Проповедь о Богоявленских водах и Свете

Проповедь на Литургии после чтения Евангелия в храме Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии от 22.01.17.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня первый воскресный день после святых Богоявлений. Богоявление – это погружение Спасителя в стихию Иордана, это освящение вод, это откровение Троичного Божества, это начало нашего спасения. Это очень древний праздник, который в древней Церкви иногда праздновался вместе с Рождеством Христовым как праздник Боговоплощения, но чаще праздновался отдельно, как продолжение и завершение периода Светов, когда начинали возрастать Светы. Богоявление – это праздник Божественных Светов.
И сегодня в первом, Богоявленском, Евангельском чтении мы слышали о том, как Христос после Крещения в Иордане приходит из Назарета, который находился вне соприкосновения с какими бы то ни было морскими берегами, на брега Галилейского моря, или озера, и начинает там Свою проповедь. И начало этой проповеди – это явление и откровение Божественного Света тем, кто находится во тьме. И мы видим, как в одном кратком Евангельском чтении говорится о том, что начало служения Спасителя – это проповедь о Свете и это проповедь среди вод. Как это соотнести с нашей душой, дорогие братья и сестры?
Мы с вами, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, вступаем в воды Иорданские с тем, чтобы омыться и очиститься от своих грехов, чтобы достойно воспринять в свою душу Свет Воскресения. Но жизнь христианина – это путь от покаяния к Свету и в то же самое время, это и пребывание во Свете, который укрепляет и утверждает покаяние.
В другом Евангельском чтении мы слышали о Добром Пастыре; это Евангелие читалось в честь святителя Филиппа, митрополита Московского. Добрый Пастырь – Сам Христос, Который приходит на брега Галилейского моря со Своею светоносной проповедью. Спаситель Добрый Пастырь изображается воскресшим в Кувуклии Воскресения, где Он стоит в лучах Божественного Света, Источником Которого и Которым является Он Сам.
Перед Спасителем склонились два ангела, изображенные на облаках, а в руках Спаситель держит жезл или мачту нашего спасения  с легким и неземным парусом. Свет, который исходит от воскресшего Спасителя, напоминает Свет Богоявления, а мачта нашего спасения, которую Он держит в руках, напоминает о водах.
Святитель Игнатий Богоноцец пишет, что мы должны «стать через крещение участниками Воскресения» Христова. Святитель Василий Великий говорит, что «Крещение является силой к Воскресению».
Святой Григорий Нисский говорит о том, что есть рождение «через Крещение» и рождение «через Воскресение». А Святитель Григорий Богослов также упоминает эти небесные рождения человека в вечную жизнь: есть и рождение «из Крещения», есть и «рождение из Воскресения». Святитель же Иоанн Златоуст пишет о крещении как о «воскресении от грехов», что больше «воскресения тела».
И когда мы всматриваемся в свою душу, то мы спрашиваем ее, достаточно ли у нас покаянных слез для того, чтобы через воды Крещения придти к радости Воскресения? Достаточно ли у нас аскетического подвига, подобного подвигу прп. Петра Атроатского, который питался Богоявленской Агиасмой, или Святой Водой, начиная с январских дней вплоть до дней Пасхи, не вкушая ничего другого, чтобы подражать ему? Достаточно ли у нас той глубокой веры, какая была у одного византийского святого, Феодора Сикиотского, который жил в VI веке в Малой Азии, и в четырнадцатилетнем возрасте ископал пещеру, в день Богоявления наполнявшуюся Богоявленскими водами? Там, среди этих хладных вод, он стоял и воспевал и произносил пророческие и Евангельские тексты, святоотеческие чтения в честь Богоявления до тех пор, пока не начинал светиться светом Воскресения.
Воскресший Христос, Который стоит с мачтой нашего спасения, показывает нам не только на то, что воскресение – это конечная цель покаяния. Воскресший Спаситель показывает нам, что Воскресение – это начало того умиления души, которое не имеет право остановиться. Свет Воскресения, который пронизывает воды Иорданские, в которые спускался Спаситель, должен стать Светом, пронизывающим нашу жизнь.
Мы не имеем права на то, чтобы, покаявшись однажды, или многократно, но формально мятущимся сердцем и неутвержденными на пути Правды стопами приступать к Свету Воскресения. Мы призваны к тому, чтобы в Свете Воскресения вся наша жизнь была горящей свечой пред Богом, чтобы наша жизнь, преисполненная светом радости, светом дерзновения, светом веры, светом надежды, светом верного следования за Спасителем, была водами, текущими в жизнь вечную.
В Евангелии мы слышим об этих водах, которые радостно текут в жизнь вечную.
Наша жизнь, дорогие братья и сестры, тем самым не должна быть жизнью равнодушной, не должна быть жизнью рассеянной, не должна быть жизнью вне святости, не должна быть жизнью, в которой что-то слышно о святости, но нет стремления к ней. Наша жизнь должна быть не мертвой, но живой. Наша жизнь не должна существовать сама в себе, но в Боге. Наша жизнь должна быть живой, подобно Богоявленским водам. Наша жизнь должна быть всепроникаемой Божественным Светом и, в то же самое время, самим светом, согласно тем словам, которые Спаситель говорит Своим ученикам: «Вы есте свет мира».
Когда Спаситель приходит на брега Галилейского моря и начинает там Свою проповедь, Он призывает учеников, а потом дает людям заповеди блаженства на горе Блаженств. Это два места, которые находятся очень рядом друг с другом. Сначала происходит призвание Апостолов, а вслед за этим – проповедь Апостолам.
И наша душа, дорогие братья и сестры, несмотря на то, что кажется себе заброшенной, несмотря на то, что пребывает в унынии, очень близка к Господу. И слова Спасителя «вы есте свет мира», – это слова, которые обращены к нам, которые являются для нас в том числе и Богоявленским Крещенским призывом умиленно хранить Богоявленские воды. Эти слова являются призывом к тому, чтобы мы взращивали в себе умиление и шли по стопам Воскресшего Спасителя с тем, чтобы, достойно вступив в ту Крещенскую купель, которая именуется образом и прообразом Христовых страданий и Воскресения, стали подлинными соучастниками страдания и Воскресения Спасителя и унаследовали жизнь вечную. Аминь.


Рецензии
Спасибо. С христианским теплом: Мария.

Мария Грузденкова   25.01.2017 18:14     Заявить о нарушении