Что значит выражать?

   Выражение не как привлечение себе на службу различных знаков, символов, аналогий, доходящее до завораживающей красоты, как у Пруста, но другое выражение - словно роды, словно вдох и выдох, когда тяжело разродиться своим, именно своим, тяжело выпустить и поставить его в мир перпендикулярно. В первом случае выражение лишь зазывает к самому себе, обращает на себя внимание, показывает "я где-то тут", ищите меня, может быть даже вместе со мной ищите меня. Во втором случае выражение выбрасывается, выстреливается из... исторгается из "нашего" в "чужое".
   Таким образом здесь мы делаем явственной двусмысленность одного и того же - делаем явственной двусмысленность выражения. Эта его дву-мыслимость(двусмысленность) и оба-направленность вовсе не ошибка, а как раз полноценный охват происходящего, что всегда свершается в противоположных направлениях. Одно "выражение" втягивает в себя мир, наподобие воронки, водоворота Харибды, другое "выражение" - выплёвывает с криком и болью, натужно - прежде втянутое и вобранное.
   Мы привыкли говорить о том, что у каждого понятия есть множество значений и они работают в зависимости от контекста в котором употреляются, имея конечно же и какое-то определённое, ограниченное облако своих возможных значений, говоря другим языком - пространство, область или простор, в котором их можно употребить, не считая себя сумашедшим. Правда, в некоторые странные времена появляются и подобные сумашедшие, забрасывающие понятия в якобы чужие ему области и мы, в конце концов, внимаем им, раскрыв рты и говоря - "о! новое!". Эти сумашедшие вдруг обнаруживают, что все эти облака вполне близки друг другу и дружат и даже пересекаются. Пересекаются не внутри самих себя, в своих "полях", а где-то ещё, в некоем, так называемом, надпространстве. Таких безумцев мы называем гениями. Так вот, область гениев, это область двусмысленности "туда-сюда", но не той двусмысленности, которая нами полностью владеет и нас "имеет" как хочет, а той двусмысленности, что мы оседлали как умелые всадники.
    Противоположно направленные потоки "облаков" образуют их единство друг с другом. На этом уровне облака никогда не изолированы друг от друга.
Строго говоря наш мир есть вдох и выдох. Не только тот водоворот, что затягивает и вбирает в себя, но и тот, что остановившись на секунду или на "мгновение ока" вдруг выбрасывает из себя, рожает струю вверх. Когда мы говорим "родить" - ребёнка, произведение, а порой и слово - мы говорим об этом, об этой струе вверх, а порой даже и фонтане, прекрасно бьющем во все стороны с миллионами брызг. Мы говорим "пошли круги по воде" в обратную сторону, "посеяны семена", "разметался бисер"( в надежде, что не перед свиньями). Мы говорим - вот это выражение. Но выражение бывает ведь и другим. Сигнализирующим, маякующим - от маяка к себе. Представьте себе, что кто-то рассыпает знаки, для того, чтобы его поняли, оставляет следы, чтобы по ним шли. Это иное выражение. Но это тоже выражение. Одно выражение больше похоже на удар, на энергию, напор, силу и предельную открытость, другое выражение напоминает наоборот старательное упрятывание под девизом "а ну-ка разыщи".... "отправляйся в путь" и "попробуй"... опробуй силы свои... Его можно было бы назвать косвенным, если бы сам наш язык не рисковал каждый раз в таком косвенном утверждении закостенеть.
    Значит, обходное, обводное выражение и выражение прямое и оба не только противостоят друг другу, но и друг другом дышат. Они - одно дыхание "туда-сюда".
    На что же всё это похоже? - спросите вы меня - на фонтан, да на фонтан, наша картинка мира ни в коем случае не должна быть прямолинейной, ни время, ни история так не происходят. Наш мир в гораздо большей степени похож на гигантский пылесос, жутко втягивающий в себя окружающее, но только такой пылесос, который потом обдаёт нас густым облаком пыли.
    Но пыль ли это? Быть может он втягивает звёзды?! А потом возвращает их нам в тысячах маленьких искр....


Рецензии