Солярис

Мягко
и призрачно тихо.
Мой гений уснул…
Хрустальные капли печально дыхнул океан
на синюю линию тины.
Распахнуты ставни,
и видно как выше летят
шельфовые, 
звездные
камни.

То Бог или дьявол?
Судьба или слог?
Мне слышится принц одинокий:

«Безумие нас выручает там, где гибнет умысел».
(Our indiscretion serves us well)

И только...


Рецензии
Этот "Солярис" несомненно тарковский :)
Вот под ним и размещу отзыв о твоей книге "Вспять реки ДНК".

Сразу же оговорюсь: если о стихах мне известно немало, и я в принципе могу рассуждать о них достаточно профессионально, то прозой я всерьёз почти не занимался и говорить о ней способен только как обычный читатель. Но ведь читатель тоже человек и имеет полное право на свой, пусть и неискушённый, взгляд. В конце концов, что бы делали писатели, не будь в мире читателей :) Итак, общее впечатление: понравилось, увлекло, заинтриговало.
Я, наверное, все-таки не совсем обычный читатель прозы. Для меня самое важное в процессе чтения не сюжетные коллизии , а голос автора, его интонации, тембр, окраска - всё то, что составляет образ повествователя. Может быть, поэтому я люблю прозу Мандельштама, Цветаевой, Сосноры, Битова, то есть такую прозу, в которой сюжет не играет особого значения. Мне очень важно почувствовать расположение к тому, кто скрывается (открывается?) за образом рассказчика, и если это происходит, чтение превращается в своеобразный диалог, общение с невидимым, но ощущаемым собеседником. Видимо, виной здесь привычка , возникшая в результате чтения стихов, - в любом тексте вычленять лирического героя, соотнося его (не отождествляя) с автором произведения. Нужно сказать, что "лирический герой" твоего романа мне глубоко симпатичен , очень интересен и как автор, и как личность. Какова же она, эта личность в моём представлении?
Это, несомненно, интеллектуал, человек обладающий широким кругозором, знающий языки, побывавший во многих странах, впитавший в себя культуру разных народов и при этом не забывший о своих корнях. Если к этому добавить , что здесь речь идёт о молодой обаятельной женщине, то пожалуй, получится портрет Аэлиты :) И это, я думаю, неслучайно - нечто общее между автором и главной героиней романа несомненно есть. Мне хорошо знаком такой сорт молодых людей , это те самые граждане мира, которые пришли на смену нашему потерянному поколению и которым принадлежит будущее. Одним из таких космополитов (не безродных!) является мой старший сын, родившийся в Узбекистане, получивший образование в Израиле, защитивший диссертацию в США и работающий в Англии.
Образ Аэлиты мне показался наиболее удачным, наиболее полно очерченным в повествовании. Вообще, большая часть происходящего в романе, как бы увидена, прочувствованна именно главной героиней. Она же является, как мне представляется, носителем главной идеи, ставящей любовь выше бессмертия. И она - поэт ! Вот тебе и ещё одна автобиографическая деталь, выдающая родство героини с автором!
Фигуры Марка и Роберта, на мой взгляд, несколько схематичны, но в этом, наверное, есть свой резон, так как они по сути своего рода символы, функции в том мире, который вращается вокруг Аэлиты.
Мне кажется, что противопоставление двух друзей-соперников можно было бы заострить, подчеркнуть более явно, чем это сделано в книге. Но это только моё личное мнение.
Очень мне понравилось сопоставление Марка (Крама) с Моисеем. Мне вообще кажется , что использование параллелей с теми или иными событиями и личностями из Священного писания, из различных исторических хроник, иными словами, сопоставление и соизмерение разных временных и культурных пластов - это очень плодотворный метод, углубляющий повествование, придающий ему объём, нечто вроде 3D технологии от литературы, что и было доказано такими мастерами, как Булгаков, Айтматов, Эйдельман, Джойс , наш Меир Шалев и т.д. .
Наверное, в сопоставлении героев твоего романа с ветхозаветными персонажами можно было бы пойти ещё дальше. Скажем, сопоставить Марка с первым человеком Адамом, соблазнённым Евой (Аэлитой), вручившей ему яблоко (код), полученное от Змия (инопланетян). Можно было бы сравнить и противопоставить его(Марка) Иисусу Христу : один принял смерть во имя любви, а второй был готов пожертвовать любовью во имя бессмертия. Но это всё мои фантазии, и единственная польза от них - свидетельство того, что твой роман заставляет задуматься над многими серьёзными вещами и будит воображение читателя. И в этом его большой и ,наверное, главный плюс.
Минусы в романе, на мой непросвещённый взгляд, тоже имеются, но я не буду о них распространятся, поскольку, как и было сказано выше, не достаточно компетентен в области прозаического текста.
Я уверен, что твоё мастерство будет расти от книги к книге, и мне посчастливится провести ещё множество незабываемых мгновений за чтением твоих произведений.

Михаил Непомнящий   07.12.2017 23:19     Заявить о нарушении
Мишенька!...Я похлопала себя ладонью по щеке, чуть потерла кулаком глаза, отпила глоток из чего-то там стоявшего на столе в глиняной кружке –
похоже это были остатки холодного кофе, дабы проснуться, у меня хроническое недосыпание, как я тебе уже писала в 4:45 подъем, армейский режим и долгая дорога (но не «в кругах бессмертия», а просто дорога на работу и с работы :-) Прости, что не ответила сразу! Мне было безумно приятно получить от тебя письмо с таким подробным, внимательным, и чутким анализом моего романа «Вспять реки ДНК»! Это великая честь быть услышанным, прочитанным, ,особенно ввиду нашей общей занятости и дикого ритма жизни, где все движется слишком быстро, и к сожалению, вперед, а не вспять. Ты уделил время его прочтению и написанию отклика, а для меня это высшая награда!! Спасибо тебе сердечное…
Я уже пару дней хожу в размышлениях о сказанном тобой.. Пожалуй больше всего мне понравилась твоя идея о проведении параллелей между Марком (Крамом) и Иисусом Христом..ты знаешь, я сама имею слабость к всякого рода аллегориям и художественным отсылкам, иносказаниям, особенно к «книге всех книг», священному писанию. Я вот, только сегодня писала своему другу Толе Иванцу, что если вдуматься, то какой вид искусства имел наибольшее влияние на развитие человечества – живопись, музыка, или литература? При всем моем преклонении перед первыми двумя (а огромный любитель и той и другой формы), то все же свой жребий я поставлю на литературу, а в ней если выбирать между поэзий и прозой, то приз достанется прозе. Почему? Библия! Ведь не существует ни одного подобного примера сокрушительной мощи одного единственного произведения на события целых эпох! Да...и конечно же аллегории оттуда черпать одно удовольствие, но с другой стороны я всегда немного с опаской отношусь к слишком изощренному (не побоюсь этого слова «снобскому») символизму, когда писатель вместо как будто бы специально выдумывает головоломку…лучше когда картина ясна и понятна..когда образы служат лишь вспомогательным иллюстрациями к мыслям и чувствам. Ну вот к примеру, почему-то вспомнились стихи Михаила Квливидзе. Я когда прочитала их в первый раз, то едва удержалась, что бы не разреветься. Вообще то мне это не удалось, сидела и плакала :-)

К чему я это? Мне кажется в классической русской литературе (которую я боготворю, особенно Бунина и Чехова, и Льва Николаевича тоже…) слишком много наставления. Такой «назидательный тон». Русский писатель все расписывает, раскладывая по полочкам, и даже вопреки потрясающей и несравненной глубины раскрытия характеров героев, все же расставляются точки над «i». Я пыталась немного уклониться от этого направления… Вот как Квливидзе не пишет в стихах, моя мать была добрейшей души человек, ставила нужды других превыше собственных, будьте все как она и т.д. и т.п. Он просто наносит один едва заметный штрих, наносит едва заметный контур силуэта, и у читателя сжимается сердце и становится понятно, что и является основной, отличительной чертой в характере матери.
В принципе, главный философский вопрос который я ставила в книге: «А имеем ли мы право не потакать, а идти против «воли Господа» в поисках бессмертия… В истории с Крамом я хотела показать, что раз мы созданы по образу и подобию, это означает, что и Он ждет от нас определенных поступков, действий…мы все «творцы»…нам дана свобода выбора. Мы все имеем право и наверно не только право но и долг, оправдать свое существование в Его глазах. Как дети ждущие похвалы родителя. И сказка эта ведь была рассказана маленькому Марку и маленькому Роберту :-) Но, как я уже писала, не все же не хотелось так прямо открыто об этом заявлять…это размышления Аэлиты. Она в данном случае кличет голосом разума сердца. Но и у нее нет ответов на эти вопросы… Зато они имеются у Марка: «тихонько, не спеши, в нашем распоряжении все время во вселенной». Быть может он уже опробовал свой эликсир бессмертия… :-)
Мишенька, о минусах (хотя бы символически) чиркни мне в личном…я знаю, знаю, бедный слог..звучит как переводная литература..но, понимаешь, они все это я. Марк, Аэлита, Роберт…они все я…буду учиться на ошибках и писать дальше… У меня сейчас такой новый роман «варится»! :-) Я в Торонто лечу за рукописями мемуаров моего прадеда…его усыновила русская деревенская семья, из приюта…его подбросили цыгане..там, Миша, такая история… но это только мозаичная вставка. Следующий роман будет такой, что в него придет пожить сам Федр Карамазов!

Шучу, обнимаю…целую…падаю спать… Спасибо тебе еще раз огромное! (твою книгу прочту в самолете..)

Анна Иделевич   08.12.2017 05:01   Заявить о нарушении
Стихи Квливидзе

В палате было двое – мать и сын.
И мать была в агонии. Семь суток.
Все было сказано. В последние минуты
мы оба только плакали беззвучно,
скрывая друг от друга наши слезы...
Седьмая ночь кончалась, и внезапно
мать знаком позвала меня к себе.
Я подошел и посмотрел в глаза,-
они раскрыты были настежь...
Я догадался: мама скажет
свои последние слова...
Вдруг двери распахнулись
и к нам вошел седоволосый врач.
Мать видела его, а я не видел,-
ведь я сидел спиной к дверям...И мама
забыла все, что высказать хотела,
заволновалась: «Встань скорее, сынок...
дай место пожилому человеку...
встань, неудобно...»

Это были
ее п о с л е д н и е слова.

Анна Иделевич   08.12.2017 05:03   Заявить о нарушении
По поводу твоей мысли о видах искусства и главенствующей роли прозы, думаю, что живопись(рисунок) вообще древнейший вид искусства, затем следует музыка (ритм), ну а вслед за музыкой - стихи (ритмически организованные заговоры, заклинания, молитвы), и только потом, на более высокой стадии развития человечества возникает проза - структурная организация которой требует абстрагирования от
окружающей действительности и временной перспективы. Что касается главенствующей роли прозы, думаю, Бродский с тобой не согласился бы :) Я не буду отстаивать первенство поэзии, хотя бы потому, что, как мне кажется, ни проза, ни поэзия, ни искусство вообще особого влияния на человечество как таковое не оказывают, ибо являются уделом избранных 2-3% (если не меньше). А книги вроде Библии и Корана получили свое значение благодаря распространению религии, а не вследствие своих художественных достоинств. Да и то при всей сакральности этих текстов много ли "истинных" верующих удосужились их прочитать от начала до конца. Для меня лично разделение на поэзию и прозу не столь существенно . Есть тексты, написанные в рифму и при этом совершенно меня не трогающие, а есть так называемая проза, от которой мурашки по коже бегут. Вот эти-то "мурашки" и являются для меня индикатором настоящей литературы, а каким жанром воспользовался автор для передачи своих мыслей и переживаний, это дело десятое.

Михаил Непомнящий   09.12.2017 20:36   Заявить о нарушении
Спасибо, Миша! Я соглашусь с тобой, литературу не стоит разделять на поэзию и прозу - и то и другое является художественной речью. Лирика написанная в строчку может быть словами Пушкина, "бледной как мертвец", но может быть и живой и мелодичной, как самая полнозвучная поэзия. И там и там имеется и ритм, и образность и описательность и прочее.

Но некоторые отличия, на мой взгляд, все же существуют, - стихи, как правило, ввиду сжатости и малого объема, не имеют способности передавать тот размах, тот просторный, пространственный(!) ландшафт мысли, чувства, философии доступный прозе. Масштаб не тот... А потом, стихи, если они действительно служат "высоким обрядам", являясь истинной поэзией, способствуют сильным переживаниям, что само по себе прекрасно и необходимо, но все же утомительно!... :-) Читатель не может сидеть на иголках 300 страниц, у него по просту случится инфаркт миокарда :-) Именно эти паузы спокойного текста перемежающиеся с всплесками душевных волнений и создают гармонию.

А в общем то, термин "поэзия" издавна употреблялся как синоним словосочетания "хорошая литература". Ты прав!

Анна Иделевич   11.12.2017 16:39   Заявить о нарушении