О Псалмах 48, 50, 61, 62, 70, 88, 90

http://www.stihi.ru/2016/10/19/1867 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2017/01/21/9323 - Итоги Конкурса

Начало статьи важно прочитать здесь: http://www.stihi.ru/2017/01/22/8670

ПСАЛТИРЬ, Псалом 48:

"Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, - и простые и знатные, богатый, равно как бедный. Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего - знание. Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою: "для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?" Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим. В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их. Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила - жилище их. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня. Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его; хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе, но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света. Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают"

Этот псалом представляет "поэзию мудрости", посвящен извечной проблеме "процветания злых". Нечестивые благоденствуют: они исполнены гордыней и чувством уверенности, что благоденствие их вечно. Между тем, участь их подобна участи "животных",  чувство безопасности - ложно, тогда как надежда праведных исполнится. Псалмопевец призывает всех живущих во вселенной"внимать сему", он намерен поделиться "размышлениями сердца своего". Они основаны на духовном знании, и знание необходимо, чтобы постичь их; он и сам "впитывает" его, глубоко вдумываясь в премудрость прошлых времен запечатленную в притче. Для чего же мне… бояться их злых и беззаконных! - восклицает он. Тщетны самоуверенность их и гордыня, ибо никакой ценой "не искупить" человеку от смерти ни брата своего, ни самого себя. Смерть - удел всех живущих.И мудрые… и невежды одинаково умирают. Следовательно, жалкое и бессмысленное это занятие - всемерно заботиться о земном и пытаться увековечить имя свое, давая его своей земле Все равно ведь последним жилищем знатных и богатых станет могила, и в этом они уподобятся животным, которые погибают.. Безумие думать и чувствовать так, как думают и чувствуют "надеющиеся на силы свои", но безумие это из поколения в поколение поражает людей. Всех их Бог заключит в преисподнюю, где они, словно безгласные овцы, пребудут во власти смерти. В отличие от них, праведников ждет награда (они станут владычествовать над нечестивыми) на утро, т.е. сразу после смерти. Ясного представления о "жизни после смерти" здесь нет, но есть понимание того, что жизнь эта не будет одинаковой для нечестивцев и праведных: первых ожидает вечный мрак, шеола, существование вдали от Бога (они "никогда не увидят света";), вторых же - "принятие" Им. Есть ли в таком случае смысл завидовать и переживать (в русском тексте - "бояться"), когда человек, не на Бога полагающийся, богатеет, и слава дома его умножается. Ведь ни чего из того, что накопил, он не возьмет с собою в преисподнюю, где он присоединится к роду отцов своих, и слава его не пойдет туда за ним. Он лишь при жизни… ублажает душу свою, а люди, подобные ему, прославляют его за его неразумие.

На этот псалом написала поэтический перевод Ирина Ревякина.

Ирина Ревякина 

И будет Божий Суд для каждого создания.
Тогда услышат все, кто нищ или богат,
Уста пусть изрекут премудрость – сердца знание,
Пусть мысль пронзает ум. И затрублю в набат:

Есть день, тот лютый день, который очень страшен,
День Божьего Суда, где всем держать ответ,
Когда мои дела предстанут в тёмных красках,
И мук не избежать и спрятаться нет мест.

Послушайте все те, кто верит в злато, силу!
Они вас не спасут и грех не искупят,
Благочестивый брат окажется бессилен,
Ведь велика цена души в десятки крат.

Напрасные слова, что дом их будет вечен,
И род из рода в род прославлен навсегда,
И ни к чему вести хвальбы – пустые речи.
Безумен этот путь и для души - беда.

Не будет в чести тот, кто идолу в служенье
Избрал житейский путь и Бога позабыл,
Сменил Небесный Град на гроба поселенье,
Не слушал Божий глас и душу погубил.

Произнесёт слова раскаянья о прошлом,
Но времени уж нет, покаяться нельзя.
И ввергнет Судия в огонь и тьму, где тошно
От скрежета зубов и жаркого огня.

Я это говорю и верую всем сердцем,
Что Бог меня спасёт от адова огня,
Что будет вечной жизнь, избавит Он от смерти,
От власти преисподней, что примет Он меня.

Не бойся человек, коль есть богатство, слава.
С собою не возьмёт умерший ничего.
К погибели ведут беспечность и забавы.
Кто в Бога богател, тот в град придёт Его.
__________________________________

ПСАЛТИРЬ, Псалом 50:

" Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость Твою. Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов".

Псалом 50 является образцом покаянной молитвы. Царь Давид создал его под воздействием тяжких мыслей о совершенном им грехе прелюбодеяния и убийства .
Верующие видят утешение в том факте, что если Бог простил Давиду его тяжелый грех, то значит и они могут надеяться на прощение своих согрешений. Поэтичный язык особенно живо передает все напряжение решающего момента в псалме. Для Давида таким моментом было то, когда его грех предстал перед ним во всем его отталкивающем безобразии. Не будучи в состоянии ни "отвернуться" от него ни оправдаться в нем, царь от всего сердца покаялся. Главная мысль Псалма 50 сводится к тому, что и самый тяжелый грех может быть прощен человеку, который обратится к Богу с мольбой о прощении. Но для этого надо принести Богу "дух сокрушенный", уповая на Его сострадание и милость.

Уже первые три слова "Помилуй меня, Боже" звучат как законченная молитва; в них содержится признание того, что Давид не заслуживает прощения, и только по милости Божьей (по Его милосердию) оно может быть даровано. Из истории царя Давида мы знаем, он согрешал и падал также, как любой человек, но, обладая чуткой совестью и обостренным нравственным чувством, Давид всегда строго судил самого себя, страдая от осознания того, что своими согрешениями он прежде всего оскорбляет Бога Поэтому в нем была искренняя жажда очищения и омовения от греха. "Изгладь… многократно омой… очисти" - умоляет он. "Грех мой всегда предо мною" - говорит Давид. Давид образно говорит о своей изначальной нравственной несостоятельности как причине своих согрешений на протяжении жизни. Он говорит Господу: "Ты… внутрь меня явил мне мудрость" - т. е. довел до моего сознания соделанное мной. Покаявшись, царь просит Бога простить его. Снова звучат слова мольбы: "омой… изгладь". Трава иссоп, или точнее, сок этого растения, служила непременным компонентом в ритуале очищения от греха посредством крови . Давид молит Господа о нравственном просветлении, которое бы сделало его белее снега, и наполнило бы его радостью восстановления свои отношений с Богом. Давид просит Бога о внутреннем духовном обновлении, о новом сердце, молит, чтобы Господь не отверг его и не отнял от него Духа Своего Святого. Давид просит возвратить ему радость спасения Божьего, которую он может испытывать лишь через осознание, что Бог спас его (в значении "очистил", "простил"). Утверди меня в следовании путями, угодными Тебе, Духом Твоим Святым. Желания Давида "учить не знающих закона Божьего" и "возвещать Господу хвалу" не могут осуществиться прежде, чем Бог простит его, так что косвенно здесь тоже содержится просьба о прошении. "Научу беззаконных путям Твоим", стану обращать к Тебе нечестивых. Давид исполнен намерения возвещать людям, как благ Господь, в частности, по отношению к кающимся грешникам. Но прежде чем исполнить свое намерение он сам должен быть прощен. "Избавь меня от кровей" - подразумевается убийство Урии.  Давид сознает, что для примирения с Богом недостаточно простого принесения Ему на алтаре жертвенных животных Их бы он дал, как и прежде давал во множестве. Но жертва, наиболее угодная Богу - это смирение кающегося, его сокрушенный дух. С таким духом и приходит Давид к Богу.

На этот псалом написали свои поэтические переложения: Любовь Голейчук Коэн Белл, Владимир Гольдштейн, Ирина Вихарева,
 
Любовь Голейчук Коэн Белл 

Прости, мой Бог,  в великом милосердье
все беззаконья дерзкие мои,
Не оставляй души печальной скверне –
омой, очисти, грех мой умали!
Ведь от стыда мне самому не скрыться –
во зле не оправдаюсь никогда.
С Тобой смогу ль, Единый мой, судиться?!
Ведь прав Ты каждым словом, без суда!
Мой путь был беззаконен  изначально:
в родительском грехе зачат, рождён,
Душа в Тебе лишь правду различала,
и лишь с Тобой мне было хорошо.
Ты приоткрыл свет тайны сокровенной,
дал прикоснуться к мудрости седой,
Позволь от зла очиститься мгновенно –
иссопом окропи, омой водой.
Пусть снова стану я белее снега,
дай радости слабеющим костям,
Наполни слух мой трепетною негой, 
взор от  моих падений отведя.
Наполни новым сердцем – чистым, Правым,
мне грудь, опустошённую грехом,
И обнови мой дух в том свете Славы,
что Дух Святой пошлёт в сей мир лихой.
Не отстрани прекраснейшего лика,
верни мне шанс спасенья Твоего,
Возрадуюсь о Духе я Великом,
в нём утвердившись, избегу тревог. 
И научу тогда я нечестивцев
твоим путям, их обращу к тебе.
Не дай же крови, Боже мой, пролиться!
Уста открою в преданной хвальбе,
И мой язык возрадуется правде.
Принёс бы жертву, но не снизойдёшь
Ко всесожженьям, лишь смиренья ради
Ты не отвергнешь тех, кто с жертвой схож:
Дух сокрушённый - это жертва Богу!
Благослови смирившийся Сион,
Воздвигни к предназначенному сроку
Иерусалимских стен святой заслон.
Тогда Ты примешь благосклонно жертву,
не отведёшь от нас Твое лицо.
И возрадев об истине усердно,
на Твой алтарь возложим мы тельцов.

Владимир Гольдштейн

Помилуй мя, Великий Боже!
Я страшный грешник на Земле!
И недостоин я, быть может,
Стать даже искоркой в золе.

Очисти мя! Сотри былое!
Живу премудростью Твоей,
Я не один – с Тобой нас двое,
Спаси меня и отогрей!

Тебе Единому поведах
Всю жизнь беспутную мою…
Лишь ты один меня не предах,
Когда себя я предаю!

Созижди новые одежды
Для ран моих – душевных ран,
Я не могу быть тем, что прежде,
И мой сюртук давно уж рван…

Я во гресе рождён, о Боже,
И в нём провёл я сонмы лет,
Но верю я, что ты поможешь
Мне осознать прощенья свет.

Не отвергай меня, Великий,
От стоп твоих и от лица!
Ты мой единственный Владыка
Перед угрозою конца.

Избави от кровей мя, Боже,
От страшных мук избавь меня!
Пусть я достоин их, но всё же
Я верю в свет святого дня.

Позволь учить других Высотам,
Что от тебя стремятся к ним,
И вырви дух мой из болота
Одним лишь чаяньем Твоим!

И пусть уста мои навечно
Твое величье призовут,
Пускай откроются сердечно
И славу Господу поют!

Я сокрушенно и смиренно
Склоняюсь у священных ног,
И откликается мгновенно
Мне всепрощающий мой Бог.

Ирина Вихарева   

О, Боже! Тягостный мой грех!
Осознаю вину перед тобою,
Рождаясь в свет, я был плодом утех,
И в грех опять ушёл я с головою.

Я пред тобою - грешник и изгой
И во грехе и я в миру родился.
Прошу тебя, вину с души мне смой!
Дай силы мне, чтоб сердцем изменился!

В убийстве видел собственный успех,
Прелюбодейство - всяческих вне правил!
Избави, Боже, плотских мя утех!
Неужто ты совсем меня оставил?

Я всей душою каюсь пред тобой,
Повинный всем содеянным на свете,
Хочу с ТОБОЮ  обрести покой!
Твой образ предо мною - вечно светел.

По милости своей прости меня
И подари мне радость от прощенья!
В суде ты чист! - Не надобно огня
Для всесожженья или очищенья.

Не отними святого духа у души!
В смиренном покаянии прошу я!
Я плачу - пред ТОБОЮ согрешил!
В молитве упаду к ногам, целуя.

О, если б ты меня иссопом окропил
Чтобы очиститься и снова возродиться,
То душу б мою снова воскресил,
Я б твоего прощенья смог напиться!

В меня являясь мудростью своей
И откровением через уста пророка,
Я буду восхвалять среди людей
Тебя, до  окончания жизни срока.

Воскреснут жертвы правды и хвалы -
Хвалы ТЕБЕ за милость и прощенье,
Ведь я перед тобою - пыль золы.
В ТЕБЕ - надежда и моё спасенье!

__________________________________________________

ПСАЛТИРЬ, Псалом 61:

"Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более. Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся. Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут. Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя. Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь. В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге. Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище. Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога, и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его"

Угнетенный растущей против него оппозицией, Давид размышляет о Боге, на Которого упование его. Надежность этого упования он противопоставляет ненадежности упования на людей. Псалом может быть разделен на три станса по четыре стиха в каждом. Первые два начинаются с одной и той же фразы: "Только в Боге успокаивается душа моя", а третий - с фразы, содержащей некое утверждение обратного порядка, а именно, что полагаться на людей - пустое дело. От Бога приходит успокоенность и в самых тягостных обстоятельствах, размышляет псалмопевец, от Него приходит спасение Мысль о том, что никто и ничто не в состоянии "обесславить" Божию помощь, передана через часто встречающееся сравнение Бога с "твердыней" (или скалой), с надежным убежищем. Давид сознает, что у него нет оснований сомневаться в этом: не поколеблюсь более. Далее  речь о тех, которые задумали свергнуть Давида с высоты не только престола его, но и авторитета, каким он пользуется в народе, для чего они, противники его, распускают о нем лживые слухи и клеветы; в глаза они лицемерно славословят его, а в сердце своем ненавидят. Доколе вы будете налегать на человека, т.е. нападать на меня и плести против меня козни? - восклицает Давид. Задуманное вами так же ненадежно, как наклонившаяся стена, или как шатающаяся ограда. Вы будете низринуты Богом. Надейтесь на Бога во всякое время Он - твердыня и убежище, что в Нем - спасение, и что во всем этом не приходится сомневаться.. Он призывает народ надеяться на Бога во всякое время, не забывая, что только Он - прибежище в несчастии, и молиться Ему искренне, от сердца .  Бог каждому воздает по делам его.  Под "сынами человеческими" понимаются простолюдины, а под "сынами мужей" - люди знатного происхождения. Но те и другие - суетны и лживы, на чаше весов они не перетянут друг друга, ибо и вместе они легче пустоты.  Можно ли полагаться на них в деле избавления из бедственных обстоятельств? Предостережение против суетных же (пустых) упований на богатство, к тому же нечестно нажитое. Глупо полагаться на него как на некую опору и тщеславиться им. Даже когда оно умножается. не следует отдавать ему сердце.  Ибо всерьез полагаться можно только на Бога. Две вещи однажды сказал Бог, и я слышал их: что сила у Господа, и что милость у Него. И поэтому, заключает псалмопевец, Ты… Господи… воздаешь каждому по делам его.

На этот псалом написала свое переложение Ирина Саяпина 2.

Ирина Саяпина 2 
 
Лишь Богу повинуется душа.
Лишь в нем одном заветная награда.
Зачем же, вы, неправдою греша,
Хулите и возводите преграды?

Подобно наклонившейся стене,
Подобно пошатнувшейся ограде,
Неверующий в благодать, тебе,
На зыбкой почве не построить града.

Что принесешь, ты??? Веру и любовь,
Богатств земных, не перевесит чаша.
Я повторял... и повторяю вновь -
Лишь, Бог, надежда и опора наша.

"Пусть каждому воздастся по делам" -
Так Бог сказал.  Я повторяю дважды:
"На Бога уповайте - Аз воздам!"
Он тот, пред кем предстанете однажды.
________________________________________-

ПСАЛТИРЬ, Псалом 62:
 
"Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня. А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли; сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам. Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду".

Псалом написан в пустыне,  когда царь был отлучен от Иерусалима, скинии и ковчега.  . Душа псалмопевца, жаждавшая и в бедственной ситуации поклонения Богу, находила удовлетворение в восхвалении милости Его. В процессе этого благодарственного славословия Давид обретает уверенность в том, что противникам его не удастся осуществить их намерений. Образ пустой… и безводной земли, где человеку естественно жаждать физически, по аналогии пробуждает в Давиде ощущение духовной жажды - жажды по Боге, от "жилища" Которого он отлучен. Это глубокое чувство овладевает им, едва он открывает глаза, в час ранней зари. Прекрасный в искренности своей, этот стих побуждал многих верующих читать Пс. 62 по утрам. Давид вспоминает, как постоянно лицезрел в святилище ковчег завета - символ силы и славы Господних; он мечтает о возвращении этого времени. Царь всем своим существом ощущает, что нет ничего, что могло бы сравниться с милостью Божией; для него она лучше, нежели жизнь. "Тук и елей" символизируют не жертвоприношения, а лучшую пищу, которой мог бы насытиться человек. Довольство своей души, радостно восхваляющей Господа, Давид уподобляет такому "насыщению". Он размышляет о Нем непрестанно, включая и ночные часы ибо в Боге, Который поддерживает его "правой рукою Своею", он находит помощь и - в тени крыл Его - покой и радость. Давид обращается мыслями к нынешней своей ситуации. Он полон радостного предчувствия, что ищущие погибели душе его  не только не достигнут желаемого, но сами погибнут (души их сойдут в преисподнюю земли), а тела не будут удостоены погребения, но достанутся… в добычу шакалам. Давид же возвеселится о Боге; и всякий клянущийся царем, т. е. хранящий ему верность, восхвален будет, по уничтожении врагов царя, замолкнут и уста клеветников.

На этот псалом написала свое переложение Оксана Осипова 2.

Оксана Осипова 2

Мой Боже, я к Тебе стремлюсь с рассвета,
Тебя возжаждала, Мой Бог, душа моя!
Сколь раз я рвался плотью с края света,
В безводной пустоши к Тебе взывал, моля!

Я так хочу в святилище явиться,
Чтоб видеть силу, славу знать Твою,
Мне лучше жизни милости частица,
Мои уста хвалу Тебе поют!

Благословен будь Ты в делах и в жизни,
В Твоё я имя руки вознесу!
Да полнится елеем, туком жирным
Душа моя, хвала летит из уст!

Я утром вспоминал тебя в постели,
Я размышлял, учился у Тебя,
Ведь Ты - помощник в каждом дне и деле,
Под кровом крыл твоих возрадуюсь, любя!

Моя душа к твоей прильнула птицей,
Враги напрасно  поиски вели,
Они падут, поддержишь Ты десницей,
Сойдут все в преисподнюю земли.

Ты их предашь мечу без сожаленья,
Добычей станут, кормом для лисиц,
Царь же возрадуется Богу в песнопенье,
Ибо уста лжецы замкнули, пали ниц.

___________________________________________

ПСАЛТИРЬ, Псалом 70:

 "На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек. По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне и спаси меня. Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя - Ты. Боже мой! избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя, ибо Ты - надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей. На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет. Для многих я был как бы дивом, но Ты твердая моя надежда. Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, всякий день великолепие Твое. Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня, ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря: "Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего". Боже! не удаляйся от меня; Боже мой! поспеши на помощь мне. Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей, да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла! А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе. Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа. Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою - единственно Твою. Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего. Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе? Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня. Ты возвышал меня и утешал меня, и из бездн земли выводил меня. И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев! Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил; и язык мой всякий день будет возвещать правду Твою, ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла".

Псалом пронизан горячим выражением веры, основанной на опыте предыдущей жизни; в окружении врагов, умышляющих против него, псалмопевец, который не забывает о том, сколь часто Бог избавлял его из бедственных обстоятельств, "предвидит", что чудесный ответ на его молитву последует и теперь. Псалмопевец просит не дать ему разочароваться в Нем "По правде Твоей"  значит "в праведности Твоей". Ты заповедал спасти меня - иначе говоря: "это было Твоим решением сохранить меня" . Господь - надежда псалмопевца от юных дней его."Для многих я был как бы дивом" следует понимать в значении "многие дивились силе веры моей". Псалмопевец просит дать ему способность и желание всякий день воспевать великолепие Господа. Мольба к Всевышнему, чтобы Он не отверг псалмопевца в старости его, когда… сила его будет все более оскудевать: да не оправдаются надежды врагов его, будто Бог оставил его. Готовность надеяться на Господа всегда и всякий день хвалить Его за бесчисленные благодеяния Его. "Правда" здесь  понимается в значении праведности. Под "силами Бога", о которых намерен размышлять, псалмопевец, подразумеваются неоднократные явления сверхъестественной помощи ему. Правда высока, простирается до самых высоких небес (до превыспренних). Никто не способен совершить такие же великие дела, какие совершены Им. Боже, кто подобен Тебе? - этот риторический вопрос, в разных вариантах, многократно повторяется в Псалтири и в других книгах Ветхого Завета. Псалмопевец говорит о своем духовном опыте.  Господь попускал "многим лютым бедам" постигать его, но опять и опять избавлял его от них; словно выводя его каждый раз из бездн земли, Он утешал его и возвышал. В надежде, переходящей в уверенность, что так будет и теперь славить Господа на псалтири и воспевать Его на гуслях.

На этот псалом написала свои стихи Наталья Потапенкова.

Наталья Потапенкова 

C юных лет на Тебя уповаю -
Ты надежда моя на века.
Ты мне - крепость, твердыня, опора
И спасенье от гнёта греха!
Не оставь меня, Боже, всесильный!
Не отвергни на старости лет...
Постыдятся враги все и сгинут -
Ведь с тобой рядом места им нет!
Уповая, Тебя восхваляю,
Чудеса Твои все воспою.
И душа моя светится счастьем -
Оживил Ты вновь душу мою!
____________________________________

ПСАЛТИРЬ, Псалом 88:

"Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими. Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: "Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой". И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу? Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его. Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя. Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их. Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих. Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал. Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются. Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя! Правосудие и правота - основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим. Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи, о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся, ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш. От Господа - щит наш, и от Святаго Израилева - царь наш. Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: "Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его. Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его. И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его. И положу на море руку его, и на реки - десницу его. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его, и престол его - как дни неба. Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их; милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих. Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах". Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его; разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его. Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих. Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его; Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани; отнял у него блеск и престол его поверг на землю; сократил дни юности его и покрыл его стыдом. Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь? Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею. Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов; как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего. Благословен Господь вовек! Аминь, аминь".

Этот царский псалом является молитвой о том, чтобы Бог продолжал соблюдать завет, который Он заключил с царем Давидом . Авторство приписывается Ефаму (мудрецу из числа левитов; он был начальником одного из хоров еще при Давиде. Несколько военных поражений могли послужить написанию этого псалма, в частности, нападение на Иудею и Иерусалим египетского фараона Сусакима, которое имело место в начале царствования Ровоама. внука Давидова (Ефам Езрахит мог дожить до этого события и отразить его в написанном им псалме). Охваченный смятением при мысли о поражении помазанника из дома Давидова и несчастьях, которые обрушились на Божий народ, псалмопевец молит Господа вспомнить о некогда данной Им клятве и положить конец бедствию. Перечисляя обетования, изложенные в Давидовом завете и тс свойства Божества, на которых они зиждутся, псалмопевец, очевидно, желал "ускорить" ответную реакцию Господа. Псалом 88 является таким образом размышлением о кажущемся "противоречии" между обещаниями, данными любящим, верным Богом много лет назад, и катастрофой, разразившейся теперь. "Семя", неоднократно упоминаемое в ссылках на Давидов завет, есть Мессия: это Ему предстоит воссесть на троне Давида, чтобы править Израилем. Принятое буквально, это положение свидетельствует в пользу того, что Иисус Христос не в настоящее время, в небесах, сидит на троне Давида, но займет его на земле.

На этот псалом написала свои стихи Ольга Головенкина 2   

Ольга Головенкина 2   

Дело рук Твоих, Боже, прославлю во век,
чтобы милость Твою знал любой человек.
Ты создал эти горы, леса и поля,
в благодати Твоей расцветает земля,
это небо и море, и север, и юг -
все, что знаю, что вижу, Господь мой, вокруг
Ты Давида избрал и помазал его
быть царем на земле и владыкой всего.
Говорил Ты, что будешь помощник ему
и врагов победишь, дав им горя суму
Упредил Ты потомков его - много лет
чтобы свято хранили великий Завет,
что пребудет вовеки Давидов престол,
не коснётся его ни едино из зол.
Отчего же сегодня, во гневе Своем
Ты Давида отдал в поругание всем,
всё обрушив на землю - престол и венец,
на Давида-раба прогневился в конец.
Разграбляет его всяк, кто мимо идёт
и под гнётом язычников плачет народ.
Ты поклялся ему крепость дать меж людьми.
Вспомни всё и раба своего подними!
Кто подобен Тебе?! Ты не идол, Ты - Бог!
Расхищают Давида и он изнемог.
На врагов пусть разжжется Твой праведный гнев
и воспрянет Давид, в битве будет, как лев.
Будь же славен вовек наш бессмертный Творец.
Смертны мы. Смертны мы, ждет любого конец,
но во веки веков не умолкнет хвала.
Бог-Господь воздаёт людям всем за дела.
_______________________________________

ПСАЛТИРЬ, Псалом 90:

"Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".

Псалом - поэтическое свидетельство о том, что Бог является залогом безопасности, помощи и утешения для каждого, кто на Него надеется. Автор псалма неизвестен. "Живущий под кровом Всевышнего" Кров - это шатер, место безопасности и отдыха для путешественника. Здесь образно выражена мысль о том, что надеющийся на Всевышнего находит в Нем защиту и покой ("сень" - это тень).  Аллегорическое описание целого ряда бедствий, избавление от которых посылается Господом. "Сеть ловца" подразумевает собой неожиданную опасность или беду, подстроенную хитрым, коварным врагом; "гибельная язва" - это болезнь, грозящая смертью. Образ птицы, хранящей под своими крыльями птенцов. В исповедании Божьей истины человек находит защиту ("ограда виноградника" - образ защиты). Далее - образы опасности, грозящей как втайне так и явно ("ужасы в ночи" и "стрела, летящая днем"). "Язва, ходящая во мраке"  по смыслу синонимична "ужасам в ночи". Под "заразой, опустошающей в полдень" некоторые склонны понимать действие губительного южного ветра в пустыне. Поэтическая гипербола: там, где тысяча и десять тысяч пали бы от того или иного бедствия, уповающий на Всевышнего был бы сохранен Им. Обещание безопасности праведнику и его дому. Нельзя не заметить изменение речи автора от стиха к стиху: сначала он говорит о праведнике в 3-ем лице, затем -  от его имени, а позже автор обращается к нему сперва  от своего имени, а затем от имени Господа. Всевышний прибегает к Своим служителям Ангелам, повелевая им охранять праведника на всех его путях. Там, где его ждет "преткновение", опасность, Ангелам "заповедано" как бы переносить его на руках. "Аспидом" и "василиском" названы разные виды ядовитых змей. Предполагают, что под "василиском" подразумевалась кобра, а под "драконом" удав. Все это образы зла, бед и болезней, защиту от которых пошлет Бог тому, кто на Него надеется. Кто познал имя Божье и возлюбил своего Создателя, того Бог услышит, когда он воззовет к Нему. Фраза "с ним Я в скорби" свидетельствует о том, что полного "ограждения от скорбей" праведнику все-таки не обещается. Но ему обещается поддержка в горе, и мир душевный среди несчастий. Долготою земных дней "насытит" праведника Господь, обещающий "прославить" его.

На этот псалом написали свои стихи: Владимир Гольдштейн, Любовь Голейчук Коэн Белл, Алексей Тимаков, Дмитрий Зотов 07, Наталия Гранковская и Алла Шарапова.

Владимир Гольдштейн   

Покоится под сению Всевышнего
Любой, кто с вечным Богом обручён,
Будь просто рядом с ним – не надо лишнего,
И от напастей всех избавит Он.

От сети ловче и от язвы гибельной
Укроет защищающий покров,
Спасёт от стерегущей тебя гибели,
С высот подарит столь желанный кров.

Не убоишься ужасов сжигающих,
Стрелы и язвы – как и прочих бед,
Увидишь ты, как сонмы нападающих
Падут, и ты пройдешь стезей побед!

Всевышнего избрав своим прибежищем,
Ты победил тем самым мира зло.
Господь – вот твое главное убежище,
Господь – всегда, когда так тяжело.

С тобой пребудут Ангелы-хранители –
Чтоб уберечь тебя и понести,
И лев с драконом – только их и видели! –
Исчезнут с твоего навек пути.

Ты возлюбил Его, и воздаяние
К тебе придет с неведомых высот,
А вместе с ним – твоих заслуг признание,
И величайшей вечности почет.

К тебе придет с Небес Его спасение
И долгота прекрасных самых дней,
А вслед придет святое воскресение
Твоей души – ведь Бог пребудет с ней!

Любовь Голейчук Коэн Белл 
 
Живущий помощью Всевышнего
       Под кровом святости укроется
                И скажет Господу: «Прибежище,
       К Тебе душа с надеждой молится,
                Заступник мой, меня лелеющий,
Я уповаю, скрой от лишнего:
И от сетей, ловцом расставленных,
          И от вестей, тревогой полнящих».
                Бог спрячет за плечами сильными,
          Отраду сердцу он пошлёт ещё,
                Сокроет под святыми крыльями,
Наделит мудростью прославленной.
Не убоишься  с тем орудием
          Днём – стрел летящих, ночью – ужасов
                И избежишь любой опасности,
          Блуждающей во тьме остуженной,
                Недосягаем вражьей ярости,
Несчастьям, демонам полуденным.
Падёт с тобою рядом тысяча,
          И десять тысяч справа свалятся,
                К тебе же даже не приблизятся.
          Очами взглянешь – и воздастся им
                Всё по грехам и справедливости.
Надеюсь на твоё  величие,
Ведь ты, Господь, избрал Всеславного
          Твоей надеждой и прибежищем.
                К тебе плохое не подступится,
          Беда бичом не тронет режущим
                Шатров твоих, и из распутицы
Хранитель выведет сохранного.
Несомый на руках, возвысишься
          И не оступишься о камень ты.
                На василиска и на аспида
          Наступишь смело в гневе пламенном
                И льва попрёшь стопою праведной,
Конец драконьим дням прибизивши.
И скажет Бог: «Искал он истины,
          Познал Меня, жил в уповании
                Лишь на Меня, его прославлю Я,
          Коль скорбь - приду на помощь раннюю.
                И будут дни его утроены,
Моё спасенье  им увидено».

Алексей Тимаков

Кто жаждет жить при помощи Господней,
                пусть в храм войдёт — жилище Пресвятого,
И там заслон от мрака преисподней
                найдёт в молитве истово-сурово.
Он скажет: “Отче, к Твоему покрову,
                к Твоей защите прибегаю кротко.
Ты — Бог богов, и щит Твой мне дарован:
                надежда на Тебя — моя находка!”.

Господь тебя избавит от засады,
                от стрел и пуль, летящих днём и ночью,
И сохранит от пристального взгляда
                бесовских свор, таящихся заочно.
Вооружённый Истиной и Правдой
                ты тьму врагов положишь на погосте,
И легионы, устрашась преграды,
                не подойдут к руке, крушащей кости.

“Как только взглядом ты окинешь землю,
                увидишь, как Я взыскиваю с грешных,
Но, коль надеешься на Бога, внемлю
                и огражу тебя от бед кромешных:
Зло не проникнет, рана не коснётся
                того, кто сердцем славит имя Бога,
Возглавит полк охраны Ангел-Лоцман:
                под сенью крыл его — твоя дорога.
Ты одолеешь тигра и дракона
                и кобру в прах сотрёшь своей стопою.
И, уповая на слова Закона,
                ты позовёшь, и ты спасёшься Мною!”.

Дмитрий Зотов 07

На Бога уповающий живет
Как в крепости, в небесном доме Отчем.
Избавленный Творцом от сети ловчей,
От слов, мятежным мыслям давших ход.

Он защитит тебя своим крылом
От страха, что в ночи разлит обильно.
От стрел дневных. От встреч, пугавших сильно,
Внезапностью. От злого духа днем.

И тысяча врагов тогда падет,
И десять тысяч возле длани правой.
К тебе не прикоснется меч кровавый.
Узришь как Бог греховным воздает.

- Господь лишь упование мое, -
Ты так сказал однажды – так и будет.
И зло к тебе дорогу позабудет,
Не уязвив селение твое.

Тебе помогут ангелы с небес
Не впасть во грех в земных путях неблизких,
Чтоб аспида поправ и василиска,
Остался цел. И ужас твой исчез

Когда дракона встретишь или льва.
Я дам ему защиту и подмогу   Кому? Льву?
За то, что одному служил он Богу,
За то, что на Меня лишь уповал.

Его молитва – слышу Я её.
От бед земных и горестей избавлю.
Дней долготой насыщу и прославлю,
Явив ему спасение Мое.

Наталия Гранковская

Живущий под покровом Бога –
Под сенью радости святой…
Ведёт тебя к Творцу дорога
Его нетленною рукой.

И от сетей крылами света,
И от погибели спасёт.
Не убоишься до рассвета ?????
От страха, что в ночи грядёт…

И Ангел Светлый не оставит,
Беда жилище обойдёт…
Того, кто сердцем Бога славит,
Всевышний - крепость и оплот!

И на полях духовной брани
Падут, повержены в борьбе,
Иные воины, но дланью
Господь, заботясь о тебе

Пусть вознесёт тебя высоко!
Испепелит печали гнёт.
И не коснётся рок жестокий
Того, кто Бога воспоёт:

- Спасу того, кто знает Имя,
И зов ко Мне направит свой!
Тому дарую Я земные
БлагА, и радость и покой.

И от скорбей его избавлю,
И отведу врага копьё…
И долготою дней прославлю,
Явив спасение Моё!

Алла Шарапова

Не будет взятый к Господу под кров
Ни сетью уловлён, ни словом ранен,
Под сенью крыльев скрыт он от врагов,
От ужасов ночей и дней сохранен.

И скажет Бог: «Падут во дни войны
Тьмы воинов, убитые мечами,
Тебя же обойдут - со стороны
Паденье грешных узришь ты очами».

И ангелов Бог вышлет на тропу,
И понесут тебя, даль сделав близкой.
Он льва тебе положит под стопу,
Топчи и аспида, и василиска.

И скажет Бог: «Ты в скорби – Я изму,
Благословенье сыну Mоему».
____________________________________________

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2017/01/24/9262


Рецензии
Чем больше читаю, тем отчётливее понимаю насколько сложным было задание.
Хочется отметить великолепные, на мой взгляд, переложения и подсказать некоторые мелкие недочёты.

Любовь Голейчук Коэн Белл

Прости, мой Бог, в великом милосердье
все беззаконья дерзкие мои,
Не оставляй души печальной скверне –
омой, очисти, грех мой умали!
Ведь от стыда мне самому не скрыться –
во зле не оправдаюсь никогда.
С Тобой смогу ль, Единый мой, судиться?!
Ведь прав Ты каждым словом, без суда!

/про "суд", мне кажется, перебор. Если бы был "спор" или "несогласие" было бы правильнее./

Мой путь был беззаконен изначально:
в родительском грехе зачат, рождён,
Душа в Тебе лишь правду различала,
и лишь с Тобой мне было хорошо.
Ты приоткрыл свет тайны сокровенной,
дал прикоснуться к мудрости седой,
Позволь от зла очиститься мгновенно – /"мгновенно"-выглядит,как заплатка/
иссопом окропи, омой водой.
Пусть снова стану я белее снега,
дай радости слабеющим костям,
Наполни слух мой трепетною негой,
взор от моих падений отведя.
Наполни новым сердцем – чистым, Правым,

/"наполни сердцем"- по сути звучит неправильно: сердце не жидкость/

мне грудь, опустошённую грехом,
И обнови мой дух в том свете Славы,
что Дух Святой пошлёт в сей мир лихой.
Не отстрани прекраснейшего лика,
верни мне шанс спасенья Твоего,
Возрадуюсь о Духе я Великом,
в нём утвердившись, избегу тревог.
И научу тогда я нечестивцев
твоим путям, их обращу к тебе.
Не дай же крови, Боже мой, пролиться!
Уста открою в преданной хвальбе,
И мой язык возрадуется правде.
Принёс бы жертву, но не снизойдёшь
Ко всесожженьям, лишь смиренья ради
Ты не отвергнешь тех, кто с жертвой схож:
Дух сокрушённый - это жертва Богу!
Благослови смирившийся Сион,
Воздвигни к предназначенному сроку
Иерусалимских стен святой заслон.
Тогда Ты примешь благосклонно жертву,
не отведёшь от нас Твое лицо.
И возрадев об истине усердно,
на Твой алтарь возложим мы тельцов.

Глубоко понята и подробно изложена суть псалма. Очень понравилось.
---
Живущий помощью Всевышнего
Под кровом святости укроется
И скажет Господу: «Прибежище,
К Тебе душа с надеждой молится,/странное обращение к Богу - "Прибежище"/
Заступник мой, меня лелеющий,
Я уповаю, скрой от лишнего:
И от сетей, ловцом расставленных,
И от вестей, тревогой полнящих».
Бог спрячет за плечами сильными,
Отраду сердцу он пошлёт ещё,

/неправильный порядок слов, создаёт впечатление ритмической заплатки-"ещё"/

Сокроет под святыми крыльями,
Наделит мудростью прославленной.
Не убоишься с тем орудием
Днём – стрел летящих, ночью – ужасов
И избежишь любой опасности,
Блуждающей во тьме остуженной,
Недосягаем вражьей ярости,
Несчастьям, демонам полуденным.
Падёт с тобою рядом тысяча,
И десять тысяч справа свалятся,
К тебе же даже не приблизятся.
Очами взглянешь – и воздастся им
Всё по грехам и справедливости.
Надеюсь на твоё величие,
Ведь ты, Господь, избрал Всеславного
Твоей надеждой и прибежищем.
К тебе плохое не подступится,
Беда бичом не тронет режущим
Шатров твоих, и из распутицы
Хранитель выведет сохранного.
Несомый на руках, возвысишься
И не оступишься о камень ты.
На василиска и на аспида
Наступишь смело в гневе пламенном
И льва попрёшь стопою праведной,
Конец драконьим дням прибизивши.
И скажет Бог: «Искал он истины,
Познал Меня, жил в уповании
Лишь на Меня, его прославлю Я,
Коль скорбь - приду на помощь раннюю.
И будут дни его утроены,
Моё спасенье им увидено».

Автору мои восхищения. Очень качественная работа.
---

Владимир Курков   24.01.2017 10:49     Заявить о нарушении