Как дорог мне божественный сонет

(В е н о к   С о н е т о в)
                Филиппу
                «Суровый Дант не презирал сонета;
                В нём жар любви Петрарка изливал…»
                Александр Пушкин.
               
ВСТУПЛЕНИЕ К ВЕНКУ СОНЕТОВ

Я до сих пор писал неправильный сонет:
Петрарка подсказал и Данте Алигьере.
Сложили свой сонет из песен и поверий;
и этих двух сверх - Звёзд ко мне доходит свет               
     Сонет имеет вкус, сонет имеет цвет.
     Был Август Шлегель прав, и я ему поверил.
     В сонете что-то есть, чуть-чуть, от суеверий.               
     И в совершенстве прост был Брюсова сонет. 
Совсем терцетов нет в сонете у Шекспира.
Изящен Бунина, как бы кинжальный, слог.
Не то, чтобы себе я сотворил кумира,
нет, с рифмой той двойной я б совладать не смог.
Однако же, начну! Со мной останься, Лира!
Сто девяносто шесть придумать нужно строк.

       1. О СТИХАХ               
Как глубину сонета мне постичь?
Из букв - слова. Слова ложатся в строки.
И, кажется, что выжаты все соки;
но музыки я не могу достичь
         Как? не дано мне этого  постичь,
         перетекают наши мысли в строки?
         И есть ли для стихов какие сроки?
         

        И зазвучит ли стих, как в церкви причт?
Вы - боль моя, блаженство и обуза -
мои стихи - кораллами на рифе.
Анакруза на них осядет грузом,
метр и фонемы не сольются в ритме.
Я как по льду скольжу, споткнувшись юзом.
Всего - то дел: вплести четыре рифмы.
 
2. ОЩУЩЕНИЯ
Всего - то дел: вплести четыре рифмы,
чтоб стих не рассыпался на дрова;               
чтобы услышать, как растёт трава;
как стонет кижуч, гибнущий на рифе.
         Кленовый лист на снег ложится тихо:
         зима пришла ещё до Покрова,
         И с голыми ветвями дерева,
         как мачты корабля, что был без рифов.
Но и зимой я слышу ледоход:
лёд вздыбился и треснул на морозе;
седой зимы ещё уверен ход.
Какие подобрать к морозу рифмы?
Банально слово роза даже в прозе.
О, бедность наша! И найдём ли их мы?               

3. КОСМОС
О, бедность наша! И найдём ли их мы?
тех клёнов листья, что запали в душу?
Метеориты, связи все нарушив,
парят меж звёздами, как в сказках грифы.               
         В пещерах памяти хранятся мифы.
         Нам недосуг, вложили вату в уши.
         Легенды прошлого - всё глуше, глуше.
         И, может статься, не услышим их мы.
И всё же звёзды я могу достичь,
когда во сне по небу пролетаю.
Вокруг - планеты молчаливой стаей;
чуть свет - растаяли, меня опричь.
«До встречи ночью! Мы тогда узнаем,
 не проще будет ли газон подстричь?»

4. О СТИХОТВОРНОМ ПЕРЕВОДЕ               
Не проще будет ли газон подстричь,
коль всё равно, переводить с какого?
Но со стиха срываю я оковы,
лишь удаётся суть его постичь.
        И полной точности мне не достичь,
        и обороты, может быть, не новы;
        но я пытаюсь сохранить основу
        и стих не удлинить и не остричь.
Вначале не причёсан мой подстрочник -


необозжённые, сырые кирпичи.
И так, и эдак складываю строчки,
чтоб запылал огонь в моей печи.      
Поэзия - не подневольный бич:
в Афинах эллинов созвал на площадь клич.

5. О СТИХОСЛОЖЕНИИ
В Афинах эллинов созвал на площадь клич.
А я - опять я ухожу в метели.               
Опять, как будто в оттепель капели,
текут стихи, ты только их покличь.
         Мне за сонет не подадут кулич;
         моим стихам одни внимают ели.
         Но проникает Солнца луч сквозь щели
         и Звёзды взглядом я могу достичь.
Под рельсом шпалы - ямбы из цемента,
анапестом - кристаллы в крупном снеге;
все окончания - подогнанные слеги:
их рифмы клеем склеены момемнтным.
Слагали стих по долготе без рифмы
тогда наяды и лесные нимфы.
               
6. ПЕВИЦА
         Галине Золотарёвой
Тогда наяды и лесные нимфы
они всегда спешили замолчать,      
лишь пробовала ты куплет начать.
И звуки те! Запоминаем их мы.               
         Скользили пальцы узкие по грифу:
         восторг и вдохновенная печаль.
         И слёзы! Слёзы! Будто невзначай.
         И голос твой! И звучные редифы.
И улетал душой я в никуда.
Певица, ты владеешь тайной ритма!
Журчала лишь забвения вода,
да ветер в оголённых проводах…
Когда-то так стихи слагали нимфы,
из уст поэтов взяв строку без рифмы.

7. ТВОРЧЕСТВО               
Из уст поэтов взяв строку без рифмы,
пишу стихи; но выбился из сил.
«Что делать мне?» - у сосен я спросил, -
«стихи -  в колдобинах, сломаемся на них мы».
       И строки рассыпаются, не в ритме;
       бугры, овраги, дождь заморосил;
       дырявый плащ, тот плащ я не носил…
       Как мне преодолеть все эти рифы? 
Я загрустил, но, между прочим, полз.
Вот тот настил из нескольких полос,


Пусть тлеют доски и зарос помост,
к стихам неброским навожу я мост.
И слышу эллинов победный клич:
сложили и трагедию, и спич.

8. НЕСООТВЕТСТВИЯ
Сложили и трагедию, и спич
в тревожном мире, яростном и хрупком…               
И клетками, как порами из губки,
пытаюсь этот мир в стихах постичь.
       Стремится время в памяти состричь
       суровость лиц, от губ оставить губки.
       Так лес стал чистым полем после рубки:
       всё очень тихо и пропала дичь.
Мне хочется в стихах моих проверить,
как полыхает на окне герань;
как на заливе в призрачную рань
у Солнца плавится и как бы тает грань. 
Пусть распахнутся настежь в залах двери!
Стихам сегодня площадь слабо верит.   
                .
9. ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ
              Наталии Ивановне Осоченко
Стихам сегодня площадь слабо верит,
но можно декламировать в саду.
В осенний день по саду я иду;
и запахи мне душу здесь бередят.               
         Стихи приемлют и любовь, и бредни,
         что сложат в поэтическом бреду.
         Цунами, это - не вода в пруду:
         пришла волна и смыла целый берег.
Лёг серым слоем пепел на сады,
траву накрыла огненная лава.
Но мы и до Вселенской той беды
уже кипели в желчи автоклава.
Был тусклый, как бы нехотя, рассвет…
Но не оттуда в душу льётся свет.

10. ЛУНА И СОЛНЦЕ      
Но не оттуда в душу льётся свет.
Висит Луна, деревья - выше ростом.
И тени их, очерченные остро,
они поблекнут, лишь придёт рассвет.
         Ни облачка на светлом небе нет.
         По всей веранде - блики, как берёста.
         Который час, определить не просто:
         и ночь, и утро - тот же, серый, свет.
Вновь проникает Солнца луч сквозь щели.   
И эти, вечные, казалось, краски
растаяли, как призраки в ущелье.


И - свежий ветер; и - раскрыты двери.
И плавит Солнце пятна, как замазку.
Тот Свет нездешний нечем мне измерить.

11. НЕБО И ЗЕМЛЯ
Тот Свет нездешний нечем мне измерить -
свет ослепительной Луны меж соснами.               
И Звёздный Путь зовёт меня из Космоса
в ладонях тяжесть Звёзд его проверить.
         Но я к Земле пришит, как к дому двери;
         не дотянуться мне до Туч над соснами.            
         Рассыпался луч Солнца в травах росных
         на тысячи осколков, не измерить.
И так течёт из века в новый век:
Все эти Звёзды и вот это небо…
И кажется, мы на Земле - навек:
сосед по даче расчехлил кларнет.
Надолго ли покой и эта нега?
Такого счётчика в Природе нет.               
               
12. ЛЕС
Такого счётчика в Природе нет.
И не узнать, о чём шуршали сосны;
и что струится по стволам их рослым;
и что у тех, кто в хвою не одет.               
         Нам на Земле другого места нет.
         И все мы пьём одну и ту же воду.
         И не по росту на одну подводу
         кладут сосну, берёзу и букет…
Лежит валежник под ногами пухом:
был смешанный, и даже чёрный лес.
И лес шуршит, как сосны, так же глухо.
И кто-то,  в сером,  в бурелом залез…
Мне не дано лесную речь измерить;
и только сердцу я могу поверить.

13. ВРЕМЕНА ГОДА               
                Городу Хабаровску
И только сердцу я могу поверить
то, что пурга, и замело сосну;
что ветер на ветвях её уснул;
что столько снега, взглядом не измерить.
         Мне память в детство отворила двери:
         вот наш  барак, вот берег навесу,   
         Амур замёрзший, лыжни полосу. 
         И почки тополя, набухшие в апреле.
Июльская жара сошла на нет
и август помнится, грибами весь пропахнувший.
Я был недавно там: барака нет,
осенний ветер в тополях опавших.


Из детства моего тот проникает Свет;:
как дорог мне Божественный Сонет! 

14. К СОНЕТАМ ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКИ
           (1304 - 1374)
                Эльвире Супруненко
Как дорог мне Божественный Сонет!
Петрарка будет для меня примером.
Воспользуюсь проверенным размером
и в пятистопный ямб вложу сонет.
         В катрены, как Петрарка в свой сонет,
         внесу две рифмы, ученик примерный.
         Перебирая строки, соразмерно
         довёл до середины мой сонет.
И в два терцета помещу две рифмы,
пытаясь большей чёткости достичь.
Благополучно миновал все рифы,               
но рано издавать победный клич.
По правилам размер, строфа и рифмы…
Как глубину сонета мне постичь?

15.  К СОНЕТАМ ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
            (1265 - 1321)               
            (Магистральный сонет)               
                Серёже Бизину
Как глубину сонета мне постичь?
Всего-то дел: вплести четыре рифмы.
О, бедность наша! И найдём ли их мы?
Не проще будет ли газон подстричь?
          В Афинах эллинов созвал на площадь клич.
         тогда наяды и лесные нимфы,
         из уст поэтов взяв строку без рифмы,
         сложили и трагедию, и спич.
Стихам сегодня площадь слабо верит,
но не оттуда в душу льётся Свет.
Тот Свет нездешний нечем мне измерить:
такого счётчика в Природе нет.
И только сердцу я могу поверить,
как дорог мне Божественный Сонет!
               


Рецензии