Саимэ. очерк 1

ИЗ ИСТОРИИ САИМЭ*

Краткое изложение становления, деятельности и достижений САИМЭ в области механизации сельхозпроизводства.

Подборка выполнена  руководителем отдела тракторов Осиповым О.С. ( см. фото)
 

20 лет своей трудовой деятельности из 45-ти
я провёл в стенах этого института (Пономарёв Е.И.)

Предполагаю, что среди читателей сайта найдётся несколько любознательных, которым покажется интересным узнать, какие устройства надо придумать, изготовить и грамотно применить для превращения хлопкового семечка в рубашку.



                ОЧЕРК 1

История механизации земледелия Средней Азии неразрывно связана с деятельностью Узбекского научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства (САИМЭ).
До начала механизации процессов подготовки почвы под посев и другие операции дехкане пользовались примитивными орудиями труда, такими как омач, мала, кетмень и урак. Земля вспахивалась от 2 до 4 раз омачом, увеличивая каждый раз глубину рыхления, столько же раз бороновалась и заглаживалась. Бороной служило примитивное орудие «дандено», а для заглаживания пашни применялась тяжелая доска-мала. Посев всех культур проводился вручную.

В 1910 году в Узбекистане насчитывалось 135 тысяч омачей, 1100 железных конных плугов, 137 железных борон и 12 сеялок. Для тяги этих орудий использовались волы, лошади, верблюды и ослы. Это количество орудий должно было обслуживать 423 тысячи гектаров земли. При такой оснащенности нельзя было и мечтать о высоком уровне производства хлопка и других культур. Применение европейских почвообрабатывающих орудий показало слабую их пригодность для местных тяжелых почв с высоким удельным сопротивлением. Рабочие органы быстро изнашивались, а стойки и рамы гнулись. Даже обычные молотилки не справлялись с обмолотом пшеницы из-за необычной прочности сцепления с колосом.

В 1910 году Туркестанское общество сельского хозяйства выступило с инициативой организации машиноиспытательной станции для определения пригодности завозимой сельхозтехники и создания такой станции под Ташкентом вблизи границы орошаемой зоны и богарных земель в имении Капланбек. Станцию возглавил известный специалист того времени по сельскохозяйственной механике Д.Д.Арцыбашев. В ходе работы подтвердилась необходимость проведения серьезных исследований
в области агротехники возделывания сельскохозяйственных культур в местных условиях, значительно отличающихся от европейских.

В 1914 году на станции создается агрономический отдел. Были сделаны первые шаги по изучению связи технологии обработки почвы с урожайностью, испытанию молотилок и других орудий для возделывания и обработки сельхозкультур и экономической оценки применения новых орудий.

В результате выяснилось, что испытания орудий без знания агротехники возделывания сельхозкультур ничего дать не могли. Неясно было, что представляли собой и почвы в разных регионах Туркестана. В первые годы становления станцию возглавил видный инженер-агроном, окончивший два высших учебных заведения, Казанский Б.Г. В тяжелые годы (1917-1921) он сумел сохранить основное имущество станции и стал инициатором механизации хлопководства Узбекистана. Машиноиспытательная станция вместе с хозяйством в 1918 году перешла в ведение Народного Университета (впоследствии Туркестанского и Среднеазиатского государственного университета). Небольшой участок поливной земли (12 га) и богарной (30 га) станции перешли в распоряжение института машиноведения, организованного профессором Михаилом Моисеевичем Якубом при университете. Он был одним из способных учеников академика В.П.Горячкина - основоположника земледельческой механики. Приехав в Ташкент, он привез с собой множество машин, приборов, моделей и инструментов для изучения сельскохозяйственной техники. Этот институт сельскохозяйственного машиноведения при университете и его машиноиспытательная станция стали первыми научными, конструкторскими и учебными организациями по механизации хлопководства - зачатком будущего института.

Станция в 1924 году выполнила обширную программу: подготовила кадры по машиноведению, испытала существующие типы машин и орудий для определения их пригодности к различным почвенно-климатическим условиям Средней Азии, определила оптимальные сроки их службы и производительность, проводила сравнительную оценку тракторов.

Трактористов тогда не было. В 1924 году в Ташкенте были открыты первые в Средней Азии курсы для подготовки тракторных механиков. В том же году на курсах было подготовлено 90 трактористов, а в 1925 году - 254, причем значительная часть - узбеки и представители других местных национальностей. Азытурова из Намангана является первой узбечкой, окончившей эти курсы в 1927 г. Техническая оснащенность сельского хозяйства росла из года в год. В 1925 году в Среднеазиатских республиках насчитывалось 526 тракторов, а в 1934 году их уже стало 13541.
За 1931-1932 годы в Республике было обучено более 24 тыс. трактористов, бригадиров-механиков, шоферов и др. специалистов.

К этому периоду "Фордзоны", завезенные в 1929 году уже не могли удовлетворять растущие требования сельского хозяйства. Надо было выпускать трактора, наиболее подходящие к местным условиям для возделывания пропашных сельхозкультур. Окучивание и рыхление, нарезка поливных борозд, уборка урожая и другие виды работ требовали таких тракторов, которые не повреждали бы возделываемые растения.

Согласно этим требованиям в 1934 г. Путиловский завод начал выпуск пропашных тракторов марки "Универсал". Сеялки и культиваторы для них заказали заводам "Красный Аксай", "Ростсельмаш" и "Ташсельмаш".

Машиноиспытательная станция в Капланбеке просуществовала до второй половины 1924 г.
Специалистом сельского хозяйства (Узбексельсклада) по механизации сельского хозяйства, инженером И.И.Еремичем были сформулированы основные принципы к завозу тракторов в Среднеазиатские республики. Эти принципы не утратили своего значения до сих пор. Они состоят в следующем:
1. Ввозимые в Узбекистан тракторы должны быть одной системы. Это облегчает снабжение машин запасными частями, ремонт и подготовку обслуживающего персонала.
2. Тракторы должны быть снабжены всеми видами сельскохозяйственного инвентаря (плуги, сеялки, бороны и др.).
3. Целесообразно, чтобы тракторы работали отрядами. Такая организация работ обеспечивает большую производительность и значительно сокращает накладные расходы.
4. Обслуживающий персонал должен быть подготовлен к самостоятельной работе.
5. На время работы важно обеспечить трактор необходимым инструментом, эксплуатационным инвентарем и материалами.
6. Запасные части для ремонта должны быть исчерпывающими по комплектам и всегда в наличии.

В 1928 году для выбора лучших типов машин, и избежания их многомарочности,  Главный хлопковый комитет (ГХК) принял решение организовать машиноиспытательный пункт (МИП) в хлопководческом совхозе "Пахта-Арал". Возглавил этот пункт инженер Е.А.Коляскин, приехавший из Тимирязевской академии , Москва. МИП проводил испытания тракторов с хлопковыми сеялками и культиваторами, проектировал плуг для поделки пал, изучал процесс механизации уборки хлопка и люцерны.

Для оказания помощи рационализаторам на МИП организовали конструкторское бюро. Студенты Среднеазиатского Университета принимали активное участие в этом бюро в разработке новых машин. С 1928 г изобретатели И.Г.Цыганков и Ю.А.Чекменов работали в совхозе над созданием куракоуборочных машин, а механик В.П.Хрусталев конструировал плуг-палоделатель. Здесь провели первый машинный сев хлопчатника четырех¬рядной сеялкой на площади 57 га. В июле того же года в МИП начались испытания машинной культивации хлопчатника. Они послужили впоследствии основной для проектирования сеялки и культиватора, марок ССГ и СКЖ, их производство было потом налажено на Ташсельмаше.

Начались работы по созданию хлопкоуборочных машин. Из ВИСХОМа приехали инженеры, в том числе профессор В.А.Желиговский. Работы на МИП становилось все больше.
Много было сделано в эти годы. Так, в 1930 году на базе мастерских Главхлопкома в Узбекистане развернулось строительство первого предприятия хлопкового машиностроения - завода "Ташсельмаш", первая очередь которого вступила в строй
1 мая 1931 г. Началось производство сеялок, культиваторов, борон и других сельскохозяйственных машин и орудий.
Развернулась большая работа не только по испытаниям новых машин, но и по созданию новых и освоению их на заводах, а также по внедрению их в сельскохозяйственное производство.

Теперь нужна была самостоятельная организация, не зависящая от хозяйственных дел, вооруженная мощными современными техническими средствами для проведения глубоких научно-исследовательских работ и принятия соответствующих решений.
К 1931 году работали четыре разобщенные организации по механизации сельхозпроизводства:
1. Отдел механизации СредазНИХИ при Ташкентской зональной станции (ОМ СредазНИХИ), расположенной в пос. Каунчи, в 6 км от ж-д. станции  Кауфманская
Сред. Аз. ж. д. Директор Фаталибеков К.Ф.
2. Машинно-испытательная станция Узнаркомзема и Узсельхозснаба в г. Ташкенте
(МИС НКЗ). Директор Коляскин Е.А.
3. Машинно-испытательный пункт главного хлопкового комитета в совхозе Пахта -
Арал (МИП Г.Х.К.). Директор Коляскин Е.А.
4. Машинно-испытательная станция Средне-Азиатского Государственного Университета (МИС САГУ) в г. Ташкенте. Директор проф. Якуб М.М.
Настало время объединить их в единую мощную организацию по выполнению НИР по механизации хлопководства. Таким учреждением стала Среднеазиатская станция механизации и электрификации хлопководства (САСМЭХ), организованная на базе вышеперечисленных научных учреждений на землях хлопкового совхоза "Каунчи". Однако Пахта-Аральский пункт (МИП) остался филиалом САСМЭХ.  1931 год считается годом  рождения УзМЭИ. Первым директором  стал  инж. Петрик Г.И.

Станция начала работать в составе четырех научных отделов: агротехники, почвообрабатывающих и посевных машин, механизации уборки хлопка, эксплуатации и ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин и лаборатории физики и химии почв. Штат состоял из 24 научных сотрудников, из них 5 кандидатов наук, 10 старших и 9 младших научных сотрудников, кроме того, 37 человек составляли технический персонал.
Основными направлениями деятельности станции были:
1. Теоретические исследования для обоснования создания новых агротехнических приёмов и машин.
2. Испытания и использование для механизации хлопководства существовавших в то время тракторов, сельхозмашин и орудий.
3. Разработка, конструирование, изготовление и испытания экспериментальных образцов как новых машин для механизации хлопководства, так и приспособлений к ним и совершенствование существующих.
4. Разработка агротехники хлопководства для механизированных процессов и агротехнических требований на новые машины.
5. Разработка нормативов по эксплуатации и ремонту тракторов сельскохозяйственных машин.

За время своего становления и развития постановлениями Правительства в качестве научно-исследовательского института он не раз переименовывался, но задачи головного научно-исследовательского учреждения по механизации хлопководства оставались неизменными. Например, в 1932 году станция, перейдя в ведение ВИМ, называлась Среднеазиатским хлопковым отделением Всесоюзного института механизации сельского хозяйства (СредазВИМ) при уполномоченном НКЗ СССР.

В 1933 году дано название “Центральная станция механизации, обработки хлопка и других культур хлопкового севооборота СредазНИХИ”, а в 1934 году - опытный совхоз СредазНИХИ “Каунчи” по механизации и агротехнике хлопководства.

В 1938 году станцию переименовали в Центральную станцию механизации и агротехники хлопководства ЦСМАХ СоюзНИХИ (Директор инж. Яковлев И.Я.). До организации станции механизации и агротехники хлопко-водства САСМЭХ занимался главным образом вопросами испытания тракторов, с/х машин и изготовлением экспериментальных образцов машин по пред¬ложениям отдельных изобретателей. Увязки вопросов механизации с агротехникой не было. Это имело важное практическое значение в условиях возрастания роли механизации и агротехники хлопководства.

С момента организации ЦСМАХ вопросы механизации с агротехникой разрешаются совместно. Творческое содружество  принесло свои положительные результаты.
На основании испытаний плугов различных конструкций более 29 наименований, изготовленных промышленностью и материалов по удельному сопротивлению почв, полученных станцией для основных районов Средней Азии, а также разработанных агротехниче¬ских требований устранена многомарочность плугов и остановлен выбор  на плуге марки ТПУ-5 № 3.

Доказана нерациональность и вредность большего числа весновспашек и даны установки для решительного сокращения их, что было  одобрено и принято руководством  Наркомзема Узбекистана и других хлопкосеющих республик Средней Азии. Установлена необходимость глубокой основной вспашки до 30 см. Ежегодная мелкая пахота на одну и ту же глубину способствовала образованию уплотненного подпахотного слоя почвы, который не дает возможности корневой системе хлопчатника развиваться нормально. Установлено также место применения чизеля в системе подготовки почвы под хлопчатником, разработаны требования к чизелям и организован массовой выпуск чизеля СКО СКЛ.

Изучены способы и сроки распашки люцерновой дернины и лучшие из них рекомендованы в производство. Разработаны агротехнические требования к хлопковым сеялкам, на основании которых сконструированы тракторная рядовая сеялка ССЖ, конная гнездовая сеялка СГК-1, тракторная гнездовая сеялка СА.

На основании этих требований Ташсельмашом сконструирована тракторная рядовая сеялка ССК и организован массовый выпуск этой сеялки. Разработаны агротехнические требования к тракторным культиваторам и предложены конструктивное улучшения
к тракторному культиватору МКЖМ-408, завезенному из Америки. На основании этих требований созданы более совершенные культиваторы СКК И КД, выпускавшиеся
в массовом производстве заводом Ташсельмаш.

В результате тесного содружества инженеров и агрономов установлена ширина междурядий в 70 см, что дало возможность унифицировать, как сеялки и культиваторы, так и уборочные машины по хлопчатнику. Для нарезки поливных борозд одновременно
с посевом предложены окучники к сеялкам ССЖ и ССК. Обоснована и доказана высокая эффективность локального внесения минеральных удобрений, на основании чего разработаны туковые приспособления на плуги, чизели, культиваторы, конные окучники.

Продолжение следует…


Рецензии
Евгений Иванович,с интересом,как бывший работник сельского хозяйства,прошла Ваш очерк о САИМЭ,который мне напомнил Введение дипомной работы или кандидатской.Большой труд вложил в подборку руководитель Осипов О.С.
Работа может быть полезна для студентов вуза в настоящее время.Видно,что вы работали и учились с вдохновением и любили свою работу.Честь и хвала Вам за это!

Хоть и изучала я с-х машины,а вот ,что такое Чизель(вернее,слово) забыла,оказывается - ЧИЗЕЛЬ — (от англ. chisel долото, резец), орудие для безотвального рыхления почвы. С помощью Ч. осуществляют неполное подрезание обрабатываемого почвенного пласта без образования сплошного дна борозды. Осн. рабочие органы Ч. стойка и узкая рыхлительная лапа… …ЧИЗЕЛЬ работает с трактором СT3 и дает производительность до 6 га за 10 ч. Ч. применяется в хлопковом х-ве( Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь)Вообще,у с-хва среднеазиатского региона своя специфика .Это не кетменем и омачем рыхлить!

С теплом и наилучшими пожеланиями.

Евгения Давыдянец   06.02.2017 16:52     Заявить о нарушении
Спасибо, Женя, за развёрнутый отклик и оценку.
Вам здоровья и всего наилучшего - ПЕИ

Евгений Пономарёв 3   28.01.2017 09:00   Заявить о нарушении