Звёзды и ветер
Светлой памяти гениального польского литературоведа,
алхимика слова,
Яна Парандовского
посвящается этот сборник
ЗВЁЗДЫ И ВЕТЕР
Тёмное небо раскрыло шатёр, серебром расшитый,
лунные тени льются в неверном свете...
Кто там над миром шепчет слова молитвы?!
Звёзды и ветер повсюду, звёзды и ветер.
Ветер над Вестерплатте – грозой разлитой.
Звёзды над Фромборком – частой алмазной сетью
в тёмном соборе – солью лежат на плитах.
В сумрачных башнях ветер поёт как петел.
От берегов Поморья до шпилей Львова
стонет гроза ночная – орган суровый,
клонит листву деревьев слезою поздней.
Ну же, кресты костёла – держитесь крепче!
Кто там над Польшей стонет, кричит и шепчет?!
Это лишь звёзды и ветер, ветер и звёзды!..
КОПЕРНИК
Старая колокольня шуршит шагами
у перекрестий лестниц и переходов...
А наверху – созвездья летят кругами
на полустёртой хартии небосвода.
Там, посреди прозрачной небесной сферы
носятся, как и прежде, во время оно,
толпы чудных созданий, зверьё, химеры:
змеи, медведи, богини и скорпионы...
Зная славянский жар и немецкий орднунг
он соизмерит несметные эти орды:
на колокольню поднимется пан каноник,
звёздному хору, неслышимой песне внемля,
и, постигая смысл в неземном Законе,
силою мысли невидимо сдвинет Землю.
ГРЮНВАЛЬД
Тяжёлое войско – железной тучей,
немецкого бреда ночным созданьем,
идёт на Польшу за новой данью,
в крестах и латах – толпой тягучей.
А им навстречу – в небесной круче
вскипают стяги рассветной ранью:
поляки-рыцари, и смоляне,
литовцы – конницею летучей.
Два моря схлынулись в битве страшной!
И рухнул клин Вавилонской башни,
и сгинул Орден в её развале!
И до сих пор под ночной завесой
горит, горит над Зелёным лесом
кровавой каплей – звезда Грюнвальда!
ЯН КОХАНОВСКИЙ
Польский Ренессанс! Богатый бархат:
книги, замки, пан в наряде броском,
яблоки в садах – как будто сахар,
а в устах лукавых – Кохановский!
Пусть ксендзы в костёлах теплят свечи –
пышет вешним цветом жизнь мирская,
и поёт, и плещет вольной речью,
словно чаша, полная токая!
Это хмель, что в бочке бродит соком,
это мир, текущий полным сотом!
Пост полезен праведному брату,
но вкусней – зажаренный барашек!
И звенят чеканные дукаты –
золото сверкающее «Фрашек»!
ЯН ГЕВЕЛИЙ
Почтенный пивовар и мастер хмеля
оставил брагу… ради телескопа!
Расчислил звёзд загадочные тропы
и вычертил на карте: Ян Гевелий.
И видит изумлённая Европа:
всё небо, как рождественские ели,
сияет в бриллиантовой капели,
украшенное чудищ пёстрым скопом!
Подзорных труб громадные фрегаты
над старым Гданьском, гордым и богатым,
стремятся ввысь из пут земного плена.
Он чтит супругу: верную, незлую…
Но в сумраке чело его целует
прекрасная любовница – Селена!
КРАКОВ
Как будто дракон за кольчугой мрака
крутые крылья свои расправил…
Над готикой крыш, в королевской славе
под вечер дремлет старинный Краков.
Витраж небесный сгорает, плавясь,
над Рынком, над храмом – прекрасной ракой,
а выше всех – заповедным знаком
загадочным замком сияет Вавель.
Ковры и картины – его уборы,
таится святыня в тиши Собора,
и холм струится нездешним светом.
Безмолвна крепость – врата не скрипнут…
И древний дракон охраняет крипту,
где спят короли его и поэты.
ИМПРОВИЗАЦИЯ
Плещет мазурка!.. В Париже дождливом
стенам поёт непонятную оду.
Звуки звенят и кипят торопливо,
словно в бокале, искрящемся содой.
Дождь закипает в когтях водослива:
«Прокляты будьте, убийцы свободы!».
Музыка плачет и бьётся тоскливо;
грохот хохочет под готикой свода.
В дыме изгнанья, в прокуренных залах
музыка пеньем Сирены звучала:
пена морей! И шампанского пена!
Плещет мазурка!.. И шорохом стонет
в тоне органа, в соборной колонне
сердце Шопена!..
МИЦКЕВИЧ В КРЫМУ
Ветер наполнен дыханьем сухой долины:
горечью чабреца, пылью имперской ссылки.
Польский Овидий, литовский романтик пылкий
зрит генуэзский кремль и хребет руины.
Ветхие кирпичи, минарет старинный;
узкие улочки, точно листа прожилки,
город пронизывают. Как серебро в копилке,
смешаны пенье грека и муэдзина.
Вот армянин с татарином на базаре
бурно торгуются, а в ароматном паре
варится кофе, и солнце парит над пылью;
на изразцах дворцовых строчит кузнечик...
А у пришельца в сердце – нездешний вечер –
словно свеча в бойнице над Старой Вильной.
АККЕРМАНСКИЕ СТЕПИ
Из Мицкевича
Вплываем на простор сухого Океана,
Возок ныряет в зелень, точно лодья
Среди шумящих нив, цветного половодья,
Минуя риф коралловый бурьяна.
Уж мрак ниспал: ни шляха, ни кургана
Вперяюсь в небо, звезд взыскуя путеводья;
Там облак ли горит? Заря ли на восходе?
Нет, это блещет Днестр и лампа Аккермана.
Но встанем!.. Тишина... Чу: лёт журавный,
Который не узреть зрачком сокольим,
И слышно: мотылёк трепещет в разнотравье,
Да сквозь траву змея струится скользко.
Такая тишь! И чутко слух направлю –
Как будто зов с Литвы?.. – Идём: нисколько.
СЛОВАЦКИЙ
Ветер гонит перекати-поле
от степей и крепостей Украйны,
от камней просторного Подолья
до Литвы, до Виленского края.
Ветер воет голосом неволи
там, где Польша в пламени сгорает,
гонит к европейскому застолью,
где шумит Париж вороньим граем.
Ветер разметал пути поэтов,
перепутал звёзды, и планеты,
и пески египетской столицы…
И вознёсся статуей застылой,
там, где в подземелье – две могилы
примирились – общею гробницей.
ЛОКИС
В гостиной – камин, и французский говор
и сердце волнует преданий пропасть.
А где-то в снегу, у ночного крова
в медвежьем образе бродит Локис.
И вены бродят медвежьей кровью,
любовью-оборотнем, печалью;
невеста клонится к изголовью,
сверкают свечи в кольце венчальном.
Но страшно грянет над панским кровом
любовь медвежья – звериным рёвом.
Собаки залают, хозяев клича,
стволы готовы, и выстрел смертен!
Глядят охотники на добычу:
у мёртвого зверя – на когте – перстень…
ФАРАОН
Кубок пьяной браги выпит
тают волны благовоний
и песок свой шёпот сыплет
о великом фараоне.
Мой двойник за дверью храма
тайно бродит до рассвета.
Небо скроет чёрной ямой
спор Осириса и Сета.
Ночь видений и сокровищ –
что сегодня ты готовишь?
Страсти пряная отрада:
ладан, ласки и объятья...
И смола ночного яда
янтарём легла на платье.
ЛЕОПОЛЬД СТАФФ
Помнят твои крестины костёлы Львова
и стародавних парков резные тени!
Там прозвучало струн неземное пенье –
там процвело во мраке цветное слово.
Ты растопил в ювелирной печи оковы
бронзовой польской речи; в ночи весенней
свил серебро созвездий и вишен сени,
чтобы они запели – свежо и ново.
Так же звенят на битве клинки Дамаска,
так же сверкают кольца чеканной сказкой,
так же грохочет молот в небесной кузне!
Чтобы под старость, мудро, неторопливо,
вдруг прозвучать под кровом ветвистой ивы
тихой свирелью – навстречу прелестной Музе...
КАЗИМИРА ИЛЛАКОВИЧ
Торфы тлеют: дымно и тревожно!..
Девочка бежит в поля Полесья
сквозь сиротство, песни, бездорожье –
юным ветром, ангельскою вестью!
Девочка бежит, а ей навстречу:
Вильно, Петербург, война и горе,
боль госпиталей, и пушек вече,
смертный жар, солдатский крест – Георгий.
Это – будет, Илла, это – будет!
А пока – лишь дым неясных судеб;
дни полны томительного зноя…
После ночи просыхают росы,
девочка бежит – и вьются косы
словно крылья птицы за спиною.
ЯНУ ПАРАНДОВСКОМУ
Старый алхимик! Сквозь колбу смутную ты увидел
вещего Хроноса взор – огневой и грозный;
так под камнями Олимпии прячет идол
позеленелый лик из тяжёлой бронзы.
Ты созерцал, как боги метнули Солнце
ярким слепящим диском вдоль небосклона;
ты сосчитал набеги кентаврьих конниц
возле священных рощ у подножья Трона.
Ты прочитал поблёклую позолоту
на корешках таинственных переплётов;
вместе с Петраркой ступал по стезям Европы
шёл по руинам Рима зарослями глухими,
из-под обломков слыша латинский шёпот –
хитрый посланник Польши, седой алхимик!
МОРСКАЯ ТИШЬ (из Мицкевича)
На высоте Тарканкута
Уж ветер на корме ласкает знамя,
Вздыхая, словно грудь, светлеют волны
Так сны младой невесты счастья полны:
Пробудится – и вновь объята снами.
И паруса – хоругви после бойни –
На голых мачтах спят; корабль чуть видно
Колышется, как будто цепью свит он;
Воспрял матрос, и путникам спокойней.
О море! В глубине, меж вёрткими толпами
Сокрыт полип, и спит под сводом хмурым,
А тишь придёт – и рамена растянет.
О мысль! О глубь, где, словно гидра, память
Безмолвно спит в годину бедствий бурных,
Но тишь придёт – и сердце рвёт когтями.
ЕВРЕИ
Зоркий меняла следит за чужой монетой
и проверяет надёжность цветного сплава;
запахом пряностей веет в глубинах лавок,
дети на празднике страстно жуют конфеты.
Племя портных, дантистов, чудных поэтов!
Хор анекдотов кружит смешной оравой...
Где это всё? Почему-то молчит Варшава,
горькою гарью пахнет в глубинах гетто.
Из ниоткуда приходит зловещий поезд,
дети схватились в страхе за мамин пояс,
колкою льдинкою что-то горит под сердцем.
И бесконечно стучат и стучат вагоны –
мимо полей и станций, на перегонах...
И пустотою стынет в груди: Освенцим.
СТАНИСЛАВ МИКУЛЬСКИЙ
Красивый и загадочный разведчик –
в армейской форме, в кожаных перчатках…
Со смертью он играет в чёт и нечет,
засняв на фото страшные загадки.
Стамбул, Берлин, и польское поречье –
везде он обречён опасной схватке;
везде неотразим: в сердечной встрече,
во взорванном КБ, в пыли взрывчатки.
Красавицу любую завербует!
И покорит действительность любую –
шикарный Клосс – изысканный Микульский!
…Роскошно пахнет пряною сигарой,
горчит коньяк, настоянный и старый…
Струится плёнкой – зыбкое искусство!
ПЛАВАНИЕ
Из Мицкевича
Сильнее шум; и гад морских кружатся стаи,
Матрос на вантах ввысь: Дружней, ребята!
Взбежал, простёрся, стал в сети распятой
Так пялится паук: где дрогнет ткань витая.
Ветра! Ветра! Корабль, конём взметаясь,
летит, метельной пеною объятый,
втоптал валы, ввысь выю, сквозь раскаты
рвёт облако челом, крылом ветра хватает.
И дух взлетает мой над мачтою средь бездны,
Воображенье взвив, как рунный парус,
Чтобы с толпой весёлой – в клике слиться.
Пав кораблю на грудь объятием мятежным,
Его полёту словно множу ярость!
Легко мне! Любо! – знать, как вьётся птица!
ТАДЕУШ РУЖЕВИЧ
белый сонет
В каменоломнях слова поэт поднимает
окаменевшие звуки и слышит отзвук
и женщины каменные от горя открывают очи
казнённый партизан встаёт на краю могилы
и мама живою выходит из больничной палаты
а красная готика собора дыбится гребнями
тянется струнами нервюр
таращится масками резными
каменный карнавал Венеции
воскресшие девушки кружатся каруселью
оседлав ящеров и драконов
карусель кружится
девчонки ловят ветер
они смеются
СОЛЯРИС
Тёмною глоткой зияет бездонный Космос
омут пустого мрака, лишённый света.
Но серебристой пылью летят планеты
пряжею вьются созвездий седые космы.
И в пустоте пространства моллюском склизким
дышит планета-мозг, на орбиту пялясь.
Оком огромным сквозь линзу глядит Солярис
жуткою слизью волн в океане мысли.
Что за смешная жестянка кружится рядом
и беспокоит бога бесстыжим взглядом?
Призрачной плотью мрака твой сон окрашен
память летит над планетой, кружит над нею...
Страшен ли чёрный Космос? Конечно, страшен.
Только потёмки духа – ещё страшнее.
ТРИНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ
Ежели накурено на кухне –
Открывайте форточку! И воздух
холодом похрустывая сухо
принесёт вам Новый год и звёзды.
И вино кипит хрустальной гранью,
телевизор смотрят по старинке;
с кавалерами танцуют пани,
рассыпая польские смешинки.
И в квартиры наши без боязни
песней иностранной входит праздник:
ёлки, мишура, шампанский шёпот!
Что же там поёт в уютном гуле?
Это кабачок «Тринадцать стульев»,
это – наша форточка в Европу.
ПАМЯТИ АННЫ ГЕРМАН
Что, Эвридика, за тёмною Летой снится?
Вместо обола – пластинка – не тяжкая плата!
Рвётся за Реку – на родину – пленная птица:
нету возврата!..
Кто там в старинные ставни неслышно стучится,
тенью в тиши по лесному спускается скату?
В тёмное зеркало вод молчаливо глядит всё,
но отраженья не видно – пропало куда-то...
Странная, тайная, смутная, грустная участь:
словно во сне – заплутаться, забыться, не мучась,
в шорохе призраков прятаться росною ранью.
Песнею стать!.. И скитаться пугливою тенью
жить во владеньях волшебных зверей и растений –
отсветом... отзвуком... отблеском... воспоминаньем.
ВИСЛАВА ШИМБОРСКА
Праздник театра: вслед за последним актом
встанут убитые; крики, цветы, поклоны.
Свежеказнённый с улыбкой глядит на ката,
гений предателю руку жмёт благосклонно.
Странный символ! Аплодисменты гулки,
а за кулисой платья висят на крючьях.
Смысл этой сцены похож на кроссворд шкатулки –
старой шкатулки, в которой заржавлен ключик.
Сон или явь твоё беспокоит сердце?
Что там сокрыто за древней резною дверцей?
Смысл этой сцены сокрыт непонятной тенью.
Тут на стене сквозь рамку вздыхает струнка:
две обезьянки сходят с брейгелева рисунка
чтобы, звеня цепочкой, твои разгадать виденья.
ЯРОСЛАВ ИВАШКЕВИЧ
Ясный свет за Городом весенним
у реки, над киевским обрывом
и стеной душистою – сирени
клонятся к днепровскому разливу.
Ну а в Польше – август, жаркий август,
мёдом терпким пахнущее слово;
это нежность – нежность в сердце вжалась
снова, снова…
Отзвуки друзей: сестёр и братьев –
словно звёзды, хочется собрать их!
Вся Отчизна – от Москвы до Рима –
точно древний вытертый сестерций.
Целый мир укроется незримо
в польском сердце!..
МОЛИТВА
Ну что же так трогает в этой песне?..
Как в зимней ночи – огонёчек слабый,
как будто в ссылке – родные вести,
пути-дороги в ограде яблонь…
Как будто кресты путевых часовен,
и мёд органа в огнях костёла,
и крепкий строй черепичных кровель,
и эти сёла – родные сёла…
Ужель дыханье свечи потушит
дешёвой речи сквозняк бездушный?
В веках, над славянскою колыбелью
мелодия эта в тиши звучала…
О, только бы пела она – капелью!
О, только бы пела – и не кончалась!..
Свидетельство о публикации №117012102477
Роман - и ты велик и гениален. Пусть твоя Муза будет всегда с нами!
"О, только бы пела она – капелью!
О, только бы пела – и не кончалась!.." - золотые твои слова!!!
Александр Нефедов 2 21.01.2017 15:29 Заявить о нарушении
РС
Роман Славацкий 21.01.2017 17:27 Заявить о нарушении