Голубь восхода. Когда я твой, а ты моя...

Глашатай               
(поэтические философемы, реплики, эссе)         
Голубь восхода:
Когда я твой, а ты моя… (Ю. Петров)               
(Бытие и мы.               
Исповедь заменить нечем.) 

                Primum vivere, deinde philosophari, -
                Сначала жить, потом философствовать (лат.).

17-22.06.1976

  Огонь мой может наобум
  За все хвататься так, как ум. 
  И потому горит в звезде,
  И больше, кажется, нигде.
  Ведь для него – не для ума
  Царит повсюду истин тьма.
  И в операцию атак
  Всю мощь вложить способен мрак!
               
  Лишь одному огню уметь 
  Дано – поднять закатов медь.
  И в родины притихшей брод
  Запрятать голубя восход.
  И в чистом гимне светлых лет
  Не потерять потухший след,
  Которым разума итог
  Найдет огонь других дорог.

  В душе - светло, в душе - темно,
  Звезд карусель – мое окно.
  И снова рядом лунный рог,
  И не болит совсем ожог.
  И вечереет не вполне,
  Когда мы ласковы в огне.
  Озарены ночей края,
  Когда я - твой, а ты – моя.

  Ворвался с горки чудных лет
  Испуг любви в меня. Я – свет.
  Пишу на языке зарниц,
  Росой каштановых страниц.
  Поймешь ли с кем я говорю,
  За нежную шагнув зарю?
  Туда, где радуга твоя,
  Остановила журавля.
                17.01.2017, 24.01.2017

Резюме:  Дорогие читатели,  гений Горация представляет эпоху углубляющегося имущественного неравенства живущих в римской империи людей. Рабовладельческая фармация находится на пике своей социальной экспрессивности: вещь побеждает человека, но он постепенно превращается в бунтовщика; человек начинает отрицать богатство как высшую самоцель.                Главным достоянием цивилизации должен быть человек, а не его богатства. Свобода от вещей и будничного изобилия осознается и приобретает власть  над носителями разума – постепенно.
              Уточним -  к чему же призывал своих современников Гораций? – читайте, пожалуйста, дорогие современники – римского мыслителя и поэта.
               Гораций прав:  «Ваше  имущество в опасности, когда горит дом соседа».
               Несколько слов о том, как жил Гораций в буднях. Философско-экономическая справка о Горации.
               Квинт Гораций Флакк (лат. Quintus Horatius Flaccus), очень часто просто Гораций (8 декабря 65 год  до н. э., г. Венузия — 27 ноября 8 год  до н. э., Рим) — древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходится на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.
                ***
               Рим – особая разновидность бытия с доминантой манер и привычек центрального города. В далекие от нас времена Рим был не только центром итальянского мира, он был планетарной сущностью, моделью несправедливости в отношениях между рабами и господами. Но тот Рим пробуждал в людях освободительную реакцию от индивидуальной ограниченности и деспотической государственности. Закон правил всеми сословиями. Рим вынашивал свое будущее как города всех времен и народов.
                ***
               Цивилизационный формат Рима преодолел границы своего собственного времени,  научая человека быть представителем рода хомосапиенс сапиенс.
                ***
               Стало аксиомой утверждение, что все мы – путники жизни. Один из них великий Гораций, в размышлениях которого представлена его сложная и трагическая эпоха. Предоставим слово самому великому римлянину.
               Он говорил: 
                «Блажен тот, кто вдали от суетных дел».
                «Если у тебя все в порядке с желудком, грудью, ногами, никакие царские сокровища не смогут ничего прибавить».
                «Если захочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки».
                «Есть и такие ошибки, которые мы извиняем».
                «Желание избежать ошибки вовлекает в другую».
                «Бережливый не похож на скупого».
                «Богатством не изменишь происхождения».
                «Живи, помня, как коротка жизнь».

 Постскриптум:  Уважаемый современник! Позвольте уточнить некоторые моменты из феноменологии огня, или отношения людей с горящими и горячими объектами реальности. Мы – субъекты прометеевской цивилизации. Прометей (думающий прежде, гр.) - культурный герой – лицо историческое, но он и звездный мечтатель.   Звезды, горевшие на небесах, помогли человеку стать творцом костра и помогли ему создавать  огонь – средством деятельности и быта. Прометеевский человек - непобедим, поскольку им создается огонь знаний, прогресса, человеколюбия, творческой самореализации.
               Спичка также нужна нам как домны и мартеновские печи, как двигатель внутреннего сгорания и лампочка, горящая над входом в дом или в доме.
               Будучи «горящим» существом, человек – счастлив. К этому нас призывает поэтический гений:
             
                Пока отвагою горим,
                Пока сердца для чести живы,
                Мой друг, отчизне посвятим
                Души прекрасные порывы!

                Товарищ, верь, взойдет она –
                Заря пленительного счастья!
                Россия вспрянет ото сна,
                И на обломках самовластья
                Напишут наши имена.

                Оковы тяжкие падут,
                Темницы рухнут, и свобода
                Нас примет радостно у входа,
                И братья меч нам отдадут!
               (Пушкин А. С. , 1799-1837).
            Представленный выше пушкинский шедевр позволяет нам использовать жанр сообщения. Так кто же он – А. Пушкин?
            Информационная справка:
            Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), русский писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Был близок к декабристам. Дважды подвергался ссылке. Творчество Пушкина претерпело эволюцию от ранней лирики его поэтического ученичества и романтизма  южных поэм («Кавказский пленник», 1820-1821, «Бахчисарайский фонтан», 1823, «Цыганы», 1823-1824, и др.) к реализму. Пушкин впервые поставил многие ведущие проблемы русской литературы ХIХ века: народ как движущая сила истории («Борис Годунов», 1825); отношения личности, понятой как социальный продукт среды и обстоятельств, и общества («Евгений Онегин», 1823-1831), личности и государства («Медный всадник», 1833); судьба «маленького человека» («Повести Белкина», 1830); власть денег над людскими душами («Пиковая дама», 1833) и др. В маленьких трагедиях («Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и др.), философской лирике 30-х годов обратился к коренным вопросам бытия: любви, творчеству, смерти. Поэзия Пушкина, сочетающая всечеловечность и национальный элемент, - величайший пример гармонически прекрасного искусства в русской и мировой литературах. Гуманизм, гражданственность,  пафос истины, реализм, народность, историзм утверждены Пушкиным в качестве главных традиций  русской литературы.
                ***
             Известно, что феноменология огня обладает замечательной силой. Огонь и цивилизация: как мы думаем об огне и что говорим?
          Б. Джонсон: «Обжегшийся ребенок боится  огня».
          Р. Котгрейв: «Кривые поленья горят ровным огнём».
                ***
              В завершении всего позволим себе и такую ремарку.  А Пушкин говорил:
             Оспаривать глупца, шутить над дураком и спорить с женщиной – одно и то же.
             От вех троих избавь нас, Боже!

         Дорогие читатели! С благодарностью за внимание, ваш Юрий Петров,
                доктор философских наук.


Рецензии