Истоки. Мессия

Мессия
-46-
Вернёмся в Назарет: знакомец наш Иосиф
Живёт при деле и не знает бед,
Он пьянствовать ещё в Египте бросил
И от клиентов у него отбоя нет.
Он не благоухает перегаром винным,
Общителен, примерный семьянин,
С купцами дружбу водит и с раввином...
И всё бы хорошо… но вот беда, что сын…
Который Иисус, совсем от рук отбился:
За книгами и знать не хочет ремесла.
Под тридцать лет ему – скорее бы женился...
Ворчит Иосиф: «Молодёжь пошла…»
Но это лишь для вида – старый хрыч лукавит,
Он знает, что с эпохи Моисея
В достатке жить, при почестях и славе
Возможно только книжною премудростью владея.
-47-
В мечтах он видит Иисуса знаменитым –
Священником, судьёй или раввином,
В одеждах дорогих пред книгою раскрытой...
О, простота святая, как же ты наивна!
Не ведая о замыслах, что зреют
В умах царей и прочих сильных мира,
Красивыми мечтами душу греешь.
В то время как уже занесена секира
Над головой твоей, и все твои мечты
И даже жизнь сама не более чем прах.
И нет возврата – сожжены мосты,
А впереди лишь унижения и страх.
-48-
Меж тем наш Иисус уже толкует Тору,
И до того разумно, что раввин
Не всякий раз решается с ним спорить –
Поделится лишь мнением своим,
Да между делом выдернет цитатку,
Чтоб ученик задумался слегка
И вспомнил, что неоспоримо всё и гладко
Бывает лишь в речах и мыслях дурака.
-49-
Заметим: лишь глупец не усомнится,
Что-либо для себя из книги затвердив,
Навяжет это всем и будет тем гордиться,
Напыщен и, как правило, спесив.
-50-
Но меры Иисус и удержу не знает
И судит он, порой, чрезмерно строго:
Открыто Рим и римские законы порицает.
Его услышав, и бунтарь закоренелый вздрогнет...
Но как-то раз, вернувшись из Ершалаима,
Где он общался со священниками в храме,
Вдруг перестал настраивать всех против Рима,
И удивил довольно странными речами:
О том, что люди милосердие забыли
Всем в синагоге уши прожужжал...
И Назарета жители решили,
Что Иисус от книжек спятил... – очень жаль:
Ведь до чего смышленый был парнишка,
И вдруг рехнулся и, похоже, навсегда…
Знать бога прогневил, коль тронулся умишком,
И вовсе не ему – родителям беда.
-51-
Известно, что беда земная многолика:
От тяжкого труда произрастает горб,
А если устремишься к знаниям великим,
То помни: знания в душе рождают скорбь...
А от излишней скорби, говорят в народе,
В делах расстройство и умов разброд,
Да и безумие порой от знаний происходит...
…Так прежде чем в науку лезть, подумай наперёд:
Вдруг повредится разум твой от многих мыслей?-
Надёжней ремесло освоить и уметь
Руками делать что-то, чтобы случаем не вышло,
От книжных знаний повреждения в уме…
-52-
О том, что спятил Иисус, весь Назарет почти неделю
На все лады шумел, но успокоил всех раввин:
«Ну, что пристали к парню, в самом деле –
А если это бог ведёт беседы с ним...? –
Что если Иисус лишь выглядит блаженным,
И не совсем понятные нам речи говорит
Лишь потому, что он земное бога отраженье? –
Дождётесь, что ещё и чудеса начнёт творить...»
-53-
Народ притих, и проповеди  в синагоге
Смиренно слушал от начала до конца.
Хотя их содержание смущало очень многих,
Но все боялись прогневить «Небесного Отца»…
А более всего – навлечь неудовольствие раввина –
Тот, разозлившись, может и от синагоги отлучить,
А отлучённый – человек едва наполовину...
Так все решили про себя: «Мы лучше промолчим –
Не нам судить: в своем уме иль спятил
От книжных знаний Иисус, иль просто посмеялся
Над нами, от гордыни стыд утратив,
Поскольку с высшим духовенством пообщался...»
-54-
А между тем, наш Иисус, успехом окрылённый,
Решил бродячим проповедником уйти «в народ»,
Чтобы нести заблудшим добродетели законы,
Иль новое учение… Да кто там разберёт:
О чем вещает, путаясь, бродячий проповедник,
Да и кому придёт охота разбирать? –
Всё развлечение – послушать байки, и не вредно
Побить, потехи ради, болтуна, коль сильно будет врать…
-55-
Толпе едино всё: что проповедь – что драка
Двух нищих возле кабака из-за гроша,
Бой гладиаторов, или грызутся две собаки...
Есть действо – значит: веселись, ликуй, душа –
Есть зрелище, а в нем и отдых от рутины
Дел повседневных… и не важно: чья вина,
Что человек ни чем не лучше бабуина
Когда он кроме развлечений ничего не хочет знать.
Так было и так есть и, надо полагать, так будет.
Покуда существует на земле тяжёлый труд,
В котором тратят силы и тупеют люди
До уровня скота, и от работы тяжкой мрут.
И даже в нашем просвещённом веке
Единой цели служат цирк и стадион:
Освободить от лишних мыслей человека
Посредством зрелища – пусть отдыхает он…
Любуясь красотой чужой и ловкостью и силой,
От мыслей голову совсем освободит.
И незаметно для себя, в трудах сойдёт в могилу,
И предержащих власть не вздумает судить
-56-
…А в Назарете, между тем, опять умов броженье:
Откуда ни возьмись, пополз по городу слушок,
Что Иисус – сын божий: чудо есть в его рожденьи –
Зачатье непорочное, а не простой грешок
Прелюбодейства сладострастного блудницы,
И все свидетельства об этом говорят…
Во всем, коль есть желание, возможно усомниться,
Но если вдуматься... – наверное, не зря
Покойный Ирод в Вифлееме вырезал младенцев,
А от резни спасён лишь Иисус –
От доводов таких народу никуда не деться –
Логично это всё, а с логикой я спорить не берусь...
-57-
…И вот уже наш Иисус шагает по дорогам,
Пылит сандалиями новоявленный пророк.
Смиренный облик, а во взоре строгость.
Весь мир перевернуть готов он – дайте только срок…
Ковром ложится под ноги дорога,
Бредёт пророк, а впереди летит молва,
И открываются перед пророком синагоги,
И толпы жадно впитывают вещие слова.
-58-
…А в чём секрет стремительного взлёта? –
Найдётся время – разберёмся не спеша,
Коль эту тайну приоткрыть пришла охота,
И новых знаний требует душа.
-59-
…А "ларчик открывался" очень просто:
В Ершалаиме храм всего один,
Священники знакомы все промеж собой и в гости
Ходили запросто, и с ними Иисус ходил
Для продолжения азартно начатой беседы,
Которую разумнее вести не натощак,
А в тихой обстановке, за обедом,
Или за кружкой пива, чтоб раздумий враг –
Пустой желудок хода мыслей не нарушил
Настойчивым напоминаньем, что пора,
Испив винца, «что бог послал» откушать,
И голод утолив, болтать хоть до утра...
-60-
Так Иисус однажды в храмовой библиотеке
День проведя почти до самой ночи
Над философскими трудами древних греков,
Был приглашён Каифой, как бы, между прочим.
-61-
Первосвященник – церкви царь и ученик раввина,
Как старые друзья, за кубком доброго вина,
Меж тем не равные ни возрастом, ни чином,
Почти всю ночь в беседе провели без сна.
О чём беседовали догадаться сложно –
С тех пор прошли века и горы лжи
Скрывают истину, а разобраться с этой ложью
Мы сможем лишь логичное предположив:
-62-
Беседа начиналась как обычно
В то время было принято – с родни,
Вопросов незначительных, привычных…
Так, что-то вроде светской болтовни.
Без деклараций политических и замечаний,
Чтоб любопытным отвести глаза
И, избежав неловкого молчанья,
Вдруг ненароком лишнего чего-то не сказать.
-63-
Особенно когда вокруг шныряют слуги,
Которым подсмотреть или подслушать,
А после обо всём поведать другу,
Как пьянице стакан вина откушать –
Отрада жизни, смысл существованья,
Спасение от скуки и безудержной тоски.
А если мозг не отягчён ни разумом, ни знаньем,
То и ведёт себя слуга рассудку вопреки,
Рассказывая где придётся, всё, что знает.
Хозяйские секреты не храня,
Он перед первым встречным душу открывает,
Выкладывая всё, что только смог узнать…
-64-
Но вот уже угомонились слуги,
Дворец притих и погрузился в сон.
Нет более нужды «ходить по кругу»,
А гостю знать пора: зачем был приглашён…
Каифа быстро переходит к делу:
«Мой юный друг, я много слышал о тебе,
Что ты неглупый и довольно смелый,
Коль скоро призываешь всех к борьбе
За независимость многострадальной Иудеи.
Но знай, что нам оружием свободы не добыть:
Давно перевелись вояки средь евреев –
Нас римляне легко сумеют истребить,
Когда мы против них взбунтуемся или восстанем.
А тем, кто выживет в бою – позорный плен.
Их участь незавидная – тесать в карьере камень
И быть рабами на своей родной земле.
-65-
Но средство есть добыть стране свободу,
Не поднимая бунт, не проливая кровь,
Сверх меры делать то, что римлянам угодно…
Дослушай до конца, не прекословь…
И мне постыла Рима власть над Иудеей,
Но что поделаешь? – мечи легионеров
Способны в ком угодно страх посеять.
А слабость Рима в том, что он не зная меры,
Распутствует, гоняется за модой,
И в праздной роскоши живёт трудом рабов.
Но раб-невольник и в цепях мечтает о свободе,
И ради воли даже смерть принять готов…
Известно ли тебе, какие слухи бродят
Меж бедняков покорных грубой силе? –
Случается, и до меня они доходят:
Все ждут прихода сына божьего – мессии...
-66-
…Что если ты и есть тот самый долгожданный
Мессия – божий сын рождённый на земле? –
Считать меня безумцем слишком рано,
Ты просто постарайся быть смелей,
Но не в речах и действиях, а в мыслях.
Постигни разумом безумие толпы:
Желанно людям что, а что им ненавистно –
Чтобы не видеть это, нужно быть слепым…
И глупым, и глухим на оба уха.
А ты, как я заметил – не калека:
Ни разумом, ни зрением, ни слухом
Ты не обижен, и такого человека
Взамен тебе, где и когда ещё найти сумею? –
Ты видишь сам – меня согнула старость,
К закату жизнь идёт, ты молод, будь смелее –
Иди в народ, по синагогам и базарам:
Неси униженным рабам и нищим утешенье,
О милосердии почаще говори,
Останови задумавшего мщенье,
Перед язычниками чудо сотвори…
-67-
Положишь этим ты начало веры новой,
Которая утешит нищих и рабов.
Так мы разрушим Рим, но не мечём, а словом –
Ты к этой миссии уже вполне готов.
А я здесь позабочусь, чтобы слухи
О святости твоей, о том, что ты мессия,
С рождения исполненный божественного духа,
Летели впереди тебя и умножали силу
Воздействия речей твоих на разум
Простых людей. И проповедь послушав,
Пастух убогий или раб без всякого приказа
Рад будет за тебя отдать не только жизнь, а душу…
Но помни: путь пророка новой веры труден –
Есть кроме римлян множество злодеев,
Таких, как недалёкие умом, начитанные люди,
Тебе не избежать гонения от фарисеев…
-68-
…Но привести должны мы к новой вере Рим –
Язычников, неведомо которым обрезанье.
Меж ними проповедуй, чудеса твори,
Пугай вселенским злом и божьим наказаньем.
Пообещай поверившим спасение души
И за невзгоды жизни воздаянье после смерти
Тому, кто незлобив, не мстителен и не грешит,
И каждый день себя приносит в жертву…
Внуши язычникам, что все они грешны:
Зачаты во грехе без должного благословенья,
И во грехе живут, а потому должны,
Покуда живы, заслужить грехов прощенье.»
-69-
На этом речь свою закончил старичок.
А Иисус вдруг понял, что попался
Как глупая рыбёшка на крючок,
И пожалел, что в храме появлялся.
Но, что поделать? – слишком поздно отступать:
Пусть даже старец вовсе выжил из ума,
А вся затея эта и опасна, и глупа,
Но жизнь бродяги много лучше, чем тюрьма…
-70-
Пророка путь земной опасен и тернист,
А тех, кто выберет его, преследуют невзгоды,
Но он способен увести на время от тюрьмы,
Хотя, в конце концов, в тюрьму же и приводит.
-71-
Кто от сумы и от тюрьмы надёжный даст рецепт?
Как жизнь прожить, закона не нарушив? –
В любой стране вершители судеб
Тиранят равно непокорных и послушных.
Когда ты, всем задумав угодить,
Трепещешь перед властью, лебезишь пред силой…
Ты без вины всегда и всеми будешь бит
И презираем от пелёнок до могилы…
А если истово, но слепо служишь – ждёт беда:
Герою – «рыцарю без страха и упрёка»
Подстроят подвиг и посмертно наградят…
Но мертвецу с такой награды мало прока.
Вот потому-то, верно, преданно служа,
Ты позаботься о себе сперва:
Сумей опасностей ненужных избежать,
И на плечах удержится подольше голова.
Скользнув узлом, на шее не затянется петля,
А там, глядишь, и место на кресте досталось не тебе…
Знать, для тебя ещё повертится земля,
И рано ставить точку жирную в судьбе…
-72-
Все это Иисус прекрасно знал,
Не зря дышал библиотечной пылью –
Герои многие в былые времена
В награду только смерть и заслужили
И бескорыстными в историю вошли –
Прошли века, а славить их ещё не перестали,
Но вот потомки нищие, униженно, в пыли
Обречены ждать подаяний у подножий пьедесталов.
-73-
Подобной участи наш книжник не хотел –
Пусть будут неприятности, и множество гонений,
И многолетний тяжкий труд, но отойти от дел
Предпочитал живым и, в общем-то, не нищим, несомненно…
А потому, прямой и каверзный вопрос
Он задаёт первосвященнику без страха:
«А что потом? – я как пророк лишусь волос
Во имя веры… вместе с головой… на плахе?»
-74-
«Зачем же сразу так?» – Каифа отвечал:
«Для этого найдётся голова другая –
Сидит в темнице у меня один нахал –
Поставить рядом вас – так даже мать не распознает,
Настолько он с тобою схож осанкой и лицом.
Случись такое, что, вдруг, крови возжелает
Царь иль толпа, так с этим молодцом
Тебя местами перед казнью поменяем.
Взамен тебя, его казнят и погребут.
А ночью ты спокойно выйдешь из темницы,
Всех обманув: врагов, друзей, судьбу,
Чтобы воскресшим у пустого гроба появиться…
-75-
Каким бы ни был умным человек,
Он суеверен и воскресшего, увидев мертвеца,
Начало даст безумнейшей молве,
И будет сам уверен до конца
В невиданной доселе святости пророка,
В небесном покровительстве учению его.
А если ты умрёшь, немного будет прока
От миссии твоей – не бойся ничего.
Тебя я до рождения ещё приметил,
Оберегал, как мог и помогал семье –
Нет для меня среди сынов Израиля секретов
И невозможного не много – можешь верить мне.
-76-
Спокойно отправляйся в путь и проповедуй
Учение о милосердии святом,
А я слушок пущу. Он за тобою следом
Людской молвою будет разнесен
По городам и весям, даже за пределы
Земель Израильских, и пошатнется Рима власть
От новой веры, и утратят смелость
Легионеры, гнева божьего страшась.
-77-
Рим обессиленный падёт, но вот беда – не скоро,
Мне не увидеть этого, а ты, возможно, доживёшь
До тех времён, когда никто не станет спорить
С ученьем нашим, в нём усматривая ложь.
Тогда толпа начнёт крушить языческие храмы,
И низвергать богов, науки… а жрецов
Изгонит, обращая в груды хлама
Основу духа римлян – веру их отцов…
И храмы новые поднимутся над Римом,
Чтоб сеять в душах суеверный страх,
И станут смелые и гордые гонимы,
И Рима власть рассыплется как прах».
-78-
Всё было так, а может быть иначе.
С тех пор прошли века, где истина – где ложь,
Сегодня разобраться нелегко, но разве это значит,
Что истину искать не надо? – Поищи и ты её найдёшь.
Хотя… в делах таких бывают и досадные промашки:
Со многими случалось и не раз
Удобной лжи никчемную стекляшку
Поспешно принимать за истины алмаз.
   продолжение - ИОРДАНСКИЙ ПРОРОК


Рецензии