Мирча Элиаде, Миф о воссоединении, Часть2

Мирча Элиаде, «Миф о воссоединении»,Часть2, «Миф об Андрогине», 2 глава и далее.

Вторая часть - продолжение исследования автором  способов обретения целостности человеческим существом.

Тема андрогинности Божества была в трех мистических традициях Средиземноморья (ислам, христианство, иудаизм) всегда тщательно скрываемой и передавалась лишь посвященным. Для этого была создана сложная система символов, аллегорий и тайного языка, которому обучались новообращенные. Стремление к таинственности возникло не только под давлением внешних обстоятельств (боязнь обвинения в ереси, преследования) но и было заложено в самих истоках этих представлений. Источником их являлся греко-христианский гностицизм, который изначально был тайным и оккультным течением. В гностицизме сталкивались все направления восточной и греческой мысли и в ее темных текстах нашли свое воплощение самые древние идеи и обычаи. До наших дней тайное знание об андрогинности божественного сохранили для нас алхимические тексты.
Одним из главных символов алхимической традиции был REBIS – космический андрогин, изображенный в виде двухполого человеческого существа. Своим зарождением он обязан союзу между софической серой (Солнцем) и софической ртутью (Луной), при этом происходило образование философского камня, который тоже именовался REBIS. Таким соединением двух принципов – женского и мужского начала – достигалось чудо, парадокс, дававший доступ к всяческому сотворению. REBIS – герметический андрогин-  воплощал первоначальное, совершенное состояние, предшествующее индивидуализации вещей. Алхимик, получивший в своей лаборатории REBIS, сам испытывал его состояние совершенства.
Аскезы гностиков также имели своим смыслом устранить профанное человеческое состояние, что означает воплощение изначального состояния, невыраженного, свободного от любого качества. Только в таком состоянии неиндивидуализированной сущности человек мог приблизиться к Богу.
 Миф об андрогине наиболее четко выражен в начальном иудаизме, поскольку Адам замышлялся как андрогин. Эпизод рождения Евы из ребра Адама был поводом для бесконечных толкований в среде еврейских книжников. Практически все они сводились к утверждению о том, что Адам был двуполым существом, двойным существом, а рождение Евы было разделением изначально нерасчлененной сущности на две полярности.
Не только иудаизм, практически все религиозные традиции представляют изначального человека как андрогина.  Яма – первый человек в мифологии Индии имеет сестру-двойника Ями.  В германской мифологии первым человеком был Туисто – двухчастный. Австралийские аборигены представляют себе тотем, породивший первоначального человека (Куруну), в виде шара, не имеющего отчетливо выраженных частей тела. это удивительно коррелирует с представлениями Платона об изначальном «природном» человеке, как об андрогине шаровидной формы.
 В традициях и обычаях многих народов смысл изначальной андрогинности представлен в грубой и деградировавшей форме, но тем не менее является ритуальной практикой исключительной важности.  Во время этих действ, часто носящих оргаистический характер, люди пытаются проникнуть на некоторый уровень реальности, который оставался бы недоступным в условиях человеческой разобщенности полов.
Все обряды инициации первобытных обществ преследуют только одну эту цель – воплощение андрогинности. Даже мучительные хирургические операции, которыми подвергают новообращенных, проделываются с этой целью. Смысл этих манипуляций таков – нельзя стать мужчиной или женщиной не побывав перед этим в состоянии совершенного человека. Такие ритуалы являются попыткой человека приобщиться к абсолютной Реальности.
Все народы представляют себе божество как некую абсолютную Силу и Реальность. В божестве существуют все атрибуты. В нем сосуществуют бытие и небытие, добро и зло и т.п. Как бы не проявлялось божество – преимущественно в женском или преимущественно в мужском виде – в первую очередь оно является абсолютной Силой и последней Реальностью.  Такая реальность не может быть ограничена никакими атрибутами и сказанное подтверждают данные истории религий. Все далее перечисленные боги являются двуполыми – Гор, Нун, Ра, Пуруша, Локки, Один, Туисто, Дионис, Аттис, Зерван,  все божества, почитавшиеся под родовым именем Великой матери. Многочисленны примеры, когда порождающее божество зовется «отцом и матерью» и из его божественной субстанции без всякого вмешательства родятся миры, природа, человек. Во многих мифах повествуется о том, что бог породил сам себя – это простой и действенный способ сообщить, что божество самодостаточно.
Человек осознает совершенство божественного, его цельность и неразъединённость. А также он понимает свою качественную ограниченность   и расщепленность. Но обладая памятью о своем изначальном состоянии до грехопадения он обязан хотя бы на мгновение входить в него вновь и вновь. Другое дело, что священное, будучи совершенно отлично от профанного, не может переживаться человеком постоянно. В индийских текстах говорится, что если брахман вовремя не выходит из надчеловеческого состояния, обеспеченного ему жертвой, он умирает, сраженный священной силой, которую не может вынести его несчастная плоть. Но даже для того, чтобы на миг приблизиться к божеству, необходимо достичь состояния андрогинности, восполнить себя, стать Адамом-Евой начала времен.


Рецензии