Николай Дик Четвертый день полощет в луже...

"Четвертый день полощет в луже

декабрь вчерашние мечты,

но только дождь совсем не нужен

пейзажу зимней красоты.

 

Совсем не смотрятся бутоны,

как грусть в слезинках янтаря,

на сером вымокшем газоне

в декаде первой  декабря.

 

Не пахнет новогодней елью

при плюс восьми,

да и зима

давно мечтает ожерельем

украсить грустные дома.

 

Причуды странные природы

в календари занесены -

то осень в сердце на полгода,

то лета нет, то нет весны." ( Николай Дик)

 

Отлично поэтически представлена ПРИРОДА нашего времени. Все подробные наблюдения Поэта о природе переданы очень красивыми короткими менафорическими сравнениями, которые, будучи переменчивыми, так изящны, что , создается впечатление, ЧТО ВСЕ ЭТО ТАК И НАДО!

Предлагаю начать ИММАНЕНТНЫЙ  АНАЛИЗ с .последнего четверстишия!.

Дело в том, что именно фИНАЛ вводит локативную идею 3, которая, согласно,  ТЕОРИИ о ТРОПАХ Хр. ТОДОРОВА, служит ХАРАКТЕРИСТИКОЙ Персонажа,  -- в нашем случае имперсонального лирического "Я"! Вот как это выглядит:

 

" то осень в СЕРДЦЕ на полгода,

   то лета нет, то нет весны."  -

 

 вот где расположена локативная идея 3! -- в СЕРДЦЕ Поэта! Все, что воспринимается им зависит от его духовного состояния  -- Весны НЕТ-- МЕТОНИМИЯ с идеей притяжания = Сердце НЕ ИМЕЕТ в себе ВЕСНЫ=ЛЮБВИ!

С этой позиции=точки зрения и воспринимается ПОЭТОМ Природа в духе Отрицания с первой же строфы поэтичского текста:

 

"Четвертый день полощет в луже

  декабрь вчерашние мечты,--

 

красивые первые две строфы, где внимание особенно привлекает двусмысленная, исключительно неожиданная метафора: " ПОЛОЩЕТ в ЛУЖЕ" , странное построение, особенно, если задать себе вопрос о Субъекте типа: КТО? , -- ДЕКАБРЬ!? Поэт анимирует последний зимний месяц, исполняющий действие человека: " ПОЛОЩЕТ"! Логично напрашивается вопрос типа: ЧТО? , -- " МЕЧТЫ".Так появляется метафора на базе совмещения слов, чьи означающие не могут быть поставлены рядом! Тем более, что " " --МЕЧТЫ ВЧЕРАШНИЕ"--- рождается имплицитный смысл типа:

Поэт имел мечты, началался дождь, который продолжается  четвертый день...и МЕЧТЫ не могут сбыться, они оказались потопленными в луже декабрьским дождем.  Присутствие числительного 4 имплицитно вводит идею о состоянии лирического "Я" типа :" казаться", =" вчерашние мечты кажутся остающимися где--то...

 

  но только дождь совсем не нужен

  пейзажу зимней красоты"

 

-- момент отрицания"ДОЖДЯ" ? или выражения досады

, переданной МЕТОНИМИЕЙ в отрицательной форме: типа --Зимний пейзаж  ИМЕЛ

свою красоту,..размытую ДАЖДЕМ как  и ВЧЕРАШИЕ МЕЧТЫ...Я больше НЕ ИМЕЮ НИ ВЧЕРАШНИХ МЕЧТАНИЙ, НИ ЗИМНЕЙ КРАСОТЫ...

Верно, что текст герметически затворен ,однако он построен так прозрачно, что его интерпретация может варировать.

 

Эксплицитное отрицание продолжается и дальше, во втором четверостишии где Читателю предлагается красивая метафора:

 

"Совсем не смотрятся бутоны --

 

Отрицание  окружающей среды представлено в превосходной отрицательной степени:"совсем не"-- что инснуирует идею о сложном духовном состоянии лирического "Я" , остающегося имплицитным.

 

 как грусть в слезинках янтаря" --

 

Именно в этой второй строфе эксплицируется внутреннее страдание в форме метафорического сравнения, где каждое слово реферирует к "конкретному"означающеему типа "делать": "грусть"=страдать; " в слезинках янтаря" = плакать крупными слезами

 

"На сером вымокшем газоне

  в декабре первой декабря." --

 

Представить в форме "кричащего" цветового контраста: "слезинки ЯНТАРЯ" /" на СЕРОМ вымокшем газоне"  "превращается" в поэтическом тексте в статичную. картину типа" казаться" . Термин " кадр"="картина" принадлежит проф. Ефимов Григорьевича Эткиду, а идея редукции " кадра--картины" к идее существования "быть" - "казаться" принадлежит доц. Христо Тодорову.

 

И так, думаю заняться анализом предпоследнего четверостишия.

 

"Не пахнет новогодней елью

  при плюс восьми,

  да и зима

  давно мечтает ожерельем

  украсить грустные дома".--

 

 это интересное четверостишие , начинающиеся новым эксплицитным отрицанием, не выражает больше  отчаянного состояния лирического "Я"! Это обыкновенная констатация , реферирующая к архифразе типа: это так.

 Единственное, что подсказывает о " печали" , -- это два финальных слова:" грустные дома". И использованное тут множественное число исполняет двойную роль: обощающей МЕТОНИМИИ типа: дома имеют грусть=люди имеют свою грусть или короче: у каждого своя грусть!

 

Очень талантливой написано!

 

 

Литература

 

1.Е. Эткинда, Семинарий  по французской стилистике, проза, Ленинград, 1964г.

 

2.Christo Todorov. La linguistique operative et la litterature francaise, FABER, 2003

 

 


Рецензии
Дорогая Лориночка, спа-си-бо вам... за всё, всё, всё...

Николай Дик   15.07.2017 18:56     Заявить о нарушении