Дюжина дюжин. VIII. Познай себя

(белый стих)

1. НЕНАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА НА МОРАЛЬНОЙ ОСНОВЕ

Двор не был разбужен солнцем,
его разбудили крики:
подростки в фонарном круге
играли в ночной «футбол».
Звериной забавы ради
их жертвою стал прохожий,
куда-то спешивший поздно.
Теперь это был их мяч.
Распластанный на асфальте
ещё он хотел подняться,
но снова его валили
тупые удары ног.
Во двор выходили окна,
не пять и не десять - сотни,
но прятали занавески
свидетелей злой «игры».
Не то, чтоб бежать на помощь
или кричать с балкона,
но даже ноль-два на диске
никто не спешил набрать.

Откуда в домах огромных
позиция крайней хаты?
Что сделалось с нами, люди?
И можно ль людьми нас звать?

Напрасно все ждали солнца
на смену той страшной ночи.
Светило решило: «Хватит!
Такой не должна быть жизнь!»
И место своё покинув,
в другие ушло созвездья -
пусть тёмные, чёрствые души
окружит сплошная тьма.



2. СОЙДИ С ХОЛМА

Не возносись гордынею своею
до унижения того – другого,
кого ты раньше другом называл.
Превозношение себя – не сила,
равно: пренебрежение другими –
лишь только путь тщеславия к гордыне,
которая есть наивысший грех.

Ты ноне наверху, но оттого лишь,
что это он на землю опустился –
вдруг только  для того, чтоб, силы взвесив,
подняться  вновь. И если станешь ниже,
как будешь с ним тогда общаться, позже –
после того, чему судьба свершиться?

Не возносись! Он сам себя принизил.
Не унижай! И сам не унижайся.
Уважь: прими его святое право
самим собой порой распорядиться,
покуда тот, кто есть над всеми нами
не явит свою истинную волю
и каждому укажет его место,
которого никто из нас не знает
и знать не может, ибо нет такого
на всей земле, кто это может знать.

Возможно, что ему не приподняться,
и по всему он будет под тобою
доколе по своей иль чьей-то воле
ты сверзишься с достигнутых высот.
И вот когда очнёшься от удара
и осознаешь, что твой друг всё там же,
но почему-то выше, ибо яма,
в какую ты скатился – глубока,
зловонна и таит  в себе погибель,
как будешь из неё ты с ним общаться:
всё так же, как сегодня, – свысока,
иль осознаешь пустоту тщеславья
и возмечтаешь говорить на равных,
моля лишь об одном, чтоб там –  над ямой –
он, уподобясь прежнему тебе,
не стал вещать надменно и сквозь зубы.
Не унижай – не будешь сам унижен.

Сойди с холма. Будь равным среди равных
и  среди тех, кто ныне в чём-то выше.
И тех, кто ниже, приравняй в общеньи.
Не знаем мы – и в этом наше счастье –
того, что с нами дОлжно совершиться.
Тому, кто это с нами совершает,
приятней зреть не слом твоей гордыни
на переломах жизненных коллизий,
а твёрдую уверенность в поддержке
других, кого ты почитал друзьями,
и, возносясь, ничем не принижал их,
и, рухнувши, унижен ими не был.
Добро и зло подобны бумерангу
способному обратно возвращаться.
Не возносись! Не унижай! Будь равен!



3. ХОЗЯИН ЗЕМЛИ

Он часто уезжал. Но возвращался.
Но выезжал назад не тем маршрутом
и поездом другого назначенья,
иль электричкой вовсе не похожей
на ту, которой он сюда приехал.
Иной вокзал и станция иная,
и позабытый Богом полустанок,
где каждый пассажир сошедший – редкость,
подобная восьмому чуду света,
его встречали будто бы родного.
И всё вокруг ему своим казалось,
знакомым до невидимых деталей,
как будто бы всю жизнь свою здесь прожил,
ни на день никуда не отлучаясь.

По лабиринтам кособоких улиц
с разбитыми ночными фонарями
и по глухой просёлочной дороге,
не встретив ни попутчика, ни даже
любой живой души, он шёл привычно
и приходил к знакомому подъезду
иль к старой покосившейся калитке.
И знал, что через несколько мгновений
дверь перед ним спокойно распахнётся,
и кто-то очень буднично и просто
промолвит: «Хорошо, что ты вернулся.
Картошка отварилась, хлеб нарезан,
огурчики хрустящие – ты любишь,
капусточка на славу просолилась –
всё на столе. Поешь, а хочешь выпей».
Он ужинал, а после спать ложился.
Постель была уютной и домашней,
и был согрет он и теплом, и лаской.

А утром, чуть в окне рассвет забрезжит,
он, по-хозяйски оглядев жилище,
за дело брался. Что-то там подладить,
кран починить текущий, петли смазать,
чтоб двери скрипом грусть не наводили.
А, может быть, сноровисто, неспешно
дров наколоть, гнилой забор подправить –
он всё умел. На всё он был способен.
Любое дело он с душою делал.

Потом опять в дорогу собирался.
Вновь уезжал, чтоб заново вернуться,
Но почему-то снова не туда.
И там его встречали как родного.
Нет, не встречали: было ощущенье,
Что отлучался он лишь на минутку
Иль вовсе никуда не уходил.
Он был везде. Он был всегда. Со всеми.
Не шумный, не назойливый, но нужный...


- Довольно, не люблю я эти сказки.
Ты россказнями лишь зря время тратишь.
Такое невозможно по природе,
По жизни и по сущности своей.

- Не веришь и не верь. Но так и было.
Земля – наш дом. А он – его хозяин.
И отвечает, стало быть, за всё.



4.   УЖЕ ПРОШЛО, ЕЩЁ НЕ НАЧИНАЛОСЬ

Уже – прошло, ещё – не начиналось.
Сложи «уже» с «ещё» – получишь всё:
всё, что тебе отпущено; иначе –
получишь целое, зовущееся «жизнь».
Суть этой парной сущности – во всём:
в законе о единстве и борьбе
двух противоположностей, а так же
в законах сохранения: энергий,
материи и чувственной любви.

Любимая, шепча своё «ещё»,
в нирване пребывая и в истоме
от волшебства свершённого уже
отрыва от земного притяженья, –

знак подаёт: ей это было в радость;
она познала чудо, упоенье,
восторг – ей было хорошо!,
ей хочется, чтоб это продолжалось
ещё, ещё... и много раз ещё.

Она готова отдавать по капле
своё столь драгоценное «ещё»
всего лишь за мгновение полёта,
испытанного только что уже.

«Уже» с «ещё» есть те же «инь» и «янь» –
от их соединенья возникает
со временем ещё одно «ещё»,
которое к моменту зарождения
едино сутью всей своей, поскольку
в нём начисто отсутствует «уже».

Но факт рожденья нового «ещё»
одновременно также означает
и факт рожденья нового «уже» –
прислушайтесь: «ещё» уже родилось.

«Уже» – по сути то, что за спиной,
«ещё» – грядущее, – остаток до момента
небытия, где новые порядки,
при жизни неподвластные сознанью.

Но, оказавшись у конечной грани
«ещё» перерождается в «уже»:
и вместо фразы «есть ещё немного...»
почти неслышное: «...уже чуть-чуть».

Единство и противность этих сутей
(«противность» – в смысле «противоположность»)
в миру вещей имеют зримый символ –
обычные песочные часы:

движенье жизни есть перетеканье –
потоком сверху вниз – «ещё»  в «уже»,
как будто яркий свет дневного неба
уходит в темноту ночной земли.

Когда опустошится колба сверху,
перевернёт ли кто-нибудь часы?

Нет, правильнее так: А ты достоин,
что б тот, кто сверху, их перевернул?



5. ТЕЗИСЫ К РАЗГОВОРУ С ВНУКОМ

1
Идущему стоящий не товарищ:
тот, кто стоит, любой твой шаг представит
не то, что бесполезным,  даже вредным.
На всех не угодишь, да и не надо:
всяк измеряет меркою своею,
как всяк кулик своё болото хвалит.
Не слушай вовсе карканья вослед.

2
В своём глазу бревна не замечая,
иной в твоём –  пылиночку узреет.
Ошибки – суть свидетельство движенья.
Но что с того: бранят тебя, иль хвалят –
а судьи кто? Задай вопрос извечный
ты сам себе. И сам себе ответишь:
есть Божий суд, суда иного –  нет.

3
Не слушай сердцем ни хулы, ни брани –
есть уши. Два.  Тут входит – там выходит.
Пусть так и будет, как в народной сказке.
Народ – он мудрый: по песчинке мысли
от каждого – глядишь: ума палата.
Ум – хорошо, но поступай – разумно.
Ум с разумом отнюдь не близнецы.


4
Прислушайся к себе, к своим желаньям.
Сам для себя раскройся. Отвори
хранилище души: чего ты хочешь?
Любое дело супротив желанья
так опостылеет, что рано или поздно –
не на луну, на солнце волком взвоешь.
Не поступай себе наперекор.

5
Правдив будь сам с собой и откровенен.
Пусть правду и зовут, порой, сермяжной,
она права, поскольку это правда.
Не лги себе. Оболганный другими
не уподобься им, и все наветы
слетят, как листья осенью с деревьев.
Искорени в себе самообман.

6
Любой из нас – есть дерево желаний.
Их много.  И они, как ствол и  ветки:
побочных – много, главное – одно,
его исполни, дабы  быть счастливым.
Не дозволяй потребностям плодиться
и подминать заветное желанье:
нужда в ненужном приведёт к нужде.

7
Что есть по сути жажда обладанья
всем тем, что только кажется значимым –
тщеславие? привычка? жадность? зависть?
Или попытка доказать кому-то,
что ты не "тварь дрожащая", а право
имеешь в этом мире жить богато?
Но что мы понимаем под богатством?

8
Потребности стремятся размножаться,
как тараканы у плохой хозяйки
на кухне, как заразные микробы
в ослабшем организме с дефицитом
иммунитета, как… Примеров хватит.
Над истинным богатством – над свободой –
не позволяй потребностям довлеть.


9
Свобода! Сколь прекрасно это слово!
Но что за ним? И можно ль быть свободным
в глобальном смысле – то есть в абсолюте?
Ты –  человек.  Ты – всё!  Но ты –  частица
других частей: семьи и коллектива,
деревни, города, района, государства,
народонаселения планеты.

10
Ты  – часть Земли и Солнечной системы,
а, значит, часть Галактики,  Вселенной…
И далее….    И далее,  поскольку
ещё есть переходы в чёрных дырах…
А если так,  то может ли частица
чего-то целого –  быть от него свободной?
И, наконец:  А целое-то – что?

11
Выходит, что физической свободы
не существует по самой природе:
мы все всегда зависим друг от друга,
от времени и даже от погоды…
А, значит, как физическое тело,
ты – человек – не можешь быть свободен.
Но кроме тела есть ещё душа.

12
И, слава Богу, есть свобода духа,
свобода веры и свобода воли –
имея их, ты истинно свободен.
Так поступай с другими, как желаешь
с тобой чтоб поступали. Зла – не делай.
Твори добро. Всегда живи с любовью.
Живи в любви.  Люби любить. Люби!



6. ПОЗНАЙ СЕБЯ

                “…не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?”
                Ин. 10:32      


В одном ряду стоим – подумать только –
Всевышний и Вселенная и Я.
Я – человек, подобный им обоим:
душою – Богу, ибо я духовен,
а телом – космосу, поскольку бесконечен,
как он, я по составу своему.
В одном ряду стоим (какая честь мне):
непостижимый разуму Создатель,
Вселенная – непознанная нами
и я – неразрешимая загадка
и тайна связи тела и души.

Познай себя – и целый мир откроешь,
познай себя – и тайны мирозданья,
возможно, хоть немного станут явью.
Познай себя! Но я себя не знаю.
Познай себя – душа сольётся с Богом.
Познай себя – и крошечное тело
займёт в большом космическом пространстве
Всевышним уготованное место.

Познай себя! Но как познать –  не знаю.
И оттого я трепещу от страха.
Я – точка, а вокруг всё бесконечно:
куда ни глянь нет ни границ, ни края,
и никаких пределов – не окинуть
ни взглядом, ни фантазией, ни мыслью.

Я полное ничто в объёме мира –
в объёме неподвластном разуменью –
и в полночь мною видимые звёзды,
(куда мне – человеку – не добраться
не за одну, за миллионы жизней),
они – всего лишь близкие соседи.
А тех, что дальше, глазом не узреть.

Не только звёзд – галактик не увидеть,
в которых миллиардные скопленья
таких же звёзд, как наше Солнце в полдень,
но только по размеру много больших
и на порядок ярче, чем оно.

Но звёзды пропадают в чёрных дырах –
прообразах земных водоворотов –
куда они выносятся потом?
Что там – на узкой стороне воронки?

И в этом безграничном мирозданьи,
какое продолжает расширяться,
я бесконечно мал. Я – есть ничто.
Я полное ничто. Но я же НЕЧТО!

Такое же ничто во тьме дремало,
в кромешной темноте первоначала,
но было Слово, и включилось Время:
тьма пробудилась от Большого взрыва,
и полное ничто вмиг стало всем,
что ныне существует во Вселенной.
Родился Свет. И это хорошо.
И началось великое движенье.

И я родился в миг Большого взрыва.
И никогда, похоже, не умру,
поскольку те мельчайшие частицы,
что создают телесную основу
мою – они частицы Бога,
ведь создан я по образу его,
(понять бы только: для чего я создан?)
а, значит, так же, как и Он – бессмертен.
(и тоже непонятно мне: зачем?)

Познай себя – и встанет всё на место.
Но как познать?  И это мне неясно.
Вопросы эти не для самоучек.
На них ответить – разума не хватит
в обычном человеческом мозгу,
поскольку мозг наш – только средство связи…
И снова непонятно: связи с кем?
И как включить мне свой биокомпьютер?

Я умоляю: вразуми, Создатель!



7.  СМЫСЛ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 1
            
Мы все дерзаем поисками смысла
дороги от рождения до тризны,
так громко именующейся жизнью,
по сути же являющейся точкой,
которая поставлена вначале,
но знаменует будущий конец.
И всё логично, ибо все мы смертны,
а путь от появленья до ухода
столь мал, что даже не микроскопичен,
ничтожней самой крохотной пылинки,
короче миллионной доли хода
секундной стрелки – сложно и представить –
больших межгалактических часов.

Рехнуться можно, ежели подумать,
что кто-то из далёкого соседства,
с какого-то созвездия из центра
непознанного Млечного пути,
оглядывая в макротелескопы
окрестности космического мира,
возможно, и заметит наше Солнце,
как искорку мерцающего света,
но то, что рядом с ней кружат планеты,
и на одной из них шесть миллиардов
двуногих разнополых поселенцев,
с почти что не используемым мозгом –
такого ни один далёкий кто-то
не сможет ни увидеть, ни представить,
как мы не представляем конструктивы
нейтрино, кварка или электрона,
считая, что они элементарны,
конечны и не подлежат деленью.
Земля в объёме космоса – песчинка,
а мы –  земляне – полное ничто.

Но ощутить себя ничтожно малым
никто из всех живущих не способен.
И каждый даже мнит себя – не смейтесь –
не то чтобы горою, но Вселенной,
ссылаясь на строение молекул
и атомов, где есть ядро, как Солнце,
и вкруг его орбиты электронов.
Коль микропланетарные системы
толпятся в каждой клетке человека,
а клеток тех десятки триллионов,
то человек и впрямь ровня Вселенной?
И, может, этим и подобен  Богу
он, созданный по образу Его?
Подобие не значит соразмерность,
любые относительны размеры:
Всевышний и Вселенная, и рядом
подобный им обоим – человек.

Всё мелкое – по существу большое,
а всё большое – мелкое. Сравненье
возможно только, если знать пределы.
Но нет пределов, ибо бесконечность
реальнее любых других реалий,
а всяческие рамки и запреты
есть лишь болезнь, подобно глаукоме
сужающая взгляд на жизнь и даже,
по существу,.мешающая жизни,
поскольку море в раме – лишь картина,
а жизнь в границах, проведённых кем-то –
не более, чем сосуществованье:
с начальником, с женою, с государством,
с любым другим, кто рубежи отмерил,
которые ты соблюдать обязан;
равно и с тем, кому и сам ты тоже
соорудил заборы резерваций
и поселил в означенном пространстве,
неважно как: обманом или силой,
любовью, страхом, скрытно или явно.

Мы все одновременно – те и эти,
и, подчиняясь, подчиняем сами,
а сочетанье этих подчинений
и есть само искомое понятье
той эфемерной видимой свободы,
что часто именуют смыслом жизни.
Пора понять: свободы в абсолюте
не существует. Но её знамёна
всегда в руках у тех, кто рвётся к власти:
над близким, над соседом, над страною…
И здесь возможны сотни вариантов,
и тут – всё относительно. Зачем же
дерзать, терзаясь поисками смысла?
Смысл жизни – ЖИТЬ.
Не более того.


8.   СМЫСЛ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 2.

Но жить по Богу – значит размножаться:
Бог человеку наказал – плодитесь!
Возможно, для того он нас и создал
и, зная наш невразумлённый разум,
не дал вначале нам иных заветов.
И этим поступил, конечно, мудро.

Нет мудрости людей, есть мудрость Бога –
поскольку жизнь есть вечное движенье
от сложного к простому. И обратно.
Вселенная, рождённая из тела
необычайно мизерных размеров,
возможно, снова соберётся в точку,
чтобы опять в кромешной тьме уснуть
на никому не ведомое время
для отдыха и накопленья сил, доколе,
опять наступит миг Большого взрыва.

А может статься, будет всё иначе,
и тело бесконечно сжатой массы
вернётся к жизни по иным законам –
по вектору движения ростка –
и тьму материи, что называют чёрной,
прорежет, устремляясь строго к свету
по линии кратчайшего пути.

Что если: взрыв непознанного тела
по сути –  только способ размноженья?
а суть Вселенной – некое пространство,
то бишь среда для разделенья клетки?
Зерно, из тьмы подземной прорастая,
стремится к свету,  дабы колоситься;
став колосом, родит себе подобных,
даст им самостоятельность, чтоб дети
вернулись в землю, что равно: во тьму.
Но через несколько подобных циклов
уже не колос – поле колосится.

Что если и Вселенная – есть колос?
И, скручиваясь в множества галактик,
где звёзды исчезают в чёрных дырах,
в неведомую пору урожая,
в итоге образует много точек,
подобных той, что родила наш мир.

Но: может, родила лишь только колос?
И сколько их ещё – таких колосьев?
И хватит ли рассудка, чтоб представить,
размеры поля множества вселенных,
коль нам одной размер не осознать?
И, если существует это поле,
то, каково над этим полем солнце?
И кто на нём осуществляет жатву?
И где хранится свежий урожай? –

Таких вопросов тьма, ответов нету:
познания людские столь малы,
что свет пролить на эту тьму незнаний,
способны  даже менее  чем, скажем,
свет светлячка сумеет осветить
осенней ночью улицы столицы.

Что: и теперь найдутся наглецы,
поверившие в мудрость человека?
Суть мудрости – в безмерной сумме знаний.
Цель знания – возможность применить.

Бывали в древнем городе Каире?
Представьте муравья у пирамиды,
чей каждый камень – некая наука,
а грызть её гранит – есть путь познаний.
Посильна ль муравью сия задача?
Конечно нет. Вот так и человеку
с почти что неиспользуемым мозгом
не по плечу подобная махина
вселенских знаний. Стало быть и мудрым
он, человек, покамест быть не может.
Он, познавая, к истине стремится,
но не способен истину постичь.
……………………………………


9.  СМЫСЛ ЖИЗНИ. ЧАСТЬ 3               

Выходит:  жизнь – тернистый путь познаний;
путь человека к истине, которой,
уже известно, не дано достичь.
А коли так, что цель недостижима,
сия дорога не имеет смысла,
поскольку не приводит к результату?
Но: что есть цель? и что есть результат?
Вдруг результат – суть приближенье к цели?

Вселенную в космическом пространстве
мы образно представили, как колос,
чьи зерна погружаются во тьму,
чтобы побеги вновь прорвались к свету.
А ежели в таком большом масштабе
взглянуть на всё многообразье мира
растений, и животных, и людей?
Мы тоже, путь земной свой начиная,
являемся на свет из тьмы утробы,
и, завершив его, во тьму уходим:
теперь уже во тьму сырой могилы.
Выходит, вектор жизни: тьма – свет – тьма?

Но можно ведь на всё взглянуть иначе
и поменять начало и конец:
тогда: из света мы идём во тьму,
чтобы затем опять вернуться к свету?
И в чём же суть Начала и Конца,
И отличишь ли их на грани круга?

Свет – это утро, это день и вечер;
тьма – только ночь, для отдыха и сна.
И снова: будет утро, будет вечер.

Сказал Господь: «И это хорошо».

Но... гляньте – в тексте Ветхого Завета:
«Был вечер, было утро: день один»,
и так шесть раз (внимательно читайте):
«Был вечер, было утро: день такой-то».
Но разве день меж вечером и утром?
Не здесь ли начинаются ошибки
людского восприятия чего-то,
не понятого нами до сих пор?

А, может быть, Земля и всё земное –
ускоренное в миллиарды раз движенье
круговорота между тьмой и светом?
Эксперимент? Научная площадка
для сбора данных? Опытное поле?
Мы ж изучаем муху дрозофилу,
из множества других подвидов выбрав
её за краткий срок воспроизводства
и скорость смены новых поколений.

Что как: и человек в глазах кого-то
не более, чем муха дрозофила?
И жизнь земная мухи-человека
ускорилась почти что на порядок:
от тысячи лет дедушки Адама
до сотни лет сейчас (и много меньше) –
лишь с целью ускорения процесса
практической работы по созданью
подопытного вида человека,
способного не только размножаться,
но и к познанию Добра и Зла?
И лишь при положительном итоге
пять тысяч лет решаемой задачи
Бог разрешит  нам пользоваться мозгом
во всём предустановленном объёме
и приоткроет тайны мирозданья
и даст вкусить плоды от Древа жизни.

Лишь человек достоин вечной жизни:
не человечище, не человечек,
не тварь дрожащая, что жаждет право
убить себе подобного – иметь.

Такое право не дано нам свыше.
Один Создатель может, не колеблясь,
как опытный и знающий садовник,
обрезать куст почти по самый корень,
в живых всего одну оставив почку
для целей обновления и ради
здоровой новой поросли; а так же,
больные ветви срезав, сжечь их тут же,
искоренив огнем очаг заразы.

Всё так и было: был Потоп всемирный,
и был огонь в Содоме и Гоморре...


10. ОТВЕТ НА НАШ ВОПРОС  «ЗАЧЕМ?»

Я сущ! Я существую для себя
и вне себя: для близких, для знакомых –
я существую сам и вместе с ними.
Я сущ в себе и в сущности всея.

Для тех, кто много раньше знал меня –
я существую в памяти;
доколе
к ним не дойдёт моей кончины весть,
я буду жить в них тем, кем был когда-то;
поэтому, коль встретимся невесть,
возможно, я не буду ими признан,
равно: не будут признаны они,
покуда не всплеснём руками: ты ли?
Немного посудача о былом,
поймём внезапно: стали мы другими
и тем не интересны; коли так
волна воспоминаний друг в друге
ослабнет иль утихнет вообще...

Но сущ я и для тех, кто никогда
не знал меня физическим объектом,
но приобщён к тем сущностям, какие
суть часть меня и мной сотворены:
пером ли, кистью или объективом,
и многими ещё какими «или» –
с условием: на них должно быть имя
моё, как знак, что это сделал я.

И ежели запомнят это имя,
запомнив изначально результат
какой-то, изошедший от меня,
то, может быть возникнет интерес,
причём двоякий: глубже вникнуть в суть
творившего; равно и интерес
сравнения: и что же будет дальше?
сумеет ли  вторично удивить?

И коли вновь такое – удивленье –
опять случится, то бишь, что-то из
трудов моих опять оставит память:
задержит взгляд, запомнится строкой –
тогда, возможно, кто и возжелает
соприкоснуться с сущностью творца:
художника, фотографа, поэта...
И снова не  физическим контактом,
а любопытством  к творческим анналам
и к будущим возможным результатам.

*
Я человек: я существую в Сущем,
равно являюсь сущим для того,
что составляет суть мою по сути,
что есть во мне, то бишь,  внутри меня,
и есть вовне – отпущенное мною,
и признанное сущими другими.

Я сущ. А сущность сущего – движенье.
Я суть. И оттого рождаю сути:
детей, картины, фото и стихи...
и много что ещё рождают сути.
И главное для нас, для человеков,
рождать детей: они родят своих –
и будет продолжаться наше имя,
и этим будет длиться наше время,
и значит, будем мы существовать.

А творчество... оно не единицам –
оно нам всем даётся от рожденья,
однако мы не все находим время,
чтоб проявить себя, найдя стезю:
любой из нас способен ко творенью,
поскольку все мы созданы Творцом,
и все мы уподоблены ему;
речённое Им: «Я сказал: вы – боги», –
пусть каждый испытает на себе,
немалое в том приложив усердье.

И в этом суть земного бытия –
суть нашей жизни, если так понятней.

Здесь нам ответ на наш вопрос «Зачем?»



11. НИ ЧТО НЕ ОСТАЁТСЯ БЕЗ ОТВЕТА

Ни что не остаётся без ответа.
Ответствуя – Ученью соответствуй;
ответствуя, не думай об обиде,
как чуждом зле:  что ежели она –
та самая обида – лишь урок:
урок тебе ниспосланный от Бога.

Ответствуя, не становись зерцалом
по типу «зуб за зуб», «за око – око»;
ответствуя, не поспешай с ответом
доколе сомневаешься в себе,
ведь речено: «подставь другую щёку»,
дабы понять: обиду наносивший
бил сгоряча иль всей своею сутью?

Горячего – прости;
Уверенному надо
давать ответ, но по тому каким
ответ сей будет – Бог тебя оценит:
мы все, всегда, везде пред очи Бога,
и каждому воздастся по делам.
Унизить хочет тот, кто сам унижен.

Униженному не дано унизить.
И хоть он мнит себя наполеоном
и накупил себе наград и званий,
и всяких титулов – всё это мишура,
мужская бижутерия, дешёвка.
И потому он «права не имеет»,
он «тварь дрожащая». И сам об этом знает.

*
Прощение порой сильнее мести:
прости ему долги, как Бог прощает
грехи всем нам, когда в молитве просим:
«Отец, прости нам дОлги наши,
как мы своим прощаем должникам».
Бог не сечёт повинной головы.

Но тот, кто не раскаялся в грехах, –
тот не достоин права быть прощённым.
Месть ко столу не подают горячей.
И, более того: «Не вам отмщенье».
Но речено Им твёрдо: «Аз воздам».
Кому и чем, и как воздастся  Богом:
ему? тебе? а может быть обоим?

Ответствуя, умерь свою гордыню,
смири свой пыл и оцени что сталось
внутри тебя и вкруг тебя вовне:
что как тебе добром уже воздалось –
иною мерой, но в объёме большем –
и ты на зло его, своим ответив,
не обратишь ли в прах те воздаянья,
не обретя ни малого взамен.

*
Ответствуя, уверуй, что Судьба –
ещё не Страшный суд, но наученье,
корректировка жизненной дороги,
увод от престоящего греха,
свидетельство заботы о тебе же.

Судьба – суд Бога, но не Страшный суд.
Судьба всегда содействует рассудку,
чтоб сохранить растерянную душу,
пока ещё дано ей время вызреть.
Созревший плод – по качеству оценят.
Незрелый плод не нужен никому.

Судилищем воздастся: по итогу:
по качеству созревшего плода.
Ответствуя, всегда об этом помни.

Ни кто не остаётся без ответа.


12.  Я ЧЕЛОВЕК

Я человек и у меня свой век –
не ровно сто годов, а ровно жизнь:
она, как и теченье всяких рек –
конечна…
но она и бесконечна,
поскольку кроме тела есть душа,
что по определению бессмертна,
и плюс к тому ещё есть Божий дух.

Я человек, и я подобен Богу:
подобен тем, что мы суть триедины:
в нем три – Отец и Сын и Дух Святой,
и я три-сущ: я дух, душа и тело.

Согласно философскому ученью:
Отец – Пространство,
Сын – Идея,
Дух – Движенье;

согласно Слову, бывшему в начале,
три сути, что едины в человеке,
есть:
Божий дух – Создателя частица;
душа – дыханье вечной жизни;
и тело – зримый облик человека,
в который облекается душа
на время обучения основам
в начальных классах школы бытия.

*
Я человек, я есть ничто и нечто.
Я – точка: я сечение часов
песочных в самом узком месте –
срез времени по имени «сегодня»:
здесь «завтра» переходит во «вчера»,
равно, обратно, коль перевернуть
часы, поставив с головы на ноги,
точнее с ног на голову, вверх дном.

Но сколько ни вращай их – суть в константе:
я точка, чрез которую движенье
всегда односторонне – сверху вниз:
что в космосе есть сила гравитаций,
то на земле, не более чем вес –
та сила, с коей я давлю на землю,
и та, с какой она влечёт меня
и тянет вниз, в себя, в нутро, в могилу.

В счёт разных масс планеты и меня,
и полного отсутствия пространства
меж мною и землёй, пока я тут, –
Вселенская взаимность гравитаций
нисходит до полнейшей ахинеи:
здесь формула всемирных тяготений
приходит к виду «ноль делить на ноль»,
что разом и нелепо, и абсурдно.

*
И этот факт – свидетельство того,
что я – не Я, а только часть планеты:
из праха сотворён вернусь во прах;
и был ничем, и вновь ничем я стану…
но это, если говорить о теле.
А вот душа моя – не есть земля:
не праха горсть… и в прах не обратится.

Те самые песочные часы
перевернутся после смерти тела:
твой день вчерашний в завтрашний прольётся
песчинками свершённых добрых дел;
а злодеянья станут комом в горле –
то бишь, в стеклянной узкой горловине –
и жизненный поток часов иссякнет,
и время остановится твоё,
и сверзится твоя душа с небес,
и дух твой испарится…

Избежать
столь неприглядной участи своей
возможно только будучи сегодня
не тварью Божьей, но Его частицей –
Всевышнего ищи в самом себе:
«ищите – и обрящете,
стучите, и отворят вам,
просите, и дано будет вам».


Рецензии