Николай Дик Четвертый день полощет в луже...
декабрь вчерашние мечты,
но только дождь совсем не нужен
пейзажу зимней красоты.
Совсем не смотрятся бутоны,
как грусть в слезинках янтаря,
на сером вымокшем газоне
в декаде первой декабря.
Не пахнет новогодней елью
при плюс восьми,
да и зима
давно мечтает ожерельем
украсить грустные дома.
Причуды странные природы
в календари занесены -
то осень в сердце на полгода,
то лета нет, то нет весны." ( Николай Дик)
Отлично поэтически представлена ПРИРОДА нашего времени. Все подробные наблюдения Поэта о природе переданы очень красивыми короткими менафорическими сравнениями, которые, будучи переменчивыми, так изящны, что , создается впечатление, ЧТО ВСЕ ЭТО ТАК И НАДО!
Предлагаю начать ИММАНЕНТНЫЙ АНАЛИЗ с .последнего четверстишия!.
Дело в том, что именно фИНАЛ вводит локативную идею 3, которая, согласно, ТЕОРИИ о ТРОПАХ Хр. ТОДОРОВА, служит ХАРАКТЕРИСТИКОЙ Персонажа, -- в нашем случае имперсонального лирического "Я"! Вот как это выглядит:
" то осень в СЕРДЦЕ на полгода,
то лета нет, то нет весны." -
вот где расположена локативная идея 3! -- в СЕРДЦЕ Поэта! Все, что воспринимается им зависит от его духовного состояния -- Весны НЕТ-- МЕТОНИМИЯ с идеей притяжания = Сердце НЕ ИМЕЕТ в себе ВЕСНЫ=ЛЮБВИ!
С этой позиции=точки зрения и воспринимается ПОЭТОМ Природа в духе Отрицания с первой же строфы поэтичского текста:
"Четвертый день полощет в луже
декабрь вчерашние мечты,--
красивые первые две строфы, где внимание особенно привлекает двусмысленная, исключительно неожиданная метафора: " ПОЛОЩЕТ в ЛУЖЕ" , странное построение, особенно, если задать себе вопрос о Субъекте типа: КТО? , -- ДЕКАБРЬ!? Поэт анимирует последний зимний месяц, исполняющий действие человека: " ПОЛОЩЕТ"! Логично напрашивается вопрос типа: ЧТО? , -- " МЕЧТЫ".Так появляется метафора на базе совмещения слов, чьи означающие не могут быть поставлены рядом! Тем более, что " " --МЕЧТЫ ВЧЕРАШНИЕ"--- рождается имплицитный смысл типа:
Поэт имел мечты, началался дождь, который продолжается четвертый день...и МЕЧТЫ не могут сбыться, они оказались потопленными в луже декабрьским дождем. Присутствие числительного 4 имплицитно вводит идею о состоянии лирического "Я" типа :" казаться", =" вчерашние мечты кажутся остающимися где--то...
но только дождь совсем не нужен
пейзажу зимней красоты"
-- момент отрицания"ДОЖДЯ" ? или выражения досады
, переданной МЕТОНИМИЕЙ в отрицательной форме: типа --Зимний пейзаж ИМЕЛ
свою красоту,..размытую ДАЖДЕМ как и ВЧЕРАШИЕ МЕЧТЫ...Я больше НЕ ИМЕЮ НИ ВЧЕРАШНИХ МЕЧТАНИЙ, НИ ЗИМНЕЙ КРАСОТЫ...
Верно, что текст герметически затворен ,однако он построен так прозрачно, что его интерпретация может варировать.
Эксплицитное отрицание продолжается и дальше, во втором четверостишии где Читателю предлагается красивая метафора:
"Совсем не смотрятся бутоны --
Отрицание окружающей среды представлено в превосходной отрицательной степени:"совсем не"-- что инснуирует идею о сложном духовном состоянии лирического "Я" , остающегося имплицитным.
как грусть в слезинках янтаря" --
Именно в этой второй строфе эксплицируется внутреннее страдание в форме метафорического сравнения, где каждое слово реферирует к "конкретному"означающеему типа "делать": "грусть"=страдать; " в слезинках янтаря" = плакать крупными слезами
"На сером вымокшем газоне
в декабре первой декабря." --
Представить в форме "кричащего" цветового контраста: "слезинки ЯНТАРЯ" /" на СЕРОМ вымокшем газоне" "превращается" в поэтическом тексте в статичную. картину типа" казаться" . Термин " кадр"="картина" принадлежит проф. Ефимов Григорьевича Эткиду, а идея редукции " кадра--картины" к идее существования "быть" - "казаться" принадлежит доц. Христо Тодорову.
И так, думаю заняться анализом предпоследнего четверостишия.
"Не пахнет новогодней елью
при плюс восьми,
да и зима
давно мечтает ожерельем
украсить грустные дома".--
это интересное четверостишие , начинающиеся новым эксплицитным отрицанием, не выражает больше отчаянного состояния лирического "Я"! Это обыкновенная констатация , реферирующая к архифразе типа: это так.
Единственное, что подсказывает о " печали" , -- это два финальных слова:" грустные дома". И использованное тут множественное число исполняет двойную роль: обощающей МЕТОНИМИИ типа: дома имеют грусть=люди имеют свою грусть или короче: у каждого своя грусть!
Очень талантливой написано!
Литература
1.Е. Эткинда, Семинарий по французской стилистике, проза, Ленинград, 1964г.
2.Christo Todorov. La linguistique operative et la litterature francaise, FABER, 2003
Свидетельство о публикации №117012404067
Николай Дик 15.07.2017 18:56 Заявить о нарушении