Истоки. Иоанн
При Ироде, ещё до случая с Марией,
Захария с женой Елисаветой
Дожить до лет преклонных умудрились,
Не нарожав детей – совсем одни на свете.
Тому могло служить причиной что угодно:
Возможно, что Захария на службе уставал,
Могло случиться, что жена была бесплодна,
Иль просто мыслей этих не случалось в головах.
-32-
…И дожили – Захарию «хватил Кондратий»…
Не сильно, так – микроинсульт – по малости, слегка:
При всём народе и совсем уже некстати
Средь проповеди он «лишился языка».
…Нет, нет – язык на месте и не покалечен,
Но с речью нелады … Бывает иногда
От кровоизлияний в мозг потеря речи.
Возможно, скажете: «Подумаешь – беда...» –
Тут стоит возразить: Захария – священник –
С ремёслами земными не знаком,
Зависел полностью от паствы подношений,
А стало быть, работал только языком.
И надо же – такой конфуз посреди храма...
Добро бы в храме не было людей,
Впрямь – хоть сквозь землю провались от срама,
И непривычно вдруг остаться «не у дел».
-33-
Но худа без добра, как нам известно, быть не может –
Губительно безделье для души:
Скучая в четырех стенах сидеть совсем негоже.
Чтоб скуку разогнать, Захария навёрстывать решил…
То, чем он жертвовал все время ради службы,
О чём из-за усталости частенько забывал,
Считал второстепенным и, порой, совсем ненужным –
Теперь он этому все силы отдавал.
И результат сказаться не замедлил:
Настолько он усердно взялся за дела,
Что года не прошло, как удивив соседей,
Елисавета сына Иоанна родила.
…И у Захарии от новости такой «глаза на лоб полезли»:
Ведь это ж надо, что под старость сотворил…
А всё благодаря чему? – тягчайшей из болезней –
От удивления он вновь заговорил…
-34-
В преклонном возрасте, порой, могильный холод
Влечёт к себе сильней, чем брачная постель.
Но если ты ещё душою молод
И крепок телом, нарожать детей
Тебе не помешают прожитые годы…
И в назидание потомкам, несудим,
Ты можешь тем одним прославиться в народе,
Что старческую немощь так, но победил.
И пусть кричат досужие кликуши,
Что божья благодать ниспослана тебе,
Твердят о чудесах – глупцов не стоит слушать –
Всяк человек творец своей судьбе…
-35-
Назначен в жизни лучший срок любому делу,
Но каждый в чём-то время упустил по лености души.
И слава тем, которые уже на склоне лет сумели
Домыслить, дотворить, досовершить!!!
-36-
Так жил наш Иоанн, достаточно беспечно
Мелькают годы – четверть века миновала:
У Иоанна как мочалка борода,
Клещам подобны руки и зубов поменьше стало –
Не хлюпик малый – дрался иногда…
С тоски завоешь, ежели весь день в библиотеке
Корпеть над книгами, вдыхая пыль веков.
А как размяться молодому человеку,
Коль в драку не залезть и кулаком,
Не приласкать кого по наглой, пьяной роже? –
Не по злобе души, а от избытка чувств...
Так и ему, по случаю, перепадало тоже
Отведать кулака, каков он там на вкус...
-37-
На деньги, что давал ему отец,
Но беззаботное житьё не может длиться вечно –
Он вызван был однажды во дворец…
Для тайной, доверительной беседы.
Уже давно Каифа заприметил молодца –
Смышленого красавца-непоседу…
С порога справившись о здравии отца,
Вдруг, как бы невзначай, стал рассуждать о боге;
Что вера в людях не крепка, как было в старину,
Что римлян в Иудее слишком много,
И Риму следует устроить тайную войну...
-38-
В те времена такой крамольной речью,
Дойди она до прокураторского слуха,
Сам иудейский царь себе мог обеспечить
Галеры на всю жизнь или удар кинжалом в брюхо,
А может быть и на кресте «уютненькое» место...
Но знал Каифа, с кем имеет дело:
Сынок Захарии хоть и буян, но малый честный
И патриот, а потому продолжил смело
Крамолу насаждать в уме неискушённом.
Умелец политических интриг
Вещал о том, что римские законы
Всех развратят, и своего достиг…
-39-
Наш Иоанн внимал, развесив уши,
И набирался новых мыслей и идей,
Открыв для них и разум свой, и душу,
И не считая боле римлян за людей,
Горел желанием, страх презирая и опасность,
С оружием в руках вершить святое дело.
Но был Каифой остановлен: «Жертв напрасных
И без того хватает – здесь другая смелость
Нужна, мой юный друг – забудь про меч, и слово
Заменит сталь оружия тебе:
Смирение должны мы подготовить
В душе людской – не к бунту и борьбе,
А к милосердию, к терпенью в тяжком горе
Отныне будем в проповедях призывать народ,
Тем приближая день, когда от внутренних раздоров
Рим ненавистный сам собой падёт,
Разнежившись без бунтов и восстаний...
Но до того придется нам пройти
Чрез множество трудов и тяжких испытаний,
Чтобы направить Рим по этому пути.
И ради этого ты должен стать пророком –
В путь собирайся к речке Иордан.
Нам от библиотекарей сегодня мало проку,
А в проповедниках великая нужда...
-40-
Ты людям возвестишь пришествие мессии,
Как богом посланный, об этом возвестить.
Прельщай, стращай, юродствуй что есть силы,
Плети что в голову взбредёт... – улавливаешь нить? –
Придумывай обряды, ври что хочешь,
Но только складно... Можешь припугнуть
Божественною карой, как бы между прочим,
И посулить прощение грехов, но только лишь тому,
Кто в тех грехах покается смиренно,
Их искупить молитвой поспешит,
Пройдет обряд и, преклонив колени,
Пред богом поклянётся больше не грешить…
-41-
…И чем нелепей будут выглядеть обряды,
Что ты придумаешь на речке Иордан,
Тем лучше будет – люди верить рады
В любую несуразность, в этом их беда
И наше счастье: Люди ради веры,
Порой, готовы изменить самим себе,
Детей своих отдать на растерзанье зверю,
Чтоб только заслужить прощение небес.
А кто им скажет: что угодно небу? –
Подумай, напряги мозги... – естественно пророк,
Который на пустой воде и чёрством хлебе,
Внимая богу, пребывает долгий срок,
И ради веры не щадит отца и брата,
Земную жизнь считает суетой,
Не ищет благ земных и серебра, и злата,
Плоть усмиряя пищей скудной и простой.
-42-
Такой пророк всегда толпою принят
За нищету его, ведь ныне, как и встарь,
Любой, свою гордыню теша, не преминет,
Собой любуясь, дать убогому сухарь.
…И так, играя на людских пороках:
Гордыне, страхе, алчности и лени,
Ты станешь новоявленным пророком.
Перед тобою преклонит колени,
И слову повинуясь твоему, как «гласу свыше»,
Погрязшая в невежестве толпа
Пойдёт, куда направишь, и на миг не усомнившись,
Коль вздумаешь вести её – она слепа
От веры собственной как падающий камень,
Рукой безумца брошенный во тьму:
Направь толпу в бушующее пламя –
Пойдут, сгорят, но так и не поймут,
Что вера от огня не даст защиты,
Не укротит зверей и не раздвинет вод,
Не обогреет и голодных не насытит,
Но разум усыпит и в рабство приведёт…
-43-
…Скажи себе сегодня : « Я раб божий –
В смирении покорен и не властен над судьбой»,
Склонись, всех возлюби в душе… и что же...? –
Ты завтра станешь человеческим рабом...
И сам себе понавыдумываешь страхов
И божьих кар, что крепче всяческих оков,
Тебя удержат копошащимся во прахе...
Но это участь легковерных простаков,
Которые и есть основа человеческого стада –
Толпы, за пастырем своим бредущей вслед.
Для слабых духом вера в бога – радость и отрада,
Исток пустой надежды на спасение от бед.
-44-
Но ты пророк – пастух над пастырями и предтеча
Того, кто следом за тобой грядёт
И, власть приняв над стадом человечьим,
Империю к распаду поведёт.
Тебе останется лишь скромно удалиться,
Власть над толпою передав и отойдя от дел,
В тиши описывать свои деянья и молиться –
Таков предтечи истинный удел.
Теперь ступай и помни ежечасно
О том, что предстоит тебе свершить.
Поверь, что труд сей будет не напрасным,
А согрешить не бойся – только бог непогрешим».
-45-
Политикан Каифа даже здесь слукавил:
Пророк не может просто отойти от дел
Пока он жив – все это против правил –
Посмертное величие – вот истинный удел
Пророка, а его стезя земная
Трагически закончиться должна
В руках у палача – теперь мы это знаем:
Пророк, посеяв новой веры семена,
Погибнуть должен в муках, при народе,
На шаг не отступив от своего ученья –
Уйти из жизни презираемым, безродным,
Благословляя палача и пытки, и мученья.
Каленое железо, крест, петля иль дыба
Пусть увенчают бренной жизни путь,
Чтобы пророк из гонки жизни выбыл
Не без следа, и только в этом суть
И высший смысл его существованья
И гибели пред веселящейся толпой,
Чтоб через годы люди шли на покаянье
Пророка кровью окропленною тропой.
продолжение - ИСТОКИ МЕССИЯ
Свидетельство о публикации №117012409325