Подтверждение красоты
Что же мешает воплощению счастья в традиционном его понимании? Птица воспевает забытый край, в то время как желанный уголок оплетают «пустоты кружева». Эту очень необычную антонимическую пару усиливает трагическая нота: «угол жилой без угла» по-прежнему существует, да вот «вершина уже нежива». То есть для семьи и радости мало приюта, необходимо нечто более значимое. Здесь же «остались от кроны лишь тихие звоны», дерево засыхает. Расплодившиеся вороны не могут его спасти, их не интересуют личинки и вредители древесины. В результате появилась последняя, весьма многозначительная строчка: «А серые разве его сохранят?». Каждый волен сам решать, есть ли здесь параллель с судьбой страны или только частный случай с «райской птицей», вознесённый поэтом на высокую ступень обобщения.
И в других стихотворениях умение автора мыслить и глубоко чувствовать бросается в глаза. Я думаю, не случайно иллюстрация Олеси Залетовой относится к «Зелёной речке Незнайке…»: та же тревога за родную природу и её нескончаемую красоту. Антонимическая суть образов доведена до совершенства. Эпитет «зелёная» ярче всего говорит о Незнайке, хотя по традиции даже к малым речушкам применяют другие красочные прилагательные. Свежее слово более колоритно раскрывает тему. Сразу перед глазами встаёт ивняк по берегам, волны с зеленоватым отливом, стрекозы в воздухе… Незнайка в восприятии Дмитрия Гавриленко имеет общее с деревьями как часть дорогого ему мира природы, но проблемы водоёма глубже:
Зеленую речку Незнайку
Не бросишь, как дерево, в печь.
И дерево, и речка одинаково нуждаются в мудрой помощи человека. Поэт Ирина Антонова так написала в своих «Размышлениях о речке Незнайке»: «Я стала присматриваться к ней, стоило увидеть мою знакомую. Да, вода в ней зеленоватая даже там, где ей удавалось вырваться из древесных объятий. По берегам кое-где валялись сухие ветки да трухлявая древесина. По частям в печи исчезает не только полено, но и дерево. Речку по капельке не удастся использовать: она либо вся служит человеку, либо погибает от его невнимательности ("...Не бросишь, как дерево, в печь")». С такими словами я солидарна. Первая строчка повторяется в тексте с косметическими изменениями десять раз, но и попадает она по образной нагрузке «в десяточку».
При насыщенности метафорами, философскими обобщениями Дмитрий Гавриленко обеспечил свой поэтический мир знакомыми всем предметами, осветив их с неожиданной стороны. Одно из небольших стихотворений (двенадцать строк) начинается так:
Я все позабытое слышу.
Созрели тяжелые сливы
И падают гулко на крышу
К ногам лопухов и крапивы.
Меня поразило слово «гулко», как и создаваемый им образ. Звуки «у-йу-у-у-у» как бы доносят эхо этих падений. Метафоры в последней строчке - неожиданные и при этом полностью оправданные. «К ногам» - это значит, на землю, то есть падают с максимальной высоты. Такое падение по гулкости своей равноценно удару о крышу вне зависимости от того, сделана она из железа или шифера. Человеческая память отсеивает ненужное ей, хранит в дальних закромах. В данном случае лучше поэта не скажешь: «Я всё позабытое слышу». Я бы оценила эффективность художественного приёма в четверостишии по числу звуков «у» - на пять.
Даёт он о себе знать и в стихотворениях о любви, вошедших в подборку. Вот совсем коротенькое о лирическом герое и его возлюбленной, преодолевающих зимнюю непогоду в лесу на лошади, инстинкт которой может вывести в конце концов к избушке. Надеждой на такой исход заканчивается текст:
Скоро будем, любимая, в ней
Губы греть у дымящейся кружки,
Становясь и теплей, и сильней.
«Губы греть» вовсе не метафора здесь - это образ, мастерски построенный на аллитерации. В нём – сила ненастья и мечты о горячей кружке, дающей тепло, когда «ветер воет…, надувая сугробы». Тут «у-у» сродни голосу метели, встретившей на своём пути «лапы сосен». Его подхватывает внутренняя рифма «пушка-опушка», как бы усиливающая вой непогоды. Одиннадцати строк хватило Дмитрию Гавриленко для создания законченной картины заснеженного пути, препятствующего счастью двух близких людей.
Теме любви посвящено и одно из самых объёмных стихотворений в подборке. Оно имеет название «Возвращение», остальные – с тремя звёздочками. Объединяет с соседями близость темы дороги и цепкий взгляд автора на подробности. Прежнее счастье с возлюбленной – в первых четырёх строчках. Возвращение к нему – короткая дорога, «последние метры». Поистине, нет ничего длиннее такого короткого пути! Зовёт «свет сквозь вечернюю мглу», знакомые песни «тёплых ветров». Но открываются лирическому герою и иные детали: «дырявые тени», «заборная доска», «слабый голос»… Измена красавицы, целующей нового друга:
На пороге двусмысленной славы,
Как за пазухой Бога, лежит,
А над ними, как страж многоглавый,
Вяз раскинул взволнованно щит.
В четверостишии употреблено сразу два сравнения («как за пазухой Бога», «как страж многоглавый»). Они, дополняя друг друга, развивают смысл, заложенный автором. Крона вяза, шумящего листвой, превратилась в щит для двоих. Все взволнованны, но одни – страстью, а гость – «сокрушён коварством». Вступает в свои права антитеза, без которой невозможно представить себе творчество поэта. Предыдущим сравнениям противопоставлено третье: измена… «как волчья натура, темна». Оценка лирического героя будто бы вступает в конфликт с самой природой, представленной деревом. Не зря обращением к нему заканчивается стихотворение:
Не увядшую ветку сирени
Пронесу до вокзала в руке.
Ты – прощай, их защитник смиренный,
В неуютном пустом городке.
Возвращение стало для героя двойным: раздвоение явления на глазах читателя превратилось в новую метафору, скрепившую остальные образы. Сначала он возвращался к любимой, затем – на вокзал. А в философской лирике Дмитрия Гавриленко методы создания художественного образа обрели свою законченность. Насыщенные антитезами, они в полной мере обнажили красоту мира и человека, возможность их гармонии. Прочитайте хотя бы «Я спрятался в дожде…». Л. Н. Толстой когда-то отыскал «лирическую дерзость» в стихах Фета, я её воочию увидела здесь:
В душе моей шумит широкий дождь,
В дожде шумит душа, дыша над ухом.
Повтор звука «ш» удачен тем, что передаёт шум дождя в камышах - широкого, потому что для него в природе нет преград. Дождь представляется автору живым существом, отсюда появилось уточнение «в дожде шумит душа…». Если он способен звучать, то предположение о его одухотворённости выглядит естественным, как и связь с рекой и человеком. Вообще имеет смысл говорить о естественности поэтических находок автора, их земной, своеобычной прелести. Душа и дождь схожи не только фонетически, начинаясь на одну и ту же согласную букву. Их объединяют общие «для мира дольнего» взаимосвязи.
Гармонию и красоту Дмитрий Гавриленко воспринимает через облик женщины, сложившийся в искусстве за многие века. Красота способна заменить гармонию, затмить её, даже обезличить, потому что она всегда конкретна в любых проявлениях. Но и неприятностей, доставшихся от общества и истории, хватает женщине с лихвой:
Перси, плечи - и все на века
Уцененное пыльной планетой.
Если место рожденья – река,
Легче легкого быть неодетой…
(«Нет гармонии – есть красота»).
«Исчезнувший праязык» не стал препятствием для понимания поэтом долетевшего из древней эпохи шёпота. Слова искусства не имеют преград для тех, кто в состоянии их воспринимать. Коварство, изменчивость времени не в силах совладать с понятием красоты, не может исковеркать, исказить его. Поэт подобрал колоритные слова: «уценённое всё». Красоте это не страшно: она в любых условиях остаётся сама собой.
Завершается подборка стихотворением «А хорошо звездой далёкой быть…», ставшим теперь остро актуальным. Антитеза - основа этих строк, не имеющих рифм (единственное в подборке Дмитрия Гавриленко). Мечта объясняется её неискоренимой привлекательностью: «Стать полноправной частью мирозданья, На зависть людям с неба засиять». Вековечному стремлению к «звёздности», по мысли поэта, мешает «мелочь жизни», поскольку «Она, невзгод скрывая темноту, Одновременно заслоняет небо». Самое большое стихотворение посвящено Великой Отечественной войне, оно заслуживает отдельного рассмотрения. Вообще я заметила, что для каждого произведения в этой подборке характерны самобытная образность и искренность. Причём качество их я бы назвала классическим, настолько ярко оно выражено.
Ксения Павловна ПЕТРОВА,
21 января 2017 года
Свидетельство о публикации №117012109678
Ведь творчество Дмитрия нравится мне,
Вы, Ксения Павловна,здесь поразили -
Прекрасно все плюсы стихов отразили.
Работа - отлична, стройна и точна,
Всю суть отразила достоинств она!!!
Николай Вершинин 2 26.01.2022 09:14 Заявить о нарушении
С уважением,
Ксюша Петрова 27.01.2022 07:39 Заявить о нарушении