Голубь восхода. Когда я твой, а ты моя...
(поэтические философемы, реплики, эссе)
Голубь восхода:
Когда я твой, а ты моя… (Ю. Петров)
(Бытие и мы.
Исповедь заменить нечем.)
Primum vivere, deinde philosophari, -
Сначала жить, потом философствовать (лат.).
17-22.06.1976
Огонь мой может наобум
За все хвататься так, как ум.
И потому горит в звезде,
И больше, кажется, нигде.
Ведь для него – не для ума
Царит повсюду истин тьма.
И в операцию атак
Всю мощь вложить способен мрак!
Лишь одному огню уметь
Дано – поднять закатов медь.
И в родины притихшей брод
Запрятать голубя восход.
И в чистом гимне светлых лет
Не потерять потухший след,
Которым разума итог
Найдет огонь других дорог.
В душе - светло, в душе - темно,
Звезд карусель – мое окно.
И снова рядом лунный рог,
И не болит совсем ожог.
И вечереет не вполне,
Когда мы ласковы в огне.
Озарены ночей края,
Когда я - твой, а ты – моя.
Ворвался с горки чудных лет
Испуг любви в меня. Я – свет.
Пишу на языке зарниц,
Росой каштановых страниц.
Поймешь ли с кем я говорю,
За нежную шагнув зарю?
Туда, где радуга твоя,
Остановила журавля.
17.01.2017, 24.01.2017
Резюме: Дорогие читатели, гений Горация представляет эпоху углубляющегося имущественного неравенства живущих в римской империи людей. Рабовладельческая фармация находится на пике своей социальной экспрессивности: вещь побеждает человека, но он постепенно превращается в бунтовщика; человек начинает отрицать богатство как высшую самоцель. Главным достоянием цивилизации должен быть человек, а не его богатства. Свобода от вещей и будничного изобилия осознается и приобретает власть над носителями разума – постепенно.
Уточним - к чему же призывал своих современников Гораций? – читайте, пожалуйста, дорогие современники – римского мыслителя и поэта.
Гораций прав: «Ваше имущество в опасности, когда горит дом соседа».
Несколько слов о том, как жил Гораций в буднях. Философско-экономическая справка о Горации.
Квинт Гораций Флакк (лат. Quintus Horatius Flaccus), очень часто просто Гораций (8 декабря 65 год до н. э., г. Венузия — 27 ноября 8 год до н. э., Рим) — древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.
***
Рим – особая разновидность бытия с доминантой манер и привычек центрального города. В далекие от нас времена Рим был не только центром итальянского мира, он был планетарной сущностью, моделью несправедливости в отношениях между рабами и господами. Но тот Рим пробуждал в людях освободительную реакцию от индивидуальной ограниченности и деспотической государственности. Закон правил всеми сословиями. Рим вынашивал свое будущее как города всех времен и народов.
***
Цивилизационный формат Рима преодолел границы своего собственного времени, научая человека быть представителем рода хомосапиенс сапиенс.
***
Стало аксиомой утверждение, что все мы – путники жизни. Один из них великий Гораций, в размышлениях которого представлена его сложная и трагическая эпоха. Предоставим слово самому великому римлянину.
Он говорил:
«Блажен тот, кто вдали от суетных дел».
«Если у тебя все в порядке с желудком, грудью, ногами, никакие царские сокровища не смогут ничего прибавить».
«Если захочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки».
«Есть и такие ошибки, которые мы извиняем».
«Желание избежать ошибки вовлекает в другую».
«Бережливый не похож на скупого».
«Богатством не изменишь происхождения».
«Живи, помня, как коротка жизнь».
Постскриптум: Уважаемый современник! Позвольте уточнить некоторые моменты из феноменологии огня, или отношения людей с горящими и горячими объектами реальности. Мы – субъекты прометеевской цивилизации. Прометей (думающий прежде, гр.) - культурный герой – лицо историческое, но он и звездный мечтатель. Звезды, горевшие на небесах, помогли человеку стать творцом костра и помогли ему создавать огонь – средством деятельности и быта. Прометеевский человек - непобедим, поскольку им создается огонь знаний, прогресса, человеколюбия, творческой самореализации.
Спичка также нужна нам как домны и мартеновские печи, как двигатель внутреннего сгорания и лампочка, горящая над входом в дом или в доме.
Будучи «горящим» существом, человек – счастлив. К этому нас призывает поэтический гений:
Пока отвагою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь, взойдет она –
Заря пленительного счастья!
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут, и свобода
Нас примет радостно у входа,
И братья меч нам отдадут!
(Пушкин А. С. , 1799-1837).
Представленный выше пушкинский шедевр позволяет нам использовать жанр сообщения. Так кто же он – А. Пушкин?
Информационная справка:
Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), русский писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Был близок к декабристам. Дважды подвергался ссылке. Творчество Пушкина претерпело эволюцию от ранней лирики его поэтического ученичества и романтизма южных поэм («Кавказский пленник», 1820-1821, «Бахчисарайский фонтан», 1823, «Цыганы», 1823-1824, и др.) к реализму. Пушкин впервые поставил многие ведущие проблемы русской литературы ХIХ века: народ как движущая сила истории («Борис Годунов», 1825); отношения личности, понятой как социальный продукт среды и обстоятельств, и общества («Евгений Онегин», 1823-1831), личности и государства («Медный всадник», 1833); судьба «маленького человека» («Повести Белкина», 1830); власть денег над людскими душами («Пиковая дама», 1833) и др. В маленьких трагедиях («Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и др.), философской лирике 30-х годов обратился к коренным вопросам бытия: любви, творчеству, смерти. Поэзия Пушкина, сочетающая всечеловечность и национальный элемент, - величайший пример гармонически прекрасного искусства в русской и мировой литературах. Гуманизм, гражданственность, пафос истины, реализм, народность, историзм утверждены Пушкиным в качестве главных традиций русской литературы.
***
Известно, что феноменология огня обладает замечательной силой. Огонь и цивилизация: как мы думаем об огне и что говорим?
Б. Джонсон: «Обжегшийся ребенок боится огня».
Р. Котгрейв: «Кривые поленья горят ровным огнём».
***
В завершении всего позволим себе и такую ремарку. А Пушкин говорил:
Оспаривать глупца, шутить над дураком и спорить с женщиной – одно и то же.
От вех троих избавь нас, Боже!
Дорогие читатели! С благодарностью за внимание, ваш Юрий Петров,
доктор философских наук.
Свидетельство о публикации №117012405530