Истоки. Благая весть

благая весть
-1-
Всё это началось еще до нашей эры,
Когда в цветущий, благодатный край,
Звеня мечами, вторглись римские легионеры
И иудейскому царю сказали: «Выбирай»...
При этом предложив ему примерным
Сатрапом кесаря на благо Рима послужить,
Трон за собой и титул сохранив,
иль отправляться на галеры –
Гребцом безвестным в море голову сложить.
-2-
Царь иудейский мужичонка был неглупый.
Смекнув, что лучше в роскоши до старости дожить,
Приличий ради и с досады носом хлюпнул,
Смахнул слезу и согласился кесарю служить.
И то сказать: ну право же, чего там? –
Корона, трон и роскошь во дворце,
А для сравнения: маши веслом до рвоты
Всю жизнь свою и сдохни с ним в конце…
Сатрапа выше только бог и прокуратор,
Да римский кесарь – вот и все дела…
И надо разум полностью утратить,
Чтоб скипетр царский променять на рукоять весла.
-3-
К тому добавим, что гораздо ближе к телу
Рубашка та, которая своя...
Так стал служить он Риму, между делом,
На Рим Великий злобу чёрную тая.
Но злоба тайная без выхода наружу,
Подобно червяку внутри румяного плода –
Терзает мозг, душа ей пищей служит.
…Дать выход этой злобе надо, но куда?...
-4-
Летели дни и проходили годы,
Цари сменялись, Рим стоял неколебим...
И понял Ирод – иудейский царь: покорностью народов
Разрушен будет в роскоши погрязший, сытый Рим –
Покорность тихая, безвольная, слепая
И есть тот страшный бунт, который как термит
Империи основу незаметно разъедает,
И крепкая на вид она недолго простоит,
Когда её разрушить вздумает младенец.
Есть сила в слабости, а слабость в силе есть:
Империя ослабнет при покорности владений
И распадётся … и свершится месть...
-5-
Но как покорность воцарится в душах
Простых людей…? Как это втолковать
Вождям, что, не желая даже слушать
Речей разумных, рвутся воевать…? –
В гордыне дикой, с криком о свободе,
Собрав безумных горстку храбрецов,
Ввергают в новую беду свои народы
И сами гибнут на кресте, в конце концов.
Геройствуя, они не понимают,
Что подвиг их нелеп и грош ему цена –
Бунт неудачный только укрепляет
Империю, что в битвах рождена.
Так мыслил венценосный раб
Империи, а логика простая:
Лишь только глупый и плохой сатрап
Стать полновластным государем не мечтает.
-6-
В то время смутное по иудейским синагогам
Блаженные вещали что есть силы
О том, что в мир придет ниспосланный от бога
Царь над царями, этакий мессия…
И явит царство милосердия благое,
Где будет всяк богат и сыт, и пьян…
И в древних книгах, якобы, прописано такое,
И в это верят люди многих стран…
Но толковали разное бродячие кликуши,
Порою даже спорили, поэтому бывало,
Что люди, не желая споры слушать,
Тех болтунов из синагоги прогоняли.
-7-
Об этом Ироду докладывал первосвященник
Каифа – вероломный и лукавый человек:
Мудрец, философ, царедворец и мошенник,
Хитрей которого нам не сыскать вовек.
Он тайный смысл мечты и устремлений
Царя-сатрапа разумом постиг
И к делу приступил без промедлений,
Отправив лучших соглядатаев своих
Разыскивать в мессии кандидата
По тюрьмам, по базарам и полям.
…И те пошли, прельстившись щедрой платой,
Что им наградой будет за успешные дела...
-8-
…И полетели во дворец Каифы тучи донесений
О всяких чудесах, блаженных, чудаках
Из городов и маленьких селений
По Иудее всей, но не нашлось пока
Достойного в мессии кандидата.
Каифа выжидал как опытный игрок,
А время утекало безвозвратно
Как между пальцами струящийся песок.
-9-
А межу тем в одной стране восточной
В пещере обитали трое якобы волхвов,
Варили зелья и по звездам ночью
Гадали для досужих простаков.
Дела их шли неважно. Скажем по секрету:
Пещера зельями забита – ясно, что давно
Нет спроса ни на зелья, ни на амулеты,
А на базарах мясо, хлеб, вино
За «просто так» никто давать не хочет –
За все плати, и лучше, серебром…
И вот волхвы, посовещавшись как-то ночью,
Решили распродать свое добро,
Замуровать пещеру и уйти на запад,
По слухам зная, что, наверное, не зря
В стране далекой, где-то за Евфратом
Рождения мессии ждут – пророка иль царя...
-10-
…А в Палестине, как на грех, свершилось чудо:
В никчемном городишке Вифлеем
Девица «не замеченная в блуде»
Вдруг забрюхатела на удивленье всем...
А как её судить? – то дело тёмное, ночное –
Никто ей в этом свечкой не светил,
Да и раввин сказал, что будет всем спокойней
Признать зачатье непорочным и святым.
И на корню пресечь все домыслы и слухи,
Приняв как данность, что Мария понесла
Не от мужчины, а от слов святого духа
И, стало быть, невинна – вот и все дела…
-11-
Марию же, пока не разродилась,
Решили замуж сбыть, подальше от греха,
Приданое собрав, и даже умудрились
Сыскать согласного на это дело жениха.
Иосиф плотник – мужичонка никудышный,
В летах и беден, и значительный изъян…
Имел – куда деваться, если так всё вышло,
Что нравом нелюдим и каждый вечер пьян...
-12-
Но выбор невелик, заметим, между прочим,
Пускай Мария и красива, и строга,
Но кто из трезвомыслящих захочет
С приданым получить ветвистые рога? –
Хоть от царя, хоть от святого духа,
Когда весь город знает наперед,
Что ты «не при делах», а у невесты брюхо,
Как говорится, «на лоб» так и прёт...
Лишь беспробудно пьяному едино:
На ком жениться – было бы вино,
Чтобы с утра, упившись как скотина,
Под вечер лечь в постель, с какой ни есть женой…
Пусть будет страшной словно обезьяна,
Иль смертный грех – была б не холодна…
Все остальное ерунда, когда ты очень пьяный,
А ночь как деготь сажей сдобренный темна.
-13-
Логичен выбор горожан и замысел раввина ясен.
Иосиф по столу ударил кулаком,
Хлебнул вина, икнул и, промычав: «Согласен»,
Себя не числил более холостяком.
-14-
…И эту свадьбу праздновал весь город:
Столы ломились от избытка блюд и вин,
Звучали тосты, здравицы, и вскоре
Упился даже трезвенник раввин.
Вполне возможно, что была особая причина
У многих ликовать на свадебном пиру
От пастуха и до купца – не только у раввина…
Как знать, чьё ложе чаще Маша покидала поутру…?
-15-
Пир отшумел. Но не надолго в Вифлееме
Затихли толки, сплетни, пересуды –
Для новых сплетен появилась тема:
«Младенец Машин на кого похожим будет…?» –
Дух не оставил ни портрета, ни иконы –
Каков он там лицом? – попробуй угадать…
Вновь у источника под плеск воды гадают жёны:
«Чей блудный муженёк в святые духи кандидат…?»
-16-
Меж тем о Вифлеемском чуде весть приходит
От соглядатая священнику Каифе,
И тот смекнул, что путь Израиля к свободе
Начнётся сотворением легенд и новых мифов –
Зачатье непорочное, пришествие мессии,
Да вот ещё волхвы нагрянули с востока –
Начнутся чудеса, когда родит Мария...
Лишь только родила бы не до срока…
Она родит, конечно же, мальчишку,
А если нет – нетрудно подменить:
И не такие чудеса под силу золотишку,
Что до волхвов – те уловили нить
И прибыльность, и суть интриги этой,
И за весьма умеренную плату,
Нашепчут Ироду, как будто по секрету,
Придя с дарами в царские палаты.
-17-
Жаль: Ирод постарел как пень замшелый
И впал в маразм – не узнаёт родню...
Скорей бы умер, чтобы, грешным делом,
Затею эту не угробил на корню.
С наследником договориться будет легче:
Он молод, полон сил и не дурак –
Гораздо лучше, коль на молодые плечи
Груз власти ляжет – молодым неведом страх.
-18-
Лишь постарев, цари всего боятся:
Врагов, друзей, детей своих и жён,
Им по ночам в кошмарах заговоры снятся.
А молодые смело «лезут на рожон»
И, очертя башку, в любую авантюру,
Презрев опасность, рады кинуться они,
Чтоб только победить или погибнуть сдуру...
Не верят в прорицания и сны
И побеждают в самом безнадёжном деле,
Где нет малейшего намёка на успех…
Не зря в народе говорят, что боги любят смелых,
Их ежечасно выделяя среди всех.
       продолжение - ИСТОКИ РОЖДЕСТВО.


Рецензии