Прости меня за ночи без огня
Прости меня за ночи без огня,
Прости, что не согрел и не заметил,
Как время пролетело... западня
То время... и судьба в карете
Умчала мысли, годы и мечты,
И крест поставила на встречи
С тобой... но в сердце только ты,
И рваное оно судьбу калечит...
Предвосхитила карма... мать её..
Всё что досталось свыше... и безумье
Кромсало сердце доброе моё,
Все превращая в омертвенье мумий...
Прости меня за от кровений срез,
Многополосное ранение плачевно...
Не накопил богатств... наивный "Крез",
Молящийся, как колокол, вечерне...
Прости меня... мне некуда идти,
И некому поплакаться в ладони...
На перепутье выбирал пути
За звёздочкой, что тихо в море тонет...
Всё думал я, надеждою томим,
Что вот оно... как говорится, счастье,
Звезда мне пела песни о любви,
Я ей внимал... и сердце рвал на части...
Не помогали от кровенья и слова,
Пытался птицей Феникс стать... напрасно,
Всё не туда тропинка та вела,
И понял я: над нами время властно...
Ему, как Богу, нынче я молюсь...
Пусть западня, пусть горечь пораженья...
Тебе, родная, снова повинюсь,
Сняв чёрное с зеркал... для отраженья...
19.01.17..
Свидетельство о публикации №117011907334
Но и оставить без внимания эти стихи нельзя, как, собственно, и всё остальное творчество поэта Ефима Ташлицкого. Можно было бы поговорить о пятистопном ямбе, перекрёстной рифмовке, олицетворениях, метафорах и прочих красотах стихосложения. Но все эти поэтические приёмы, мастерски исполненные, так бы и остались красивыми одеждами авторской мысли, если бы не сама Мысль, которая идёт не от ума , а от души через сердце.
Это не душа обобщённого лирического героя говорит с нами, не обобщённые сердца кровоточат. Автор говорит от своего имени. Это его сердце и той, конкретной, не обобщённой героини, плачет от "многополосных ранений".
И только автору и ей известны все причины. А нам это знать не положено.
Поэтому предлагаю не уподобляться зевакам в анатомическом театре, а представить СЕБЯ, скажем, в мастерской искусного портного под названием Время, и примерить на себя отдельные ситуации, о которых с такой болью пишет поэт. А ведь он не зря назвал время "западнёй"! С рождения мы попадаем в эту ловушку, из которой не выбраться никому. Даже боги Олимпа были во власти Времени.
Писал ли поэт с расчётом поднять проблематику, раскрыть тематику и преподнести нам, читателям, морализаторскую жвачку в виде поучений о смысле бытия, о любви и её всепрощении ?
Ничего подобного мы в этих стихах не видим. Поэт не поучает, он размышляет о своей жизни. Но как много знакомых моментов мы обнаруживаем в его размышлениях !
Разве наше время не пролетело, не прогрохотало каретой судьбы, унося все наши мечты и надежды ? Кстати, мечты и надежды при всей схожести понятий, всё же различны по сути. И у каждого из нас есть своё кладбище с крестами над мечтами и надеждами.
И разве не рваные у большинства из нас судьбы ? Разве не надрываемся мы, калечась морально и физически, пытаясь вырваться из силков этой пресловутой кармы ?
Молодые, перед которыми лежат тысячи рассветных дорог и тропинок, не умеют так просить прощения, как это делают те, которым за 60, и перед которыми одна закатная дорога. И пусть меня не упрекают в мрачности тона позитивно настроенные читатели.
Безусловно, в закате есть своя прелесть и двигаться можно, не торопясь, с комфортом, с любопытством озирая окрестности. Но куда выкинуть тот рюкзак, что за плечами, который доверху набит непоправимыми ошибками, сожалениями, благими намерениями ? Груз этих болезненных воспоминаний давит на плечи и мешает идти легко и свободно.
Разве нечего нам вспомнить ? Ведь многим встречались на пути поющие о любви звёздочки. Разве мы не пленялись их обманчивым холодным светом, разве не шли увлечённо за ними ?
"Всё думал я, надеждою томим,// Что вот оно...как говорится, счастье..." И где эти наши звёзды, к которым мы так стремились ?
Очень красиво и образно говорит об этом поэт: "На перепутье выбирал пути // За звёздочкой, что тихо в море тонет...". Все наши звёзды, все наши былые увлечения и влюблённости поглотило житейское море.
А что у нас в сухом остатке ? Поэт в стихах сравнивает себя с "наивным Крезом". Сравнение наполнено горькой иронией. Ведь, как известно, Крез - это последний лидийский царь, самый богатый человек на земле. Да ещё бы ему не быть богатым ! Ведь через столицу Лидийского царства протекала золотоносная река. Сказочные богатства позволяли Крезу содержать огромную армию и подчинить себе все ближние земли. Сделаю маленькое отступление. В транскрипции греческое слово Крез звучит как Крёз, Крез и Крес. В стихах Ефим Ташлицкий выбрал звучание Крез, и это понятно почему - для рифмы.
Но выбор образа не случаен. Наивный Крез полагал, что несметные богатства сделали его самым счастливым человеком. Вот эта наивность его и подвела. Крез отправлял своих послов с богатыми дарами к различным оракулам, надеясь задобрить милость богов и получить хорошее предсказание. Но не смог лидийский царь правильно истолковать дельфийского оракула, а в результате потерял всё - и богатства, и царства, и жизнь...
А ведь афинский мудрец Солон предупреждал Креза, что не в богатстве счастье и не в его количестве. И никого при жизни нельзя считать счастливым, ибо счастье призрачно.
Глубокий смысл заключён всего лишь в двух словах: "наивный Крез". Примеряя их к своей жизни и жизни окружающих, разве не видим мы явственно аналогии ? Ведь сколько таких, чьи понятия схожи с жизненной философией Креза ! Они делают богатые подношения храмам, в надежде купить Божье благословение и искупление грехов.
Всё так, но какое это имеет отношение к жизни поэта ? Ведь он сам пишет, что "не накопил богатств", какими же дарами он облагодетельствует храм ?
Но речь не идёт о религиозных воззрениях автора. Как у всякой творческой личности, у поэта накоплены огромные богатства души.
"Звезда мне пела песни о любви,// Я ей внимал...и сердце рвал на части.// Не помогали от кровенья и слова..." Разве нам не знакомы такие ситуации, когда от щедрот своих душевных взамен получаем "омертвенье мумий" ?
И, сгорая каждый раз при каких бы то ни было жизненных коллизиях, разве не мечтаем мы отряхнуть пепел и возродиться, подобно Фениксу ? У каждого наступает в жизни полоса глубокого разочарования и осознания всевластности Времени, которое нам не дано повернуть вспять.
В такие минуты особой глубиной наполняются наши покаянные слова: "Тебе, родная, снова повинюсь,// Сняв чёрное с зеркал...для отраженья...".
Замечательный зрительный образ ! Когда мы завешиваем зеркала ? Правильно, в знак траура. И чтобы усилить впечатление скорби, поэт завесил зеркала чёрным. Конечно, печально хоронить былое.
Поэт сам завесил , но сам и снял траурные покрывала.
Что он надеется увидеть в зеркалах ? А что мы видим обычно - себя и отражение окружающего мира. Но рядом с собой он видит ту , ради которой он и написал эти стихи со словами: "Прости меня за ночи без огня..."
А ведь каждый из нас найдёт, кому сказать подобные признания.
Елена Зигаленко 21.01.2017 15:13 Заявить о нарушении