Молвить книгу как исповедь...

(рецензия-эссе на книгу стихов:
Юрий Сухов. «Когда я слышу голос колоколен…» - Курск, 2016.)


Не уклоняясь от великой традиции выстраивания книги как ряда перекликающихся тем и образов, Юрий Сухов не уклоняется и от столь же традиционных исповедальных размышлений и откровений поэта, который «размышлять готов о многом И молвить исповедь свою» («За что, не знаю…»). Как точно и оригинально, звукописно и глубинно найдено-извлечено из долгих путешествий слов это сочетание – «молвить исповедь»!.. Свою исповедь автор молвит, оставаясь в традиции объединений стихов по темам-циклам – «Разговор со временем», «Люблю я осеннюю прелесть», «Где волны нежно обнимают парапет…» и другим…

Подтверждением неумирания объединяющей силы страны, её Идеи и Памяти, является большой цикл Юрия Сухова «Я не знаю войны». Автор «сопрягает» образы внутри цикла, это свидетельствует об объёмном образоном восприятии, без которого невозможна работа над такими большими «сочетаниями» стихотворений: «Настанет час, уйдёт последний воин Из тех, что Май Победный принесли, По всей планете гулким перезвоном Ему пробьют колокола Земли… А перезвон останется набатом…» («Настанет час…»), «Лишь на лугу набатом колокольчик Звонил во все свои колокола» («22 июня 1941 года»), «Кто ж знал, что безмятежный сон планета Четыре долгих года будет ждать?» (там же); «Вы шли и ползли… В желании вражьи преграды сломить…» («Фронтовые пути»), «И в мыслях я устало опять бреду туда, Где общая осталась былой страны беда» («К 25-летию вывода войск из Афганистана»).

И, как ни странно, находятся такие хрупкие «мостики»-переклички совсем, казалось бы, с другой темой, с другим циклом стихов: «Как странник, дорогой раскисшей С надеждой одною бреду – Весною тебя среди вишен Цветущую встретить в саду» («Тропинки задумчивой рощи…»). Знаковая, истинно русская рифма «раскисшей – вишен», и – вьющиеся завораживающие весенние нотки звукописи «ве… ди… ви… ве… ду…»!..

Тема пути, в том числе и возвращений – во времени и пространстве – вечная тема, проходящая пунктиром по страницам книги автора, которого «держат», не отпускают здесь, в Курске, дорогие ему, воспетые поэтами образы и реалии Петербурга-Ленинграда: «Я вливаюсь в балтийские воды Стихотворною звонкой строкой!» («Видно, связан незримою нитью…»), «Где волны нежно обнимают парапет И ночи не темнеют до утра, В своей любви признаюсь я тебе, Мой Ленинград…» («Где волны…»). И одновременно – объемля всю Россию – «Моя родная Курская земля», которой посвящён гимн, и снова с окружающими и вдохновляющими автора колоколами: «И слышно в перезвоне колокольном И в вольных песнях, что поют ветра: Живи достойно, Курский край раздольный, Страны Великой Соловьиный край!» («Курская земля»).

Курский автор остаётся в традиции классического русского стиха, его великих образов и тем, да и темы войны, природы, в том числе и природы любви, а также многие другие темы книги Юрия Сухова, конечно, невозможны без аллюзий и ассоциаций с классическими поэтическими образами… Автор продолжает их, и в этом продолжении заключена философия преемственности, без которой невозможны ни связь поколений, ни открытия новых поэтических «вселенных»…


Рецензии