
Реальных претендентов – два.
То – Святополк, тогда женатый,
На дочке князя с Польши, там.
И Ярослав, ещё – не «Мудрый»,
Он был ещё пока «Хромой»,
С принцессой шведской был он в браке,
Олафа - дочь. Тот - был король.
Был в Новгороде, Ярослав в то время,
В Киеве – княжил Святополк.
Поэтому взял власть он в руки,
И захотел всех устранить.
Ведь, Святополк считался старшим,
Но, летописцы говорят,
Что есть сомнения, однако,
Владимир – не его отец.
Мать Святополка, из монахинь.
Из греческой, была, земли.
И Святослав её увидел,
И поразился красоте.
Он забирает её в Киев,
За Ярополка «отдаёт».
А после смерти Святослава,
Усобица – меж сыновей.
Убил Владимир – Ярополка,
Жену гречанку захватил.
Наложницей своею сделал,
Беременной она была.
И Святополк, от той родился,
Но, от кого? Загадка, то.
Но, всё ж признал того, как сына.
Владимир. Невзлюбив, того.
Глеб и Борис.
Не суждено было проститься.
С отцом, Борису, ибо, вдруг,
На Русь там печенеги вторглись,
И он повёл дружину в бой.
Нашествие, как отразили,
Владимир уже умер там.
А Святополк там власть захватит,
В Киеве уже всех быстрей.
Как выглядели оба брата?
Судить трудно. Данных о том,
В истории же очень мало,
Есть о Борисе малость, там.
Телом красив. Высок и статен.
Плечи широки. Кругл лицом.
В талии тонок, добр глазами,
Весел лицом. Таким он был.
О Глебе, нет там, таких данных,
Иконописная лишь есть,
Традиция, что там рисует,
Глеба, юным совсем тогда.
Совсем, он, юным там выходит
Длинноволосым так же был.
И безбородым совершенно,
Вот, там, и всё, каким он был.
Дети, те - Анны Византийской,
И вот, Владимир, их отец,
На них надежды он лелеял,
Чтобы им трон потом вручить.
Он при себе держал Бориса,
Думал, что именно ему,
Трон передаст, но перед смертью,
Рядом там не было его.
И вот, когда отца не стало,
Борис уже спешил домой,
Из неудачного похода,
Застать отца всё ж не успел.
Он на реке Альте встал в лагерь,
(Дружина ж была за него)
Пустилась в уговоры к князю,
Идти на Киев, власть забрать.
Его, рассматривали явно,
Наследником, тогда, отца.
На уговоры ж – не поддался,
На это всё, он им, сказал:
«Не подниму руки на брата своего старшего:
Если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне вместо отца».
Решенье было – христианским,
Поддерживало крепость там,
Семейных уз. И благородство.
И уваженье старших, там.
Дружина с ним не согласилась,
И ушла в Киев воевать.
Борис остался с малой частью,
Воспользовался - Святополк.
Направил он убийц на Альту,
Дело чёрное – совершат.
Не встретив там сопротивленья,
Борис там пел псалмы тогда.
Спасаться он совсем не думал,
Его же старый венгр – слуга,
Прикрыть телом своим пытался,
От копий заговорщиков.
Тело Бориса перевозят,
В Вышгород. Спешно погребли.
Василия Святого, церковь,
Рядом с ней возлежал Борис.
Когда ж Бориса увозили,
(Завёрнут тот был там в шатёр)
Но, по пути стало известно,
Что жив Борис ещё там был.
То, сообщили Святополку,
Пошлёт варягов, чтоб - добить.
Один, мечом проткнул Бориса,
Попал прямо в сердце его.
От одного – Святополк, этим,
Избавился. Взялся теперь,
За Глеба. Чтобы там очистить,
Путь к трону полностью уже.
И Святополк обманет Глеба,
Заманит в Киев. Тот поплыл.
(Письмо пошлёт, что отец болен,
Что попрощаться он зовёт).
Ещё боялся так же мести,
От Глеба, за Бориса, тот.
И Святополк решает срочно,
Убить Глеба. Власть захватить.
Однако, Глеб остановился,
Возле Смоленска, где его,
Нашло ещё одно посланье,
От Ярослава там, уже.
Предупредить его пытался,
В нём Ярослав. Всё рассказал.
Что отец умер. Брата нету.
Что Святополком тот убит.
Но, путь от Мурома на Киев,
Ведь, от Смоленска - в стороне?!
И как тот Глеб, там оказался?
Истории, загадка есть.
Письмо же, так или иначе,
От Ярослава, что пришло,
Давало знать – угроза жизни,
Над Глебом существует там.
Ладью нагнали там убийцы,
В которой, в Киев Глеб спешил,
Врасплох там захватили Глеба,
На палубе зарезан был.
Расправились убийцы с Глебом,
Никто не смог помочь ему.
И погребли в месте убийства,
В простом, из дерева, гробу.
1016 год.
Успел покняжить князь недолго,
Около года лишь всего.
Уже в сей год войска направил,
Против него там, Ярослав.
Пока убийства эти длились.
Князь Ярослав уже собрал,
Там, 40 тысяч ополченцев,
И 1000 наёмников.
На Киев войска эти кинул,
И выгнал Святополка вон.
Сбежал тот в Польшу, видя это,
Так Ярослав к власти пришёл.
И по приказу Ярослава,
Тело Глеба там всё ж нашли,
Перевезли в Вышгород так же,
С Борисом рядом схоронят.
Узнав о гибели двух братьев,
Ещё ж Владимира, там, сын,
Древлянский Святослав пытался,
В Угорские горы сбежать.
Но, и его враги настигли,
Не пожалели. Был убит.
Теперь остановить лишь сможет,
Новгородский князь Ярослав.
С тех пор эти братья там стали,
Уже, не юношами там,
Погибшие в борьбе «усобной»,
За власть. Что было всегда там.
Они теперь стали уроком,
Для всякого – кто допускал,
Братоубийственную бойню,
Усобицу, кто разжигал.
И Ярослав тогда всё сделал,
Память о них, стала с тех пор,
Священной! Святополка после,
Станут там «Окаянным» звать.
(Но, есть тут версия другая,
К убийствам, руку приложил,
Сам Ярослав!? На трон, взошедший,
Сместивший Святополка, там).
А в православии же русском,
Борис и Глеб, место займут,
Почётное. Как – страстотерпцы,
От родича, принявших смерть.
В момент гибели, проявивших,
Незлобие, как - христиан.
Непротивление насилью,
Такой статус обоим дан
Канонизированы были,
И по причине же чудес,
Возникшие, там, при молитвах,
Святым мощам двух братьев, тех.
Первоначально, их обоих,
Стали все люди почитать,
Как чудотворцев, там, достойных,
Целителей ещё ж к тому ж.
Через столетье написали:
В «Сказаниях о чудесах»,
Как там – слепые прозревали,
Хромые исцелялись там.
И по молитве получали,
Освобождение с тюрьмы,
Раскаявшимся грешникам,
Всё это Глеб, Борис творят.
А позже, мученики - братья,
Стали заступниками там:
Русского воинства при битвах,
В особо тяжких, были что.
А в политическом аспекте,
В истории Всея Руси,
Великою была заслуга,
Бориса с Глебом, как святых.
То, Ярослав уже, как «Мудрый»,
Использовал тогда их смерть,
Для укрепления единства,
Всея Руси. Своей страны.
То, на основе выполненья,
Обязанностей там своих,
Старших и младших уже братьев,
Между собой. Друг к другу, там.
Борис и Глеб – первыми были,
Святыми на Руси тогда.
Невинно были убиенны,
Своим братом, в злобе своей.
И совершить, те, не успели,
Ни каких подвигов тогда,
Ни воинских, и ни духовных,
И долгой жизни не прожив
_____________________
Они причислены к небесному воинству.
Они заступники русского воинства:
Помогали Александру Невскому, Рюрику Ростиславичу
в сражении с ханом Кончаком, Дмитрию Донскому,
в Куликовской битве.
Глеб (Давид) - (? – 1015год) мл. брат Бориса.
Борис (Роман) - (до 988 - 1015 год) ст. брат Глеба.
Базилевсы – Константинопольские императоры.
Свидетельство о публикации №117013005015