Первое, главное слово
Смотрите, слова:
пещера-печура, пепел, Перун
без тени сомнения ведут нас к утверждению, что "пе" обозначает пламя и является предтечей уже более сложной формы "пал-пыл-пол-пел-пл", бесспорно обозначающей огонь.
Если согласиться с тем, что имея в виду огонь наш древний предок произносил короткое "пе", то невольно напрашивается вопрос. Что же могло лечь в основу такого звукового обозначения?
Если вспомнить вспомогательную роль широко чередующихся гласных, легко допустить, что огонь обозначали вовсе не внятно произносимым "пЕ", а просто звуком, возникающим при размыкании губ на выдохе: "П!". Давайте проверять это ДОПУЩЕНИЕ, это неуверенное предположение.
Отдуваясь, русский человек пыхтит. О потоках горячего воздуха от огня мы говорим "жаром пышет". Землю на Руси пашут, а именно рас-пахивают, как распахивают дверь или окно, впуская свежий воздух. Мех зверя и перо птицы утепляется пухом, который удерживает воздух. Более того, процесс сбивания масла называется пах-таньем. Русским Духом пах-нет, русским Духом пах-нУло от этих пыхтящих и пыхающих форм речи. Мы воз-Дух-ом Дыш-им, помимо Дых-ания мы сильны Дух-ом, от огня поднимается Дым, но чередование согласных в нашей речи такое же законное явление, как и чередование гласных. И бесспорно, эта замена согласной должна иметь смысловое значение. Например, можно вспомнить, что со звука "Д" начинается Действие, Дело. Русский человек иДет и еДет, Двигает и Давит, Делит и Дробит. Дыхание - это признак жизни, признак Духа, признак Действия. Кроме того, понятия, обозначаемые словами на дых-дох-дух очевидно более молодые, чем понятие самого огня, доносимых запахов, пуха в добытой шкуре.
Почему же наши древние предки МОГЛИ обозначить огонь звуком выдоха через сомкнутые губы? А если изначально это не было звуковым обозначением? Вдруг, обучая молодых добывать огонь из трута или тлеющих углей, более опытный товарищ просто примером собственного действия показывал: дуй легонько, дуй сильнее! Речь мимики и жестов, не опираясь на звуковые обозначения все равно является речью, потому что служит обмену информацией и обозначает конкретные понятия, закрепленные в быту. Древний человек дул на угли, издавая легкий, едва уловимый звук "П!", но это не могло пройти мимо внимания собратьев, потому что от этого действия, а значит и от этого едва уловимого звука зависела жизнь всего п-лемени. Поэтому первые п-есни и п-ляски посвящены огню. Огню же посвящен и первый п-лач. Выражение крайнего отчаяния сопровождалось посыпанием головы остывшим п-еплом погибшего огня. Вокруг костра со-п-леменники сидели, соприкасаясь п-лечами.
Наидревнейшее божество, Перун нес жизнь, а потому, видать, и все боги поселились на небе.
Наша речь в который раз привела нас к истоку нашей истории и снова показала, что славяне - совершенно самостоятельная цивилизация, претерпевшая многие бедствия, но ценная оттого, быть может, еще более. А какая древняя цивилизация не претерпела бедствий? Что стало с величием Китая и Индии, с величием Эллады? Их историю спасло то, что силой их не крестили, их культуру не пытались стереть с лица Земли, не пытались унизить их древних предков, выставляя дикарями, живущими в земляных норах. Это спасло память об их былом величии, но не спасло их самих от чудовищного унижения и порабощения.
Наша речь - единственное, что у нас осталось правдивого и исконного, ведущего нас к истинному пониманию наших корней.
Ольга Снегова http://www.stihi.ru/2017/01/07/7230
Свидетельство о публикации №117012400516