Куда же я теперь зашёл?

Глашатай               
(поэтические философемы, реплики, эссе)         
Куда же я теперь зашёл? (Ю. Петров)               
(Бытие и мы.               
Исповедь заменить нечем.)   
               
                В одиночестве каждый  видит в себе
                то, что он есть на самом деле.
                А. Шопенгауэр (1788-1860).

08.06.1976
               
         Со мной не раз уже бывало,
         Я заходил куда попало.
         И с первой встречной жизнь делил, 
         И, спохватившись, уходил.
         Но вот уж век, как держит кол,
         Куда же я теперь зашёл?
   
                17.01.2017, 19.01.2017

 Резюме:  Дорогие читатели, позвольте представить вам уникального мыслителя второй половины XIX ст.  Кто он?
      Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ-иррационалист, представитель волюнтаризма. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира («вещь в себе» И. Канта) предстаёт у Шопенгауэра как  «неразумная воля» - слепое бесцельное влечение к жизни.
      По Шопенгауэру – «освобождение от мира» достигается через «сострадание», «бескорыстное эстетическое созерцание», «аскетизм». Речь идёт о состоянии близком буддийской «нирване». Что собой представляет этот феномен мировой философской мысли? Выделим наиболее важное.
      «Нирвана» («угасание», «прекращение», «неволнение») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме.
      Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных бытию в «сансаре».
      «Сансара» или «самсара»  («блуждание», «странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных «кармой», одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».
      «Карма» или «камма» («деяние», «причина-следствие», «воздаяние», «дело», «действие», «труд», «делать») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, «вселенский причинно-следственный закон», согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
      «Карма» лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого «сансарой», и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. В различных индийских религиях даются несколько отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы.
«Мокша» («освобождение») или «мукти» в индуизме и джайнизме — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.
      Артур Шопенгауэр размышляя над проблемой человеческого самоопределения, вводит в систему понятий своей парадигмы смысловые единицы, определения и толкования связанные с практикой древнеиндийской философии.
Так одинок ли человек на планете Земля? Дружба и взаимопонимание людей – это высшее качество бытия?
      В диалоге с универсумом человек выступает как путник жизни, давая ответы на очень многие вопросы сконструированные адептами оптимизма – из прошлых поколений. Да, диалоги с прошлым – это самоистолкование носителей  разума, процесс.  Как же люди строили и строят свою жизнь?
      Корректно ли используется феноменально сложный термин «судьба» и другие термины подобного содержания?
Интересную позицию занимал немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр. Он считал, что –
  «Кто не любит одиночества – тот не любит свободы».

 Постскриптум:  Дорогой современник! Пользуясь дефинициями прошлого, мы усиливаем свою мировоззренческую оптику, мы лучше понимаем себя и других. Не так ли? Наша правота ведь содержит в себе немало горечи. Спросим себя прав ли мыслитель-иррационалист?
       Речь идет опять о А. Шопенгауэре: «Одиночество есть жребий всех выдающихся умов».

         Дорогие читатели! С благодарностью за внимание, ваш Юрий Петров,
                доктор философских наук.


Рецензии