Куда же я теперь зашёл?
(поэтические философемы, реплики, эссе)
Куда же я теперь зашёл? (Ю. Петров)
(Бытие и мы.
Исповедь заменить нечем.)
В одиночестве каждый видит в себе
то, что он есть на самом деле.
А. Шопенгауэр (1788-1860).
08.06.1976
Со мной не раз уже бывало,
Я заходил куда попало.
И с первой встречной жизнь делил,
И, спохватившись, уходил.
Но вот уж век, как держит кол,
Куда же я теперь зашёл?
17.01.2017, 19.01.2017
Резюме: Дорогие читатели, позвольте представить вам уникального мыслителя второй половины XIX ст. Кто он?
Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ-иррационалист, представитель волюнтаризма. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира («вещь в себе» И. Канта) предстаёт у Шопенгауэра как «неразумная воля» - слепое бесцельное влечение к жизни.
По Шопенгауэру – «освобождение от мира» достигается через «сострадание», «бескорыстное эстетическое созерцание», «аскетизм». Речь идёт о состоянии близком буддийской «нирване». Что собой представляет этот феномен мировой философской мысли? Выделим наиболее важное.
«Нирвана» («угасание», «прекращение», «неволнение») — понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме.
Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий, свойственных бытию в «сансаре».
«Сансара» или «самсара» («блуждание», «странствование») — круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных «кармой», одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в «океане сансары», стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью «сети сансары».
«Карма» или «камма» («деяние», «причина-следствие», «воздаяние», «дело», «действие», «труд», «делать») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, «вселенский причинно-следственный закон», согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.
«Карма» лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого «сансарой», и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. В различных индийских религиях даются несколько отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы.
«Мокша» («освобождение») или «мукти» в индуизме и джайнизме — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.
Артур Шопенгауэр размышляя над проблемой человеческого самоопределения, вводит в систему понятий своей парадигмы смысловые единицы, определения и толкования связанные с практикой древнеиндийской философии.
Так одинок ли человек на планете Земля? Дружба и взаимопонимание людей – это высшее качество бытия?
В диалоге с универсумом человек выступает как путник жизни, давая ответы на очень многие вопросы сконструированные адептами оптимизма – из прошлых поколений. Да, диалоги с прошлым – это самоистолкование носителей разума, процесс. Как же люди строили и строят свою жизнь?
Корректно ли используется феноменально сложный термин «судьба» и другие термины подобного содержания?
Интересную позицию занимал немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр. Он считал, что –
«Кто не любит одиночества – тот не любит свободы».
Постскриптум: Дорогой современник! Пользуясь дефинициями прошлого, мы усиливаем свою мировоззренческую оптику, мы лучше понимаем себя и других. Не так ли? Наша правота ведь содержит в себе немало горечи. Спросим себя прав ли мыслитель-иррационалист?
Речь идет опять о А. Шопенгауэре: «Одиночество есть жребий всех выдающихся умов».
Дорогие читатели! С благодарностью за внимание, ваш Юрий Петров,
доктор философских наук.
Свидетельство о публикации №117011905433